Дело №2-1559/2019 УИД 24RS0032-01-2019-000280-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 15 мая 2019 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием:
помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихина Е.С.,
истца Смирновой Н.А.,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска Абашиной Е.М., действующей на основании доверенности № от 27.12.2018,
при секретаре Шилко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Смирновой Н.А., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд в интересах Смирновой Н.А., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска (далее по тексту УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска) о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Смирнова Н.А. является <адрес> на основании справки серии №, проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>. Смирнова Н.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату 50 % жилищно – коммунальных услуг. УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска Смирновой Н.А. предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно – коммунальных услуг как инвалиду. В соответствии с соглашением об информационном обмене с региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в УСЗН поступили сведения о наличии задолженности у Смирновой Н.А. по оплате взноса на капитальный ремонт. В связи с имеющейся задолженностью УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска Смирновой Н.А. с 01.01.2018 приостановлено предоставление мер социальной поддержки, о чем Смирновой Н.А. направлено уведомление. С 01.02.2018 предоставление мер социальной поддержки Смирновой Н.А. были прекращены. Приводя правовые обоснования заявленных исковых требований прокурор Ленинского района г.Красноярска просит суд признать решение УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска о прекращении предоставления меры социальной поддержки от 01.02.2018 в виде компенсации расходов на оплату жилищно – коммунальных услуг в размере 50% инвалиду 2-й группы Смирновой Н.А. незаконным, обязать УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска предоставить инвалиду <данные изъяты> Смирновой Н.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно – коммунальных услуг в размере 50% с 01.02.2018.
Материальный истец Смирнова Н.А., процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска Абашина Е.М., действующая на основании доверенности № от 27.12.2018, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что наличие задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии или компенсации, так и в приостановлении перечисления данных выплат, а впоследствии и в прекращении их предоставления. При этом в случае приостановления предоставления таких выплат, как только имеющаяся задолженность погашена должником, возникает основание для возобновления их предоставления. Жилищный кодекс РФ (далее по тексту ЖК РФ) предусматривается возможность предоставления субсидий или компенсаций при наличии задолженности, но при заключении гражданином-должником с кредитором (управляющей организацией, товариществом или жилищным кооперативом) и выполнении соглашения по рассрочке погашения долга. При этом решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным, гражданским законодательством, и осуществляется организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий, в частности мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений предусмотрена ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Буквальное толкование ст. 154, 160 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что формирование задолженности по любой из данных статей расходов, исключает предоставление компенсации в полном объеме. Смирнова Н.А. <данные изъяты>, проживает по месту жительства по адресу: <адрес>, являлась получателем компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По информации УК «Жилищные системы Красноярска» в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована Смирнова Н.А. на 31.01.2018 имелась задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 19 223 руб. 63 коп., в соответствии с пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804, Управлением предоставление мер социальной поддержки Смирновой Н.А. было прекращено с 01.02.2018 (уведомление от 19.02.2018 №), в связи с чем считает, что решения управления о приостановлении и прекращении предоставления Смирновой Н.А. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился, возражений на исковое заявление, ходатайств о рассмотрении дела, либо рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнова Н.А. является <данные изъяты> с 26.10.2012 бессрочно, что подтверждается справкой №.
Смирнова Н.А. с 03.12.1999 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, является собственником указанного жилого помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от 29.10.1999, копей паспорта на имя Смирновой Н.А.
УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска Смирновой Н.А., как <данные изъяты>, на основании ее заявления, предоставлялись субсидии в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» на оплату жилищно – коммунальных услуг в размере 50 процентов.
С 01.01.2018 выплата субсидий Смирновой Н.А. была приостановлена в связи с наличием задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг за два и более месяца.
Решением УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска № от 16.01.2018 Смирнова Н.А. уведомлена о приостановлении предоставления субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно – коммунальных услуг с 01.01.2018 на основании п. 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», ей было разъяснено о необходимости погашения задолженности в течение месяца либо заключения соглашения о реструктуризации долга с региональным фондом или предоставления документа, подтверждающую уважительную причину образования задолженности. Также ей было разъяснено, что при погашении задолженности или несогласования срока погашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности предоставление мер социальной поддержки будет прекращено.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 31.01.2018 у Смирновой Н.А. имелась задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг в размере 19 223 руб. 63 коп., что подтверждается выпиской из финансово – лицевого счета
В связи с непогашением указанной суммы задолженности Смирновой Н.А. в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, непредставлении соглашения по погашению задолженности, выплата субсидий Смирновой Н.А. прекращена с 01.02.2018 на основании п.п. «в» п. 9 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804, о чем в адрес истца было направлено уведомление № от 19.02.2018.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 -10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 этого же Закона предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие у Смирновой Н.А. задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения в предоставлении ей, как <данные изъяты>, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска о прекращении предоставления с 01.02.2018 Смирновой Н.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в размере 50 процентов является незаконным. При этом, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу указанной меры социальной поддержки, предусмотренной положениями ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с даты ее прекращения, то есть с 01.02.2018.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Смирновой Н.А., к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска от 01.02.2018 года о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в размере 50 процентов <данные изъяты> Смирновой Н.А..
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска возобновить предоставление <данные изъяты> Смирновой Н.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг в размере 50 процентов платы с 01.02.2018.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 20 мая 2019 года.
Судья О.В. Шевцова