63RS0039-01-2021-007191-87
Дело №12-1336/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
27 декабря 2021 г. <адрес>
Судья <адрес> районного суда <адрес> Грицык А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника ЛПДС «Лопатино» КРУ АО «Транснефть-Дружба» Игнатьева Д. В. на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности АО «Транснефеть-Дружба» по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица – начальника ЛПДС «Лопатино» КРУ АО «Транснефть-Дружба» Игнатьев Д. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС <адрес> не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий (п.26 акта проверки); Места отбора проб промвыбросов по источнику выбросов № «труба вентиляции подпорной насосной» не оборудованы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.-06-90 Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения: отсутствуют точки отбора проб (п. 28 Акта проверки). Росприроднадзором не оценены обстоятельства и представленные доказательства, а именно, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий ЛПДС «Воскресенка» разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». АО «Транснефть-Дружба» обращалось в Министерство о корректировке и повторного согласования мероприятий при НМУ, получена информация об отсутствии необходимости по согласованию. С целью исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ обществом повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлены на согласование в Министерство мероприятия по НМУ по объекту НВОС 36-0163-00034-П ЛПДС «Лопатино», разработанные в соответствии с требованиями. Также до вынесения постановления по делу об административном правонарушении на источнике № «труба вентиляции подпорной насосной» в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4-06-90 оборудовано место отбора проб промвыбросов, что подтверждается фотоматериалами и письмом, таким образом, нарушение устранено.
На основании этого, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители должностного лица должностного лица – начальника ЛПДС «Лопатино» КРУ АО «Транснефть-Дружба» Игнатьев Д.В. - по доверенности Воронкова Л. А. и Бойко О. Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Росприроднадзора по доверенности Плис В.В. в судебном заседании пояснила, что постановление является законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Приказ №).
Приказом № определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На территории <адрес> действует постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории <адрес>», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Постановление №), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.
По результатам плановой проверки выявлены нарушения, в том числе на ЛПДС «Лопатино». ЛПДС «Лопатино» предназначено для обеспечения технологического процесса перекачки нефти, обслуживание закрепленных участков линейной части по трассе магистральных нефтепроводов, обеспечения охраны охранной зоны нефтепровода и устранения аварийных ситуаций.
В соответствии с актом проверки (п.24 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для объекта НВОС 36-0163-00034-П, утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для НВОС №П, не соответствует требованиям законодательства.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с Постановлением № обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, который ДД.ММ.ГГГГ был согласован Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Приказа №, АО «Транснефть-Дружба» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства Минприроды направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.
Судом установлено, что с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов в атмосферный воздух обществом ДД.ММ.ГГГГ откорректированные мероприятия направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.
В пункте 21 Приказа № перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.
В отсутствие таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.
Таким образом, в отсутствие оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.
Таким образом, при указанных обстоятельствах в действиях общества отсутствует нарушение ч. 3 ст. 19 Закона № и раздела II Приказа №.
В соответствии с п. 28 акта проверки, также установлено, что места отбора проб промвыбросов по источнику выбросов № «труба вентиляции подпорной насосной» не оборудованы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.-06-90 Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения: отсутствуют точки отбора проб (п. 28 Акта проверки).
В судебном заседании установлено, что с целью исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ обществом до вынесения постановления по делу об административном правонарушении на источнике № «труба вентиляции подпорной насосной» в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4-06-90 оборудовано место отбора проб промвыбросов, что подтверждается фотоматериалами и письмом, таким образом, нарушение устранено.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению. Из обжалуемого постановления подлежит исключению допущенное нарушение, поскольку в действиях общества отсутствует нарушение ч. 3 ст. 19 Закона № и раздела II Приказа №.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях начальника станции ЛПДС «Лопатино» КРУ АО «Транснефть-Дружба» Игнатьева Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценивая назначенное наказание, суд считает его чрезмерно суровым. Из материалов дела усматривается, что после возбуждения дела об административном правонарушении должностным лицом были устранены допущенные нарушения, в целях исполнения предписания до вынесения постановления по делу об административном правонарушении на источнике № «труба вентиляции подпорной насосной» в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4-06-90 оборудовано место отбора проб промвыбросов, что подтверждается фотоматериалами и письмом, таким образом, нарушение устранено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает возможным изменить постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ - назначить должностному лицу Васенину В.П. минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░