Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6646/2016 от 03.03.2016

Судья: Губин Я.Ю. Дело № 33-6646/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Н.И.,

судей Клубничкиной А.В., Воронко В.В.,

при секретаре Козловой О.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2016 года апелляционную жалобу истца Алексеева А. С. на решение Красногорского городского суда Московской области от 14 октября 2015 года

по делу по иску Алексеева А. С. об оспаривании решения Министерства строительного комплекса Московской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоэтажного дома и чьи права нарушены,

заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.,

объяснения представителя истца по доверенности Ярославцева Д.В.

УСТАНОВИЛА :

Алексеев А.С. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительного комплекса Московской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные привлечены для строительства мно­гоэтажного дома и чьи права нарушены указав, что он на основании заключенно­го с ООО «СвятоГрад-Инвест» договора от 22.12.2004 года № 1/26-К2, он стал инвестором в строительстве многоэтажного дома с правом получения в собствен­ность квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. По утверждению истца, обязательство по оплате стоимости квартиры в сумме 676 865,18 руб., он выполнил в полном объеме, о чем свидетельствует платежные документы от 23.12.2004 года № 3876 и № 3877. Однако ООО «СвятоГрад-Инвест» условия о строительстве и передаче истцу квартиры не исполнил. В дальнейшем, ООО «СвятоГрад-Инвест» был признан банкротом и был ликвидирован. Указанное обстоятельство подтверждается определением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2013 года. Обратившись в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства мно­гоквартирного дома и чьи права были нарушены, получил отказ о включении в реестр пострадавших граждан, оформленный протоколом заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № ПК-13, со ссылкой на п.п. 1 п. 14 Правил ведения реестра, согласно которому основанием для отказа во включении заявителя в реестр является несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу постра­давших. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседа­ния комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № 1110. Считая отказ незаконным, истец просит суд признать незаконным, оформленный протоколом от 24.12.2014 года № ПК-13 заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области и выпиской из протокола заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № 1110, решение Министерства строительного комплекса Московской области об отказе во включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также просит возложить на Министерство строительного комплекса Московской области обязанность устранить нарушение ее прав и законных интересов путем включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоэтажных домов и чьи права нарушены.

В судебном заседании представитель заявление поддержал и просил суд его удовлетворить.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в удовлетворении заявления просил отказать.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 14 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец с решением суда не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом установлено, что истец на основании заключенного с ООО «СвятоГрад-Инвест» договора от 22.12.2004 года № 1/26-К2, стал инвестором в строительстве многоэтажного дома с правом получения в собственность квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>. По условиям этого договора стоимость имущественных прав, которую Алексеев А.С. обязался уплатить составила 676 865,18 рублей. По утверждению истца, обязательство по оплате стоимости квартиры в сумме утверждению истца он свои обязательства по оплате выполнил в полном объеме, оплатил 676 865,18 руб., чем свидетельствуют представленные им платежные документы от 23.12.2004 года № 3876 и № 3877.

Однако ООО «Свято¬Град-Инвест» условия о строительстве и передаче истцу квартиры не исполнил.

В дальнейшем, ООО «СвятоГрад-Инвест» был признан банкротом и был ликвидирован. Указанное обстоятельство подтверждается определением Арбитражного суда Московской области от 09.10.2013 года.

Обратившись в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права были нарушены, получил отказ о включении в реестр пострадавших граждан, оформленный протоколом заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № ПК-13, со ссылкой на п.п. 1 п. 14 Правил ведения реестра, согласно которому основанием для отказа во включении заявителя в реестр является несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № 1110.

В Арбитражный суд истец не обращался. Обратившись в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права были нарушены, получил отказ о включении в реестр пострадавших граждан, оформленный протоколом заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № ПК-13, со ссылкой на п.п. 1 п. 14 Правил ведения реестра, согласно которому основанием для отказа во включении заявителя в реестр является несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии Министерства строительного комплекса Московской области от 24.12.2014 года № 1109.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции свое решение по делу мотивировал теми обстоятельствами, что заключенный истцом договор долевого участия в строительстве без подтверждения того, что он включен в реестр требований кредиторов, не свидетельствует о наличии у него имущественного требования к застройщику; что факт оплаты Алексеевым А.С. договора инвестирования с учетом отсутствия оценки достоверности этого факта со стороны арбитражного управляющего и подтверждения этого в судебном порядке посредством включения в реестр требований кредитов, не может считаться допустимым доказательством; что процедура включения в реестр требований кредиторов является единственным законным способом подтверждения требований, а истец проигнорировал предоставленную ему возможность защиты нарушенных прав и законных интересов посредством включения его в реестр требований кредиторов.

Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В целях осуществления государственного регулирования, государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерством регионального развития РФ был издан приказ от 20.09.2013 г. № 403, которым были утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу потерпевших (Приложение № 1) и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение № 2).

