73RS0003-01-2022-004420-83
Дело № 2а-3010/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 22 декабря 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Низаметдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шорникова А.С. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Шорников А.С. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконными действий.
Требования мотивированы тем, что он содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. ДД.ММ.ГГГГ он ездил на ознакомление с материалами уголовного дела в Ульяновский областной суд. По приезде обнаружил, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области проводятся обыскные мероприятия, направленные на намеренную провокацию лиц, содержащихся в данном учреждении.
После обыска у него пропали вещи: <данные изъяты>. Актов об изъятии данных вещей ему не выдавалось.
При ожидании конвоя для возможности выехать в Ульяновский областной суд для продолжения ознакомления с материалами дела, группа сотрудников, проводивших обыск, нецензурно на него кричали, оскорбляя, в том числе родственников, указали на то, чтобы он вышел из помещения, на что он пояснил, что ожидает конвоя. После этого его вывели из помещения и стали избивать ногами, выражались в отношении него нецензурной бранью, положили на грязный пол на живот, наступив на голени ног, остальные ходили по нему. После избиения сотрудники повторно завели его на полный личный обыск, сказав раздеться полностью, и снимали на видеорегистратор, кроме того, заставляли его приседать.
После данного обыска он был вынужден ехать на ознакомление с материалами дела в грязной одежде и порванной куртке.
Впоследствии в отношении него было проведено медицинское освидетельствование, обнаружены телесные повреждения.
Таким образом, осуществляя в отношении него полный личный обыск, полагает, что сотрудники вышли за рамки действующего законодательства, тем самым совершив в отношении него незаконные действия. Считает, что действия по применению физической силы, учитывая, что препятствий в обыске он не создавал, оскорбления являются чрезмерно жестокими, унижающими его честь и достоинство.
На основании изложенного просит признать незаконными действия ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, выразившиеся в изъятии личных вещей в ходе проведения обыскных мероприятий в его отсутствие, в применении к нему физической силы, раздевании с применением физической силы без основания на то и видео-фиксации частей тела, оскорблении в его адрес и адрес родственников нецензурной бранью.
Административный истец Шорников А.С. в судебном заседании, участвуя посредством видеоконферец-связи, поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области УФСИН по Ульяновской области, заинтересованного лица начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровского С.В. - Рабани Д.Г., представитель административного ответчика УФСИН по Ульяновской области Гасанов М.С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска. Представлены возражения, в которых подробно изложена позиция.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истец Шорников А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Шорников А.С. судим ДД.ММ.ГГГГ Димитровградским городским судом Ульяновской области по ст. 163 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ осужден Ульяновским областным судом по ст. ст. 209 ч. 1, 163 ч. 3 п. А, 126 ч. 4 п. А, 162 ч. 4 п. А, 162 ч. 4 п. А, 69 ч. 3 УК РФ к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
На основании приказа начальника УФСИН России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № на объектах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ проводились обыскные мероприятия в целях обнаружения и изъятия запрещенных предметов с привлечением сотрудников других структурных подразделений УФСИН России по Ульяновской области и сотрудников УФСИН России по Ульяновской области.
На период проведения обыскных мероприятий Шорников А.С. находился в камере №.
Как указывает сторона административного ответчика, ДД.ММ.ГГГГ в при прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области проводились обыскные мероприятия, направленные на намеренную провокацию лиц, содержащихся в данном учреждении. После обыска у него пропали личные вещи, при том, что актов об изъятии данных вещей ему не выдавалось. Также проводился личный обыск, в ходе которого к нему была применена безосновательно физическая сила, сопровождающаяся нецензурной бранью в том числе в отношении его родственников. После данного обыска он был вынужден ехать на ознакомление с материалами дела в грязной одежде и порванной куртке. В отношении него было проведено медицинское освидетельствование, обнаружены телесные повреждения.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Закон), учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с п.264 Приказа Минюста России от 04 июля 2022 года №110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (далее Правила) личный обыск подозреваемых и обвиняемых, обыск помещений, в которых они размещаются, досмотр их вещей, а также досмотр лиц, посещающих СИЗО, производятся с целью обнаружения и изъятия запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания либо с целью изъятия не принадлежащим подозреваемым и обвиняемым предметов, веществ и продуктов питания. Администрация СИЗО вправе использовать для этого аудио- и видеотехнику.
Согласно п.265 Правил обыск и досмотр в СИЗО могут проводиться с использованием технических средств обнаружения запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания, а также служебной собаки.
Из п.266 Правил следует, что обыск и досмотр в СИЗО должны проводиться в пределах, необходимых для обнаружения запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания, в форме, исключающей действия, унижающие личное достоинство и причиняющие вред здоровью обыскиваемых (досматриваемых) лиц, а также нарушение конструктивной целостности принадлежащих им вещей и предметов, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что в досматриваемых вещах и предметах сокрыты запрещенные в СИЗО предметы, вещества и продукты питания.
Из п.268 Правил следует, что личный обыск подозреваемых и обвиняемых может проводиться: со снятием одежды, обуви, головного убора, осмотром тела обыскиваемого лица, а также пластырных наклеек, протезов, гипсовых и других медицинских повязок; с расстегиванием или снятием верхней одежды, снятием головного убора и обуви (в зависимости от сезона и места проведения обыска).
