Дело № 5-2457/2022
УИД 73RS0004-01-2022-002111-70
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 21 февраля 2022 года
Судья Заволжского районного суда г. Ульяновска Чуваева Т.Н., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении Швеца Анатолия Владимировича по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
26 января 2022 года инспектором ОПДН ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска Красновой О.А. был составлен административный протокол в отношении Швеца А.В. по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Изучив поступившие материалы, прихожу к выводу о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в связи неправильным составлением протокола, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и иных процессуальных документов. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять протокол.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий и получение копии основного процессуального документа, которым является протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в представленном на рассмотрение суду протоколе об административном правонарушении от 26 января 2022 года № 35 456834 отсутствуют отметки должностного лица об отказе Швеца А.В. от подписи в соответствующих графах (о разъяснении прав, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, а также положений ст. 51 Конституции; о получении копии протокола; в иных графах), однако имеются подписи понятых.
Также в материалах настоящего дела не имеется сведений о направлении в копии указанного протокола Швецу А.В., в случае его отказа от получения протокола об административном правонарушении.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, указание ненадлежащей статьи КоАП РФ может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд может принять решение о возвращении протокола в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его неправильного составления.
Таким образом, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 26 января 2022 года № 35 456834 отсутствует подпись лица, в отношении которого составлен протокол, и отсутствует отметка об отказе от подписания протокола, предусмотренная пунктом 5 статьи 28.2 КоАП РФ, указанный протокол об административном правонарушении в отношении Швеца А.В. составлен с нарушениями требований КоАП РФ, которые не могут быть устранены в судебном заседании.
Согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
протокол об административном правонарушении от 26 января 2022 года № 35 456834 в отношении Швеца Анатолия Владимировича по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ возвратить вместе с прилагаемыми материалами в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновску для устранения недостатков.
В соответствии с п.3 ст.28.8 КоАП РФ недостатки протокола исправляются в срок не более трех суток с момента поступления от судьи, и возвращаются судье в течение суток со дня устранения недостатков протокола.
Определение может быть обжаловано лицом, привлекаемым к административной ответственности, и опротестовано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток с момента вынесения через Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья Т.Н. Чуваева