В соответствие со ст.3 указанных Правил, формирование и ведение реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ведется строительство многоквартирного жилого дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Включение граждан в реестр осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства на основании заявления гражданина в порядке, предусмотренном разделом 3 Правил ведения реестра граждан.

Министерство строительного комплекса Московской области является функциональным органом исполнительной власти Московской области, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий Московской области, государственного контроля и надзора соблюдения в Московской области законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Таким образом, Министерство строительного комплекса Московской области является органом, уполномоченным на принятие решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены в порядке, предусмотренном приказом Минрегионразвития от 20.09.2013 г. № 403.

Отказ Министерства строительного комплекса Московской области во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, мотивирован обстоятельством несоответствия заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

При этом позиция Министерства строительного комплекса Московской области, с которой согласился суд, сводится к тому, что доказательством соответствия заявителя данным критериям должна быть подтверждена только судебным постановлением о включении его в реестр кредиторов ликвидированного в порядке банкротства застройщика.

Однако, такая позиция не основана на действующем законодательстве.

В соответствие с п.4 указанных Правил, включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствие с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п.2 приложения № 1 к приказу.

В соответствии с п.10 указанных Правил к заявлению о включении в реестр предоставляются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющею личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства, или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствие с действующим законодательством РФ и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов органа.

Таким образом, указанными Правилами не предусмотрено предоставление в обязательном порядке указанного в подп.6 п.10 Правил судебного решения.

Предоставление заявителем документов, предусмотренных подп.6 п.10 Правил, а именно, вступившего в законную силу судебного решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица, не является обязательным. В данных пунктах указывается, что к заявлению прилагаются указанные документы при их наличии. Кроме того, заявитель не обращалась с таким требованием в суд, такое решение отсутствует.

Кроме того, из системного толкования положений Правил следует, что гражданин подлежит включению в реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных п.2 указанных Критериев.

В соответствие с п.14 Правил основаниями для отказа во включение в реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п.10 Правил.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших является просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п.3 ч.2 Критериев).

Привлекший денежные средства истца для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств, квартира в собственность дольщику не передана, в то же время свое обязательство по оплате денежных средств по договору истец исполнил в полном объеме, денежные средства обратно не получены, соответственно, истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Истцом был представлен в Министерство строительного комплекса Московской области обязательно необходимый объем документов, достаточный для включения его в соответствующий реестр.

При этом заключенный между истцом и застройщиком договор, признанный в судебном порядке договоров участия в долевом строительстве, прошел государственную регистрацию, как того и требует действующее законодательство.

Подтверждение со стороны государства заключения между истцом и застройщиком договора участия в долевом строительстве, подтверждает наличие между истцом и застройщиком правоотношений по долевому участию в строительстве многоквартирного дома, и сомнения Министерства строительного комплекса Московской области в этом являются неправомерными.

Что касается вопроса исполнения истцом своей обязанности по договору по внесению платежа за участие в долевом строительстве, то Алексеев А.С. представил доказательства этому.

При этом Министерство строительного комплекса Московской области не опровергло и не оспорило представленные истцом основания для отнесения его к числу пострадавших по критериям, установленным приказом Минрегионразвития от 20.09.13 г. № 403.

Представленные истцом документы, в частности и платежные документы, Министерство строительного комплекса Московской области не отвергло и не отказалось от их принятия в качестве доказательств при рассмотрении вопроса о включении заявителя в соответствующий реестр.

Фактически Министерство строительного комплекса Московской области требует от заявителя предоставления вступившего в законную силу судебного постановления о признании требования заявителя о передаче жилого помещения или денежных требований к застройщику, привлекшему его денежные средства, в связи с ликвидацией застройщика, но предоставление такого доказательства по действующему законодательству обязательно только при наличии судебного постановления.

В отношении истца такого судебного акта не выносилось, в связи с чем требование его предоставления в обязательном порядке является неправомерным.

На других основаниях отказ Министерства строительного комплекса Московской области во включении заявителя в реестр пострадавших не основан.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

При удовлетворении иска в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с Министерства строительного комплекса Московской области подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлине в размере 300рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Красногорского городского суда Московской области от 14 октября 2015 года отменить, принять новое решение.

Признать незаконным решение Министерства строительного комплекса Московской области от 24 декабря 2014 года № ПК-13 об отказе в признании Алексеева А. С. пострадавшим и включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать Министерство строительного комплекса Московской области включить Алексеева А. С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Взыскать с Министерства строительного комплекса Московской области в пользу Алексеева А. С. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи:

33-6646/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Алексеев А.С.
Ответчики
Министерство Строительного комплекса МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
14.03.2016[Гр.] Судебное заседание
21.03.2016[Гр.] Судебное заседание
24.05.2016[Гр.] Передано в экспедицию
19.05.2016[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее