РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. 7 августа 2012 года
Знаменский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего - заместителя председателя суда Егорова О.А.,
при секретаре Халине С.Л.,
в отсутствие сторон, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 15650 подполковника Орлова Андрея Александровича об оспаривании действий руководителя Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства,
УСТАНОВИЛ:
Орлов А.А. обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее Югрегионжилье), и обязать признать его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства в <адрес>, а также обязать должностное лицо принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований Орлов в заявлении указывает, что проходит военную службу в войсковой части 15650. Календарном выслуга лет в ВС составляет более 28 лет. В связи с планируемым увольнением из рядов ВС РФ он обратился с заявлением к руководителю ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с просьбой о признании его нуждающимися в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в <адрес>, представив в адрес должностного лица все необходимые документы. Однако в ДД.ММ.ГГГГ № начальником Югрегионжилье принято решение об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку он имеет жилое помещение в <адрес>, а также членом его семьи в 2010 году совершены действия по отчуждению жилого помещения. После подтверждение Единым государственным реестром учета отсутствия у него в собственности жилого помещения он повторно направил документы в Югрегионжилье для признания его одного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему вновь было отказано, поскольку он обеспечен жилым помещением по месту службы в <адрес>.
Заявитель Орлов полагает, что данный отказ является незаконным, нарушающим его право на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, заявитель и заинтересованное должностное лицо (представитель) в суд не явились. Однако представитель начальника Югрегионжилье просил рассмотреть дело без его участи, не представив суду письменных возражений на требования Орлова.
Из решения руководителя Югрегионжилье № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма следует, что Орлову отказано в признании, в связи с тем, что он имеет жилое помещение по адресу: <адрес>, а также женой ФИО1 произведены действия по отчуждению жилого помещения в 2010 году по адресу: <адрес>.
Согласно решению руководителя Югрегионжилье № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Орлову отказано в признании, в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением по договору социального найма по адресу: <адрес> (обшей площадью <данные изъяты> кв.м.)
Изучив доводы заявителя, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 г «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 9 «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С 01 января 2005 года с органов местного самоуправления субъектов РФ снята обязанность по постановке военнослужащих на учет для получения жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства.
Несмотря на это, вышеуказанные Правила действуют в части не противоречащей приведенному федеральному закону и Жилищному кодексу РФ. В частности, согласно подпункту «и» пункта 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Данными правилами, предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы и фактического прибытия к указанному месту. При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы.
В соответствии с пунктом 10 Правил учета определен перечень обстоятельств, являющихся препятствием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений.
На основании ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ №1280 от 30 сентября 2010 г. (далее - Инструкция), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы, перечисленные в пункте 1 Инструкции.
Как следует из справок № от ДД.ММ.ГГГГ, 50/4/436 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных командиром войсковой части 15650, выслуга лет у подполковника Орлова, проходящего службу по контракту, составляет 28 лет 5 месяцев, и он подлежит увольнению в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 Правил, являющихся препятствием для признания Орлова нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, не установлено.
Сведения о правах Орлова А.А. на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, на основании анализа вышеприведенных нормативных актов и обстоятельств, установленных в судебном заседании, следует прийти к выводу, что отказ начальника Югрегионжилье заявителю Орлову в признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства, на том основании, что он обеспечен жилым помещением по договору социального найма по месту прохождения военной службы, является незаконным, а требования Орлова подлежат удовлетворению.
Решение начальника Югрегионжилье № от ДД.ММ.ГГГГ также следует признать незаконным, поскольку действия супруги по отчуждению жилого помещения в <адрес> не могут повлиять на право Орлова быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Данное жилое помещение было приобретено ФИО1 до заключения брака с Орловым. В соответствии со ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Сведений о том, что Орлов когда-либо был вселен в квартиру по адресу: в <адрес>, принадлежавшую его супруге на праве собственности, не имеется. Следовательно, он не являлся членом семьи собственника жилого помещения, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Требования по заявлению Орлова А.А. удовлетворить.
1. Решения начальника Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе постановке Орлова Андрея Александровича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконными.
2. Обязать начальника Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации признать Орлова Андрея Александровича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службе месте жительства - <адрес>, приняв его на учет в качестве такового.
3. Взыскать с Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в пользу Орлова Андрея Александровича понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Егоров О.А.