Дело № 12-88/2021
83RS0001-01-2021-000566-39
РЕШЕНИЕ
02 июня 2021 года г.Нарьян-Мар
Судья Нарьян - Марского городского суда Ненецкого автономного округа Яровицына Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сайгиной Аллы Юрьевны на определение инспектора ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ на возле <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (далее по тесту – ДТП) с участием транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением Сайгиной А.Ю. и транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением ФИО4
Определением инспектора ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по НАО Просвирнина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Сайгина А.Ю. обжаловала данное определение инспектора ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по НАО, просит его отменить, указывает, что вина в ДТП лежит на водителе ФИО4 в связи с чем последняя должна быть привлечена к административной ответственности.
В судебное заседание Сайгина А.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом. Заявленное ходатайство об отложении дела оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО4 пояснила, что на месте ДТП какие – либо документы участниками не оформлялись, сотрудниками ДПС предложено самостоятельно оформить документы о ДТП в порядке п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ, после чего он уехали.
Должностное лицо ГИБДД УМВД России по НАО, вынесшее оспариваемое определение в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Заслушав ФИО4, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, в силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ. Мотивы к возбуждению дела перечислены в ст.28.1 вышеуказанного Кодекса.
Из ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ следует, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Такое определение должностное лицо обязано вынести при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и иных обстоятельствах, названных статьей 24.5 Кодекса.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо ГИБДД УМВД России по НАО пришло к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку участники ДТП отказались от оформления ДТП на основании п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.
Действительно, п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ предусматривает, что если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции установлен также ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П
«О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно п. 3.6 указанного Положения, при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, могут составить его в виде электронного документа (далее - электронное извещение).
Извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе заполняется обоими водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. Каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно.
Электронное извещение составляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ) по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению (далее - форма электронного извещения), посредством программного обеспечения, указанного в абзаце десятом настоящего пункта. Каждый водитель транспортного средства, причастного к дорожно-транспортному происшествию, направляет электронное извещение страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
При этом, согласно п. 3.6 Положения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции не осуществляется в следующих случаях: при наличии разногласий об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, о характере и перечне видимых повреждений транспортных средств (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»); при отказе от подписания извещения о дорожно-транспортном происшествии одним из участников дорожно-транспортного происшествия; при невозможности зафиксировать данные о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если размер ущерба превышает по предварительной оценке участника дорожно-транспортного происшествия сумму, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Вместе с тем, из объяснений ФИО4 полученных в судебном заседании следует, что какие - либо документы по факту ДТП, а именно: бланки извещения ДТП и схема ДТП на месте не составлялись, фактически сотрудниками ГИБДД, выевшим на место ДТП его участникам было предложено оформить документы в порядке п. 2.6.1 Правил дорожного движения РФ, после чего последние уехали.
Аналогичные пояснения содержатся в жалобе Сайгиной А.Ю., более того в жалобе последняя оспаривает свою невиновность в данном ДТП.
Кроме того, сам факт вызова сотрудников ДПС свидетельствует о наличии в указанный период времени имеющихся разногласий между его участниками.
Таким образом, должностным лицом ГИБДД УМВД России по НАО не оценены представленные по делу доказательства по правилам ст. 26.1 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности при принятии решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, выводы об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по факту ДТП от ДД.ММ.ГГГГ являются преждевременными.
Судья в данном случае проверяет только наличие или отсутствие нарушений процессуальных требований КоАП РФ и не входит в обсуждение вопросов о наличии или отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения, поскольку это не входит в компетенцию суда.
Поскольку должностным лицом ГИБДД УМВД России по НАО не были выполнены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие создание со стороны должностного лица надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, то при таких обстоятельствах определение подлежит отмене, материал для устранения допущенных процессуальных нарушений подлежит возврату в ГИБДД УМВД России по НАО.
С учётом изложенного и руководствуясь п.п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья,
решил
жалобу Сайгиной Аллы Юрьевны удовлетворить.
Определение инспектора ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении - отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в ГИБДД УМВД России по Ненецкому автономному округу для устранения допущенных процессуальных нарушений.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Нарьян-Марский городской суд.
Судья Д.А.Яровицына