Дело № 5-542/2021
18RS0003-01-2021-000739-69
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Родниковая, 60
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 февраля 2021 года г.Ижевск УР
Судья Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Городилова Диана Дамировна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
КВВ, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
установил:
<дата> в отношении КВВ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В качестве обстоятельств вменяемого административного правонарушения указано следующее.
<дата> в период времени с 12 час. 15 мин. до 12 час. 50 мин. КВВ приняла активное участие в несогласованном публичном мероприятии, проведённом в форме митинга на Центральной площади города Ижевска, расположенной по адресу: <адрес>, напротив кафе «KFS», совместно с другими участниками несанкционированного митинга в количестве более 200 человек, часть которых держали в руках плакаты с надписями: «Свободу политзаключённым!», «Вор и убийца тюрьма», «Штаб Навального в Ижевске!», игнорируя требования уполномоченного должностного лица врио заместителя начальника отдела полиции № 2 Управления МВД России по городу Ижевску о прекращении несанкционированного митинга, скандировала: «Свободу! Свободу! Позор! Позор!», умышленно продолжила своё активное участие в несогласованном публичном мероприятии – несанкционированном митинге, чем нарушила пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседаниеКВВ не явилась, о дне, месте и времени его проведения извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.
В порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьёй 3 этого же Федерального закона установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статья 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 5).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В представленных материалах дела об административном правонарушении в отношении КВВ имеются ответы Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, свидетельствующие о том, что каких-либо уведомлений о проведении публичного мероприятия <дата> и <дата> у здания Дома Правительства Удмуртской Республики или на Центральной площади города Ижевска не поступало.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Часть 4 указанной нормы запрещает участнику публичного мероприятия скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
К материалам дела об административном правонарушении приобщена видеозапись несогласованного публичного мероприятия, прошедшего <дата> на Центральной площади города Ижевска, в соответствии с которой во время его проведения сотрудниками полиции через голосовой усилитель доводилось до сведения участников митинга об отсутствии согласования данного публичного мероприятия с органами исполнительной власти. Участники митинга были оповещены о необходимости прекратить публичное мероприятие, нарушение общественного порядка и разойтись.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства КВВ, понимая смысл и содержание исходящей информации, территорию проведения публичного мероприятия не покинула, находясь на протяжении длительного времени среди участников митинга, комментировала происходящее, хлопала в ладоши.
Помимо вышеизложенного, факт совершения КВВ вменяемого правонарушения и её виновность подтверждается следующими доказательствами:
- фактическими данными, имеющимися в протоколе об административном правонарушении <номер> от <дата>, от подписи и объяснений в котором КВВ под видеофиксацию отказалась;
- рапортами сотрудников полиции ОВА, ММН, поданным <дата> врио начальника ОП № 2 УМВД России по г.Ижевску, о выявленном факте правонарушения. Рапорты составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок составления рапортов соблюден, оснований для признания данных доказательств недопустимыми по рассматриваемому делу не имеется;
- объяснением очевидца несогласованного публичного мероприятия КАЛ, предупрежденного об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ;
- видеозаписями нарушения, имеющимися в материалах дела, из которых усматривается присутствие КВВ на несогласованном публичном мероприятии, имевшем место в дневное время <дата> на территории Центральной площади города Ижевска.
Ставить под сомнение достоверность событий, изложенных в вышеуказанных доказательствах, у судьи оснований не имеется.
В соответствии с пунктом 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что КВВ, достоверно извещенная должностными лицами органов внутренних дел об отсутствии согласования публичного мероприятия с органами исполнительной власти Удмуртской Республики, приняла в нём участие, несмотря на требование сотрудников правоохранительных органов, не прекратила участие в публичном мероприятии, проведённом в форме митинга <дата> в период времени с 12 час. 15 мин. до 12 час. 50 мин. на территории Центральной площади города Ижевска Удмуртской Республики.
Действия КВВ подлежат квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
При определении вида и размера наказания судьёй учитываются конкретные обстоятельства дела, степень вины и характер общественной опасности совершённого правонарушения, а также личность виновной, её отношение к содеянному, семейное и имущественное положение.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Принимая во внимание изложенное, судья считает возможным назначить КВВ наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
КВВ признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Удмуртской Республике (ОП № 2 по Октябрьскому району г. Ижевска Удмуртской Республики), р/с <номер> в Отделении – НБ Удмуртская Республика, БИК <номер>, ИНН <номер>, КПП <номер>, ОКТМО <номер>, КБК <номер>, УИН <номер>.
Разъяснить, что в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предоставленных в соответствии со статьёй 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При неуплате штрафа в указанный срок, штраф взыскивается в принудительном порядке, кроме этого лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Д.Д.Городилова