Дело № 2-976/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Хисамовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 действующей в интересах недееспособной ФИО3 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству Финансов Республики Башкортостан, Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилья
УСТАНОВИЛ
ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах недееспособной дочери ФИО3,, чьим опекуном она является, обратилась в суд с указанным иском прося, с учетом его уточнения, обязать Правительство РБ, Министерство финансов РБ, Администрацию ГО г.Уфа РБ, незамедлительно предоставить ФИО1 - опекуну и ФИО3 - подопечной, жилое помещение на состав семьи два человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа за № 1933р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 включена в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории малоимущие. Согласно «Учетной карточке» очередника на получение жилого помещения по договору социального найма от 05.11.213г., ФИО3 включена в список за номером очереди № 1036.
Являясь инвалидом с детства, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, ФИО3 имеет право на внеочередное получение жилья, на чем было основано обращение истицы, ФИО1 в Администрацию Калининского района ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Признавая за ФИО3 право на внеочередное получение жилого помещения, Администрация Калининского района ГО г.Уфа ставит вопрос о предоставлении жилья в зависимость от возможного сноса <адрес> и расселения проживающих в нем граждан, как указано в письме № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Первого заместителя главы Администрации Калининского района ГО г.Уфа.
С указным доводами Администрации района согласиться нельзя по следующим основаниям. Право на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, от времени включения в список внеочередников и должно быть реализовано без указания какого-либо срока, т.е. сразу после возникновения соответствующего субъективного права.
ФИО3 является инвалидом с детства, страдающей психическим заболеванием, что препятствует самостоятельному жизнеобеспечению и уходу за собой, поэтому нуждается в постоянном уходе и опеке.
При указанных обстоятельствах, ФИО3 не в состоянии проживать отдельно, не получая своевременной и должной заботы со стороны своей матери и опекуна. - ФИО1, которой необходимо предоставить дополнительно жилое помещение для совместного проживания и ухода за подопечной.
В судебном заседании ФИО1, ее представитель ФИО9 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) требования с учетом их уточнения подержали, по доводам изложенным в иске и уточнении к нему.
Представитель Министерства Финансов РБ ФИО10 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) в иск в Министерству просила отказать, указав что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Администрацию ГО г. Уфа РБ. Требования истцов к Администрации ГО г. Уфа считает правомерными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Правительства РБ, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суду представлен отзыв на иск из содержания которого следует, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком, обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Администрацию ГО г. Уфа РБ.
Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ, извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела суд считает иск, с учетом его уточнения, подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК РФ).
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 ЖК РФ).
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении, учитывается также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Как установлено судом ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с составом семьи 6 человек проживет и зарегистрирована по адресу г. Уфа, <адрес>. 6 общей площадью 21,7 кв.м. 1/3 доля комнаты принадлежит на праве собственности ФИО3 что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки о регистрации в указанной комнате зарегистрированы ФИО1 ее дочь ФИО3, сын ФИО3 1984 г.р., невестка ФИО11, ФИО12 2008 г.р., внук ФИО13 2010 г.р.
Решением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признана недееспособной.
Распоряжением Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ № 975р от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 назначена опекуном над недееспособной дочерью ФИО3
Согласно справки серии МСЭ -2011 № от 25.05. 2012 г. ФИО3 установлена вторая группа инвалидности (инвалид с детства) бессрочно.
Согласно заключения врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы № МЗ РБ ФИО3 по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.2 п.3 ст. 57 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании Постановления Правительства РФ от 21.12 2004 г. №
Как следует из справки Республиканской клинической психиатрической больницы № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием психического заболевания нуждается в уходе и лечении.
Распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ № 1933р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории малоимущие. Согласно учетной карточки очередника по состоянию на 2014 г. номер очереди 1062 ( 58)
На обращение истца, ответом Администрации Калининского района ГО г. Уфа от 21.07. 2014 г. подтверждено, принятие ФИО3 на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» Дополнительно сообщено, что в соответствии с постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ снос жилого <адрес> и расселение проживающих в нем граждан осуществляется за счет средств ООО МТПК «Маштехресурсы» Указано, что в связи со сносом дома семье заявителя будет предоставлено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, как указано судом, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
С учетом изложенного, права ФИО3 на дополнительную площадь, наличием в собственности ФИО3 1/3 доли комнаты что составляет 7,23 кв.м. ФИО1 и ФИО3 должна быть предоставлена жилая площадь не менее 34,8 кв.м. ( 14+14+14 – 7,23)
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1 и ФИО3 по договору социального найма вне очереди благоустроенной жилое помещение в черте г. Уфы отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 34,8 кв.м. с учетом права ФИО3 на дополнительную площадь.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья : Шакиров А.С.