По решению начальника СИЗО или лица, его замещающего, личный обыск подозреваемых и обвиняемых проводится без их раздевания (полного или частичного) при применении в СИЗО средств обнаружения, позволяющих выявить у них все запрещенные в СИЗО предметы, вещества и продукты питания (п.268 Правил).
Личный обыск подозреваемых и обвиняемых проводится сотрудниками УИС одного пола с обыскиваемым (п.270 Правил).
Из п.272 Правил следует, что полный личный обыск подозреваемых и обвиняемых проводится в том числе: по решению начальника СИЗО либо лица, его замещающего (в их отсутствие - ДПНСИ), в случаях, когда имеются основания полагать наличие у подозреваемого или обвиняемого запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания, приготовлений к преступлению.
Перед проведением полного личного обыска подозреваемому или обвиняемому предлагается выдать запрещенные в СИЗО предметы, вещества и продукты питания (п. 273 Правил).
В соответствии с п.281 Правил личный обыск подозреваемых и обвиняемых может проводиться на всей территории СИЗО и прилегающей к нему территории, где установлены режимные требования, а также на объектах, где работают подозреваемые и обвиняемые.
Согласно пункту 216 Правил личный неполный обыск подозреваемых и обвиняемых проводится в том числе: при проведении обыска в камерах СИЗО, в том числе в карцере подпункт 2 пункта 276 Правил);
Перед началом личного неполного обыска подозреваемому или обвиняемому предлагается выдать запрещенные в СИЗО предметы, вещества и продукты питания (пункт 277 Правил).
С целью обеспечения безопасности сотрудников СИЗО, проводящих обыск, подозреваемый или обвиняемый ставится лицом к стене и принимает следующую стойку: руки подняты вверх и с наружной стороны кистей рук находятся на стене, пальцы раздвинуты, ноги расставлены на ширину плеч (пункт 278 Правил).
Досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых производится в их присутствии при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при переводе в другую камеру, стационар медицинской организации УИС, водворении в карцер, а также по решению начальника СИЗО либо лица, его замещающего (в их отсутствие - ДПНСИ) (пункт 283 Правил).
В исключительных случаях по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего (в их отсутствие - ДПНСИ), досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в отсутствие их владельцев, в том числе при проведении обыска в камере Пункт 284 Правил).
По результатам произведенного досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых им оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые включены в перечень разрешенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания. Личные вещи, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, отмечаются в камерной карточке подозреваемого или обвиняемого. Запрещенные в СИЗО предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт. Постановление об уничтожении изъятых предметов составляется сотрудниками, проводившими обыск, после чего с ним под расписку знакомится подозреваемый или обвиняемый (пункт 286 Правил).
В соответствии со ст.28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.
Согласно ст.28.1 указанного Закона при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;
3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
Согласно ст.29 Закона сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;
3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области проводились обыскные мероприятия в целях обнаружения и изъятия запрещенных предметов с привлечением сотрудников других структурных подразделений УФСИН России по Ульяновской области и сотрудников УФСИН России по Ульяновской области.
Как следует из материалов дела, при проведении обыска Шорников А.С. в категорической форме отказался от выполнения законных требований сотрудников, пройти полный личный обыск при отправке за пределы следственного изолятора.
В результате чего административному истцу было предоставлено время для прекращения противоправных действий, вместе с тем, выполнить требования сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области он отказывался.
Учитывая отказ Шорникова А.С. выполнить требования сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, он был предупрежден о намерении применения к нему физической силы для преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников.
Поскольку ненасильственные способы не обеспечивали выполнения законных требований сотрудников администрации к Шорникову А.С., в соответствии со ст. ст. 28, 28.1, 29 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» № 5473-1 от 21.07.1993, а так же со ст. 43, Федерального закона РФ №103 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» была применена физическая сила приемом «загиб обеих рук за спину» с укладыванием на пол с целью проведения полного личного обыска.
Изложенное подтверждается видеозаписью, имеющейся в материалах дела.
После применения физической силы и проведения полного личного обыска Шорников А.С. был освидетельствован медицинским работником филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, согласно медицинской справке ему выставлен диагноз: «<данные изъяты>».
Оценив в совокупности материалы дела, суд приходит к выводу, что проведение обыска в отношении Шорникова А.С., применение физической силы ввиду отказа от выполнений действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области было обоснованным, что подтверждено в ходе судебного заседания.
Таким образом, повреждения Шорникова А.С., указанные в медицинской справке, образовались в связи с тем, что к нему была применена физическая сила, поскольку им не выполнялись законные требования сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
При этом доказательств того, что со стороны сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области имели место провокационные действия, сопровождающиеся нецензурной бранью, в том числе в отношении его родственников, и иных доводов, изложенных в административном иске, не представлено.
Необходимо учесть, что актом о проведении обыска от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что личные вещи Шорникова А.С., указанные им в административном иске, и вещи, выданные во временное пользование, лекарственные препараты и настольные игры во время проведения обыска камеры № не изымались.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по делу не усматривается незаконных действий административных ответчиков, в связи с чем, административные исковые требования Шорникова А.С. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконными действий удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Шорникова А.С. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконными действий отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з А.И. Низаметдинова
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-3010/22 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска