Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6286/2015 ~ М-5310/2015 от 07.07.2015

Дело № № ******

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просят признать за ними право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, внести о них данные в единый реестр нуждающихся в предоставлении жилых помещений по линии Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование иска ФИО1 и ФИО2 указали, что ФИО1 проходил военную службу в войсковой части № ******, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения срок выслуги ФИО1 составлял 24 год 5 месяцев. Решением жилищной комиссии войсковой части № ****** ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилое помещение, в котором проживали и проживают истцы – квартира, расположенная по адресу: <адрес> – является служебной. В период увольнения с ФИО1 была проведена беседа, где он указал, что просит не увольнять его без предоставления жилого помещения в <адрес>, либо предоставить государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в <адрес>. При увольнении ФИО1 был оставлен в списках на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. При расформировании войсковой части документы, подтверждающие признание ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения, были утеряны. В связи с этим в ДД.ММ.ГГГГ году он снова собрал документы для отселения с территории закрытого военного городка и обратился к командиру войсковой части № ****** с заявлением о постановке на учет для отселения из закрытого военного городка. В № ****** году ФИО1 обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». ФИО1 ввиду соответствующего срока военной службы, приобрел право на получение жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации, однако до настоящего времени он и его супруга ФИО2 жилым помещением не обеспечены.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как они не обращались до подачи искового заявления в суд в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Истцами не доказан факт нарушения их прав ответчиком. Ими не представлены доказательства обращения ФИО1 с рапортом к командиру войсковой части о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, не представлен протокол заседания жилищной комиссии войсковой части о постановке ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилого помещения, не представлены доказательства внесения ФИО1 в списки очередников на получение жилого помещения с постановкой на учет в автоматизированной системе «Учет» ФКЭУ КЭЧ района, а также решение суда об оспаривании действий или бездействия воинского должностного лица, жилищной комиссии, отказавшим в признании, либо не рассмотревшим просьбу, изложенную в рапорте. В настоящее время ФИО5 исключен из списков личного состава воинской части, утратил статус военнослужащего, поэтому не вправе претендовать на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. Приказом командира войсковой части № ****** ФИО1 бы снят со всех видов обеспечения, что подразумевает и право на жилищное обеспечение.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истцов, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения составила 24 года.

В период прохождения военной службы истцу ФИО1 на состав семьи из четырех человек (на него, его супругу ФИО2, сына ФИО7) на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № ****** было предоставленное жилое помещение по адресу: <адрес>-95, <адрес>. Согласно ордеру, жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного, то есть во временное пользование. Доказательств обратного суду не представлено. В указанном жилом помещении истцы ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы и проживают до настоящего времени.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80, утратила силу с 08.11.2010), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1054).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).

При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Согласно материалам дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, то есть до увольнения с военной службы, подал рапорт, в котором просил уволить его из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям по предоставлению постоянного не служебного жилья в <адрес> согласно Закону Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а также указал, что в настоящее время проживает в служебной квартире по адресу: <адрес>.

Кроме того, при увольнении с военной службы с ФИО1 была проведена беседа, в ходе которой он указал, что с увольнением без представления жилья в <адрес> не согласен. Данный факт зафиксирован в листе беседы, представленном истцами.

Из этого следует, что при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО1 доводил до сведения командования его желание получить жилое помещение в постоянное пользование (по договору социального найма). В этой связи суд считает установленным, что заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения, истцом был соблюден.

Однако данных, подтверждающих факт рассмотрения жилищной комиссией в установленном порядке рапорта истца, ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств того, что истец не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

При этом, как видно из справок Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы не имеют в собственности жилых помещений. Доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением по договору социального найма суду не представлено.

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1, ввиду соответствующего срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, отсутствия у него и его супруги в собственности и в постоянном пользовании жилого помещения, приобрел право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом заявительный порядок реализации этого права истцом был соблюден.

Следовательно, ФИО1 имел все основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, и приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства (<адрес>).

Вместе с тем, в нарушение положений Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80, органами военного управления обязанность по принятию решения о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья в отношении ФИО1 выполнена не была. Доказательств обратного в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Однако ненадлежащее выполнение органами военного управления установленной нормативными актами прямой обязанности по принятию решения по признанию либо отказу в признании ФИО1 нуждающимся в предоставлении жилого помещения не может являться основанием для нарушения жилищных прав ФИО1 и свидетельствовать об отсутствии у него права быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения во время прохождения им военной службы.

Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает исковые требования о признании за ФИО1 права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. Такое право приобрела и ФИО2 как член семьи ФИО1, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, а к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относится в том числе супруга (супруг).

Также суд полагает возможным возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность по внесению сведений об истцах в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

При этом тот факт, что ФИО1 до подачи в суд искового заявления не обращался в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, не препятствует удовлетворению исковых требований, поскольку по данной категории дел обязательный досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. Кроме того, как указывалось выше, ФИО1 до увольнения с военной службы заявил о своем намерении получить жилое помещение для постоянного проживания. Суд также учитывает и тот факт, что при в ходе судебного разбирательства ответчик не признал исковые требования, полагая, что у ФИО1 отсутствует право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск ФИО1, ФИО2 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО2 право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести данные о ФИО1, ФИО2 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-6286/2015 ~ М-5310/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глухов Владимир Анатольевич
Глухова Светлана Николаевна
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
07.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2015Передача материалов судье
10.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2015Судебное заседание
18.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее