Дело № 2-384/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2015 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Соболевой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Каратузского района Логуновой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района к Труш Е. И. о возложении обязанности по устранению нарушений экологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Труш Е.И., указав, что последняя осуществляет деятельность, связанную с техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей. При осуществлении данного вида деятельности, а именно в результате работы транспортных средств на холостом ходу, при прогреве и иных режимах работы двигателей на территории СТО происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу. При этом разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу у индивидуального предпринимателя отсутствует. Кроме того, в нарушение требований ФЗ « Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» Труш Е.И. не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушает регулируемые законодательством экологические отношения. По указанным основаниям просил возложить на Труш Е.И. обязанность получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также произвести и представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления за 2013-2014 годы.
В судебном заседании старший помощник прокурора Каратузского района Логунова В. Л. поддержала исковые требования, полностью подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца- Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, будучи надлежаще извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержав, при этом требования прокурора.
Также не явилась ответчик Труш Е. И., обратившись в суд с аналогичным заявлением, в котором также признала исковые требования.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Труш Е. И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <> Основным видом экономической деятельности предпринимателя является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. (л.д. 9-11)
Предпринимательская деятельность осуществляется по адресу <>.
В соответствии со ст. 19 ФЗ « Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно ст. 45 названного Федерального Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 3 Федерального закона « Об охране атмосферного воздуха» установлены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, в частности, приоритет охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязательность соблюдения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без соответствующего разрешения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 40 и 42 Конституции РФ установлено право граждан РФ на жилище и на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, в силу с п. 2 ст. 16 ФЗ « Об охране окружающей среды», относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст.3 указанного закона, относятся платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является нарушением ст. 11, 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений, строений и иных субъектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества и образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственникам сырья, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом, согласно ст.,ст. 210,211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанности по содержанию рассматриваемого имущества закреплены в ст. 11,12,23 ФЗ « Об отходах производства и потребления». Исходя из указанных статей именно собственник отходов обязан разрабатывать лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; размещать отходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения контролирующих органов; осуществлять плату за размещение отходов.
Поскольку размещение отходов производства и потребления в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанность по ее оплате, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством РФ.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, то есть являются обязательными.
В соответствии со ст. 3 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Плата за негативное воздействие на окружающую среду- это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории РФ.
Судом установлено, что в нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства, индивидуальный предприниматель Труш Е.И., осуществляя деятельность, в результате которой образуются вредные вещества, загрязняющие атмосферный воздух, не имеет разрешения на выброс данных веществ. Кроме того, ответчик не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, не вносит данную плату.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, что подтверждается информацией, представленной ответчиком.
При таком положении, суд находит обоснованными требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, а также по производству расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Определяя срок, необходимый для устранения нарушений экологического законодательства, суд исходит из существа допущенного нарушения, а также требований разумности, и полагает, что предложенный прокурором двухмесячный срок будет являться достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, с ответчика, в силу ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию и судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать Труш Е. И. в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; а также произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления за 2013-2014 годы, представив данный расчет в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Взыскать с Труш Е. И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Каратузский район в размере 300(триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий