Дело № 2-1497/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ирбит 21 ноября 2016 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
с участием представителя истца Фунтусова О.Г., действующего по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №,
представителя ответчика АО «Облкоммунэнерго» Пустозерова А.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лукиной Е.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», АО «Облкоммунэнерго» о признании незаконнной установку общедомового прибора учета, обязании отключить общедомовой прибор учета электроэнергии,
у с т а н о в и л:
Лукина Е.А. обратилась с уточненным иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», АО «Облкоммунэнерго» о признании незаконнной установку общедомового прибора учета, обязании отключить общедомовой прибор учета электроэнергии, указав, что она является собственником квартиры № в доме <адрес>. Ответчиками незаконно установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на опоре линии электропередачи, т.е. за пределами границы балансовой приналежности дома. Согласно постановлению Правительства РФ № 491 от 2006 границей балансовой принадлежности является наружная стена жилого дома. Дом истца относится к категории домов блокированой застройкм, поэтому установка ОПУ незаконна (л.д.4, 22-23).
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истца Лукиной Е.А., а также представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», представившего соответствующее заявление и отзыв.
В отзыве представитель ответчика просил в иске к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отказать как ненадлежащему ответчику, поскольку данная организация для потребителя выступает гарантирующим поставщиком электроэнергии и в силу ст. 6 ФЗ РФ от 26.03.2003 «Об обособенностях функционирования электроэнергетики в переходный период …» не может самостоятельно оказывать услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с п. 150 Основных положений, ч.12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета возложена на сетевую организацию, которой является АО «Облкоммунэнерго».
При рассмотрении дела представитель истца Фунтусов О.Г. поддержал заявленные требования, настаивая на незаконной установке прибора учета на опоре линии электропередачи, считая, что тем самым искажаются сведения о количестве потребленной электроэнергии многоквартирным домом, что приводит к необоснованным начислениям за общедомовое потребление электроэнергии.
Представитель АО «Облкоммунэнерго» не согласился с заявленным иском по тем основаниям, что в силу требований законодательства ими, как сетевой организацией был установлен общедомовой прибор учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по акту б/н от ДД.ММ.ГГГГ, акт подписан представителями сетевой организации и гарантирующего поставщика, а также одним из собственников жилого помещения по указанному адресу. Размер платы за электроэнергию согласно ст. 153 ЖК РФ определяется исходя из объема потребленных коммунальных услуг, включая на общедомовые нужды. Сама по себе установка общедомового прибора учета не является нарушением прав жильцов дома, поскольку произведена правомерно, данный прибор исправен и фиксирует объем электрической энергии, поступившей в многоквартирный дом.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а при их отсутствии- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по энергоснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.ст.3, 37, 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, постановлением РЭК Свердловской области № 137-ПК от 25.09.2014 «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области» ОАО «Энергосбыт Плюс» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Свердловской области. При этом гарантирующий поставщик осуществляет продажу электроэнергии ее покупателям на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Оказание услуг по передаче электрической энергии обеспечивается гарантирующим поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) путем заключения в интересах потребителей договора с сетевой организацией. При этом сетевая организация отвечает за надлежаще состояние принадлежащих ей электрических сетей, а также осуществляет сбор данных показаний расчетных приборов учета.
Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении измеений в отдельные законодательные акты Российской Федерции» (далее ФЗ «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.5 указанной статьи до 01.07.2012 собственники многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета использования электрической энергии. В случае невыполнения собственниками данной обязанности сетевая организация обязана принять действия по оснащению данных домов общедомовыми приборами учета (ч.12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении»).
Согласно данным технического учета многоквартирный двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес>, состоящий из <данные изъяты> квартир, относится к дому блокированной застройки, поскольку квартиры имеют отдельные выходы, не имеют помещений общего пользования, каждая из квартир оборудована всеми видами энергоносителей (л.д. 39). В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии.
Сетевой организацией АО «Облкоммунэнерго» Ирбитский РКЭС данный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета типа <данные изъяты> №, что подтверждается актом б/н от ДД.ММ.ГГГГ на приемку, обследование расчетных приборов учета (л.д. 12). Согласно данному акту прибор учета установлен на опоре линии электропередачи, находящейся вблизи к дому № по <адрес>.
В силу подп. 3 п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается, в частности, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п.8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Данное положение полностью соответствует п.16.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электрического хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утв. Постановлением Правительста РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которому собственники многоквартирного дома несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка балансовую и экспплутационную ответственность несет сетевая организайия, если иное не установлено соглашением между сетевой организаций и собственниками МКД, заключенным на основании их обращения в сетевую организацию. Для целей настоящих Правил под границей участка понимается подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в п.13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование данных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Судом установлено отсутствие акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между энергоснабжаюшей организацией и собственниками дома № по <адрес>. Более того, согласно кадастровой выписки на земельный участок по данному адресу и сведений кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>», границы земельного участка придомовой территори не определены (л.д. 53-56, 70).
Суд не может согласиться с доводами представителя АО «Облкоммунэнерго» о том, что установка общедомового прибора учета осуществлялась с согласия собственника квартиры № П., поскольку согласно сведений Ирбитского РКЭС он не является собственником данной квартиры (л.д.13).
Также суд не может согласиться с мнением представителя АО «Облкоммунэнерго» об отсутствии нарушений прав истца, поскольку в производстве мирового судьи <данные изъяты> находится дело по иску ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к Лукиной Е.А. о взыскании задолженности по электроэнергии, включая на общедомовые нужды, с которыми Лукина Е.А. не соглашается (дело №).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный без согласия собственников помещений спорного жилого дома на опоре линии электропередачи, находится за пределами границ балансовой и эксплуатационной ответственности, в связи с чем, суд приходит к выводу, что установленный сетевой организаций общедомовой прибор учета не может использоваться для определения платы за электроэнергию на общедомовые нужды многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
На основании изложенного, требования истца об обязаннии отключить незаконный прибор учета подлежат удовлетворению сетевой организацией - АО «Облкоммунэнерго», установившей данный прибор не на границе балансовой принадлежности, в нарушение п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Суд не может возложить данную обязанность на ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», поскольку данная организация является гарантирующим поставщиком и не владеет электросетевым оборудованием, посредством которого осуществляется поставка электроэнергии. В интересах потребителей между правопредшественником – ОАО «Свердловэнергосбыт» и правопредшественником транспортной сетевой организацией ОАО «МРС Урала» - ОАО «Свердловэнерго» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ оказания услуг по передаче электрической энергии. Между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «Облкоммунэнерго Инвест» отношения регулируются заключенным между ними отдельным договором № от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по передаче электрической энергии (л.д.64).
Таким образом, на АО «Облкоммунэнерго» возлагается обязанность по обеспечению передачи электрической энергии, ее учету, качества, определения поставленного объема, а также снятие показаний приборов учета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
удовлетворить частично исковые требования Лукиной Е.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», АО «Облкоммунэнерго» о признании незаконнной установку общедомового прибора учета, обязании отключить общедомовой прибор учета электроэнергии.
Признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии типа <данные изъяты> № по акту б/н от ДД.ММ.ГГГГ на приемку, обследование расчетных приборов учета многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Обязать АО «Облкоммунэнерго» отключить общедомовой прибор учета электроэнергии для многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В иске Лукиной Е.А. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий /подпись/
Решение принято в окончательной форме 25 ноября 2016 года
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья Л.В.Гаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>