Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1413/2013 ~ М-1436/2013 от 28.10.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                с. Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области

В составе председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.

при секретаре Бургер Н.Ф.

с участием истца: Родионова Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1413/2013 по исковому заявлению Родионова Николая Владимировича к администрации Ивановского сельсовета и администрации Ивановского района о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Родионов Николай Владимирович    обратился в Ивановский районный суд с иском к администрации Ивановского сельсовета и администрации Ивановского района, указывая на то, что он фактически проживает по адресу: <адрес> и является пострадавшим от наводнения, поскольку в результате подтопления испорчено принадлежащее ему имущество: затопило огород (погиб весь урожай). Данное обстоятельство подтверждается актом обследования, составленным в августе 2013 года, в котором администрацией Ивановского сельсовета признается, что его дом и земельный участок пострадали от наводнения. Принимая факт его проживания в доме и факт порчи принадлежащего ему имущества, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Ивановского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи, но в приёме заявления ему было отказано из-за отсутствия регистрации по месту проживания. Поскольку имущество по месту его жительства было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, то полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ему ущерба. В связи с чем, просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – паводка на территории МО Ивановского сельсовета в августе 2013 года.

На иск от представителя ответчика - администрации Ивановского района – ФИО6, действующей на основании доверенности, поступил отзыв на иск, в котором указано о несогласии с заявленными требованиями, поскольку: согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 данных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 № 36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы всех видов, шкаф для одежды, шкафнавесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ.Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21.09.2013 № 39 (п.7 подпункт 1 абз.1), единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из представленных документов факта утраты имущества не установлено. Из заявления не видно, какая сумма ущерба нанесена истцам и с чего данная сумма сложилась, какое именно имущество утрачено. В соответствии с ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного, представитель ответчика – ФИО6 полагает, что комиссия обоснованно не включила истца в список пострадавших и просит в удовлетворении исковых требований отказать, судебное заседание провести в её отсутствие.

Оттретьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерства финансов Амурской области поступил отзыв на иск, в котором выражено не согласиес заявленными требованиями, по тем же основаниям, которые были приведены представителем администрации Ивановского района в возражениях, изложенных выше.И дополнительно указано, что выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта I статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществленияединовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истцов может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые они не имеют права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцам, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На    основании    изложенного,    Министерство    финансов    Амурской    области    просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

     В ходе судебного заседания истец: Родионов Н.В. на удовлетворении иска настаивал. В обоснование иска указала, что проживает совместно с родной сестрой в её доме по <адрес>, сестра, её дети признаны пострадавшими и получили выплаты единовременной материальной помощи, а он нет, ввиду отсутствия регистрации по месту проживания. Однако, решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ факт его проживания по адресу: <адрес>, установлен. В результате чрезвычайной ситуации у них затопило не только огород, но и двор, хозяйственные постройки: угольник и дровник, летнюю кухню, в них стояла вода.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающее на стороне истца, - ФИО7 обстоятельства, указанные Родионовым Н.В. в обоснование иска, подтвердила, просила иск Родионова Н.В. удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Ивановского    сельсовета – ФИО8, действующая на основании доверенности, в телефонограмме, адресованной суду, просила судебное заседание провести в её отсутствие, в связи с производственной занятостью.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающие на стороне ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Суд с учетом мнения истца, в соответствии с ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123 – р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением и.о. главы Ивановского района от 25.07.2013 № 187, в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 до 7.00 24.07.2013, выпало более 50 мм осадков) с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением главы администрации Ивановского сельсовета от 24.07.2013 № 197, в связи с обильными ливневыми дождями на территории МО Ивановского сельсовета в период с 21-00 23.07.2013 до 07-00 24.07.2013 выпало более 50 мм осадков, в результате чего были подтоплены огороды, дворы, приусадебные участки, дома, квартиры введен режим «чрезвычайной ситуации» с 24.07.2013 с 8-00.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года                 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

    Согласно пункту 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100000 рублей на семью.

31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

    13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

    В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151 – ОЗ «О защите население и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидацииЧС и последствий стихийных бедствий», Постановления Правительства Амурской области от 26.05.2009     № 214 «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области» протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 № 21 разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле – августе 2013 года на территории Амурской области».

    В силу положений раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданами права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Как следует из пояснений Родионова Н.В., он претендует на получение единовременной материальной помощи, в принятии заявления на получение которой администрацией Ивановского сельсовета было отказано со ссылкой на регистрацию по иному адресу.

    Таким образом, для признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении их в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи, необходима совокупность условий, а именно его проживание на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации, и затопление приусадебного участка, с повреждением иного имущества.

Решением Ивановского районного от 27.11.2013, подлежащим немедленному исполнению, установлен факт проживания истца – Родионова Н.В. по адресу: <адрес> (в жилом помещении, принадлежащего на праве собственности сестре истца – ФИО7).

Факт затопления приусадебного участка к дому, расположенного по адресу:                                <адрес>, с повреждением иного имущества, а не только плодово-овощных посадок, подтверждается актом обследования комиссией жилого помещения и приусадебного участка, расположенных по адресу: <адрес>,от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого затоплен приусадебный участок, все овощи и картофель пришли в негодность, затоплены надворные постройки;пояснениями Родионова Н.В. и ФИО7, изложенными выше; списком граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по МО Ивановский сельсовет, в котором среди прочих жителей, указана ФИО9 и члены её семьи: ФИО10, ФИО11 и ФИО12, проживающие по одному адресу с истцом.

Таким образом, совокупность условий необходимых для признания граждан, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации: проживание на территории, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации и затопление приусадебного участка, с повреждением иного имущества, у Родионова Н.В. имеется. Следовательно, Родионов Н.В. имеет право на получение единовременной материальной помощи.

В соответствии с п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а так же круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Кроме того, в соответствии с разделом III Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, решение о включении гражданина в соответствующие списки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящих Методических рекомендаций (предоставлении помощи), или о не включении гражданина в списки (об отказе в предоставлении помощи) принимает местная администрация.

    С учетом указанных норм права, надлежащим ответчиком по заявленным истцом исковым требованиям является администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Родионовым Н.В.    к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области исковых требований, наличии оснований для их удовлетворения.

    Исковые требования Родионова Н.В. к администрации Ивановского района Амурской области удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ администрация Ивановского       сельсовета от уплаты государственной пошлины освобождена.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Родионова Николая Владимировича     к администрации Ивановского сельсовета - удовлетворить.

    Признать Родионова Николая Владимировича    пострадавшим    в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области в августе 2013 года.

    Обязать администрацию Ивановского сельсовета включить Родионова Николая Владимировича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи.

     В удовлетворении исковых требований Родионова Николая Владимировича к администрации Ивановского района – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                                                                 Скобликова Н.Г.

2-1413/2013 ~ М-1436/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Родионов Николай Владимирович
Ответчики
Администрация Ивановского сельсовета
Администрация Ивановского района
Другие
МИнистерство финансов Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Скобликова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
28.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2013Передача материалов судье
01.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2013Производство по делу приостановлено
10.12.2013Производство по делу возобновлено
10.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2013Судебное заседание
31.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее