именем Российской Федерации
24 апреля 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Филимоновой Ю.А.,
с участием истца Косякова Н.Н., представителя третьего лица Товарищества собственников жилья «Хмели» - председателя Исакова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косякова Н.Н. к Самойловой Н.С. о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, судебных расходов,
установил:
Косяков Н.Н. обратился в суд с иском к Самойловой Н.С. о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, судебных расходов, просит взыскать рыночную стоимость поврежденного имущества в размере <данные изъяты> рублей; восстановительного ремонта (работ) внутренней отделки квартиры в размере <данные изъяты> рублей; сумму, уплаченную за проведение независимой экспертизы в размере <данные изъяты> рублей; расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ произошло затопление принадлежащего ему жилого помещения, расположенного на 1 этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, по вине владельца выше расположенной квартиры под № № собственником которой является Самойлова Н.С.. Причина затопления установлена, что нашло свое отражения в акте № №, составленном комиссией, состящей из председателя правления ТСЖ «Хмели» Исакова М.В., управляющей Исаковой М.В., члена правления Куропаткина И.И., собственника квартиры № № Самойловой Н.С., нанимателя жилого помещения под № Косяковой А.Н.. ДД.ММ.ГГГГ в квартире № № осуществлялась чистка водонагревателя, при перекрытии крана холодного водоснабжения лопнул кран шаровый диаметром 1,2 дюйма. При проведении данных работ представители ТСЖ «Хмели» участия не принимали. В результате затопления повреждено принадлежащее имущество, в частности, предметы обстановки (<данные изъяты>)). В результате залива водой в некоторых местах квартиры повреждена внутренняя отделка (имеются подтеки на потолке, стенах). Факт затопления зафиксирован актом обследования №№ в котором указана причина затопления, а также ущерб, причиненный имуществу собственника квартиры №№. Он обратился к Самойловой Н.С. с претензией от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении причиненных затоплением убытков в сумме <данные изъяты> рублей (ущерб + расходы на проведение оценки), размер ущерба определен на основании заключения № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта (работ) внутренней отделки и заключения об оценке №№ рыночной стоимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно указанных заключений стоимость восстановительного ремонта (работ) внутренней отделки составила <данные изъяты> рублей без учета износа и <данные изъяты> рублей с учетом износа. Стоимость поврежденного имущества составила <данные изъяты> рублей без учета износа и <данные изъяты> рублей с учетом износа. Расходы на проведение оценки составили <данные изъяты> рублей. Претензию Самойлова Н.С. принять отказалась, добровольно ущерб не возместила, в результате чего вынужден обратиться в суд.
Истец Косяков Н.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске. Считает, что ответственность в данном случае, должен нести собственник вышерасположенной квартиры Самойлова Н.С.
Ответчик Самойлова Н.С. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица председатель товарищества собственников жилья «Хмели» - Исаков М.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что после того, как лопнул шаровый кран его замена собственником осуществлена самостоятельно, что отражено в дополнениях к акту № №
Суд, выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые указанное лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (ст. 15 ГК РФ).
Из положений статьи 1064 ГК РФ также следует, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда несет обязанность лишь по доказыванию отсутствия своей вины в таком причинении.
Из материалов дела следует, что Косяков Н.Н. является собственником 2-комнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ произошел залив квартиры № № в доме № № по <адрес> <адрес>, в результате которого повреждено имущество, принадлежащее Косякову Н.Н.
Из акта № о последствиях залива квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате закрытия крана квартирного стояка холодного водоснабжения лопнул кран шаровый диаметром 1,2 дюйма. Зона ответственности ТСЖ «Хмели». В квартире № № разбухли <данные изъяты>
В дополнениях к акту № о последствиях залива квартиры от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в двухкомнатной квартире № № во время чистки собственниками водонагревателя, при перекрытии крана холодного водоснабжения лопнул кран шаровый диаметром 1,2 дюйма. Кран менялся собственниками самовольно. Собственник квартиры о проведении данных работ представителей ТСЖ «Хмели» не уведомлял. Поэтому во время данных работ никто из представителей ТСЖ «Хмели» не присутствовал. Виновником считать собственника <адрес>. На день обследования комиссия установила, что во время залива нижерасположенной <адрес> пострадало следующее имущество: коридор - <данные изъяты>; кухня - <данные изъяты> комната - <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 14).
Собственником <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> является Самойлова Н.С.
Стоимость восстановительного ремонта (работ) внутренней отделки квартиры № № по адресу: <адрес>, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно заключению №№, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Союз-Консалтинг» составляет без учета износа <данные изъяты> рублей, с учетом износа <данные изъяты> рублей (л.д. 60-103).
Рыночная стоимость поврежденного имущества <данные изъяты> согласно заключению об оценке №, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Союз-Консалтинг» составляет без учета износа <данные изъяты> рублей, с учетом износа <данные изъяты> рублей (л.д. 17-59).
В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п «д» п. 2 Постановления Правительства от 13.08.2006 года. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктом 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 указанных выше Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Аналогичные положения содержатся и в п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Федеральный закон от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36).
Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенные для обеспечения безопасности помещений многоквартирного дома. Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.
С учетом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку подп. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусматривает его местоположение как внутри, так и за пределами помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, текущий и капитальный ремонт. В силу п.п. 10, 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
При осуществлении управления многоквартирным домом ТСЖ обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и поддержанию его в состоянии, исключающем возможность причинения вреда иным лицам, прямо возлагается законом не на собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а на ТСЖ.
Материалами дела подтверждено (актом № от ДД.ММ.ГГГГ года) и не опровергается третьим лицом ТСЖ «Хмели», что шаровый кран является элементом внутридомовых инженерных систем, относится к зоне ответственности ТСЖ, к внутриквартирному оборудованию не относится, бремя содержания внутридомовых инженерных систем должна нести управляющая компания.
Принимая во внимание, что поврежденный шаровый кран, расположенный на отводе внутриквартирной разводки от стояка холодного водоснабжения, является первым запирающим устройством, поскольку нет иных устройств, позволяющих ограничить поступление воды от магистрального трубопровода, поэтому, суд находит, что обязанность возместить вред, причиненный в результате неисправности общего имущества (внутридомовых инженерных систем), в данном случае шарового крана, подлежит возложению на управляющую компанию.
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного к пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу пункта 13 Правил содержания общего имущества, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или управляющей организацией.
При этом п. 42 Правил № 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Установлено, что управление домом по адресу: <адрес>, д.<адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ТСЖ «Хмели».
Согласно пункту 6.1 Устава ТСЖ «Хмели», Товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние недвижимого имущества многоквартирного дома, выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию и ремонту мест общего пользования в жилых домах, заключать договоры с предприятиями и организациями, производить своевременную оплату их услуг, заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества.
По смыслу приведенных норм лицом, ответственным за содержание шарового крана, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, является управляющая компания, а не собственник квартиры, в которой он находится. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что о необоснованности требований, заявленных истцом к ответчику Самойловой Н.С.
ТСЖ «Хмели» не представлено доказательств того, что Самойлова Н.С. препятствовала надлежащему исполнению обязанностей ТСЖ по содержанию общего имущества, а именно в своевременном проведении профилактических осмотров общего имущества многоквартирного дома.
Предъявление иска ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, исковые требования к ответчику Самойловой Н.С. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Косякова Н.Н. к Самойловой Н.С. о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, судебных расходов оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательном форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 мая 2014 года.
Судья М.В. Степанова