Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2363/2011 ~ М-1624/2011 от 15.02.2011

              Дело № 2-2363/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***                         г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Гоковой И.В.,

при секретаре Барковской А.Г.

с участием: помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В., истца Ковтун Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Благовещенска, в интересах Ковтун Евгения Викторовича к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Ковтун Е.В., как сироты, обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Ковтун Евгению Викторовичу жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма. В обоснование заявленного в иске указано, что *** в прокуратуру г. Благовещенска поступило заявление Ковтун Е.В., *** года рождения о нарушении администрацией г. Благовещенска его жилищных прав (как сироты) в связи с не предоставлением жилья, а также с просьбой о защите его жилищных прав и интересов в судебном порядке. Из данного заявления следует, что постоянного жилья и регистрации он не имеет, постоянного и временного заработка не имеет. Постановлением администрации г. Благовещенска от *** ***, Ковтун Е.В. определен в детское государственное учреждение, так как его *** ОН решением суда от *** лишена родительских прав, отец ВД решением суда от *** также лишен родительских прав. Согласно свидетельству о смерти *** от *** ОН умерла ***, согласно свидетельству о смерти *** от *** ВД умер ***. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Ковтун Е.В. включен в списки администрации г. Благовещенска на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании учебного заведения. *** Ковтун Е.В. закончил *** по профессии ***, зачислен с *** в ГОУ НПО ПУ *** г. Райчихинска в котором заканчивает обучение ***. Своего жилья в г. Райчихинске не имеет, за ним закреплено жилье в ***, которое согласно справке от *** *** в результате пожара уничтожено полностью*** года Ковтун Е.В. была выдана справка о том, что объекты недвижимости за ним не зарегистрированы. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также но окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. До настоящего времени администрация города Благовещенска не выполнила обязанность по предоставлению Ковтун Е.В. жилья во внеочередном порядке, в связи с чем, нарушило его жилищные права. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от *** ***, статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или* оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании истец Ковтун Е.В. поддержал заявленные прокурором требования, суду указал, что не имеет жилья, просит удовлетворить требования в полном объеме.

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель ответчика - Администрации г. Благовещенска, представитель третьего лица Министерства образования и науки Амурской области, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители третьих лиц - Министерства финансов Амурской области, Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, администрации Благовещенского района, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представившие, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просившие. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на удовлетворении заявленного требования настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Позиция представителя Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суд отзыве от ***, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке к исключительным случаям, предусмотренным вводным законом, не относятся, следовательно, данные правоотношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно, разъяснений Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от *** *** следует, что «Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132). Из статьи 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от *** ***, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"». Согласно п.3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от *** ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление правительства Амурской области от *** *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на ***-*** годы». Администрацией г. Благовещенска были выполнены условия указанной долгосрочной целевой программы. Однако, в собственность муниципального образования министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не переданы, в связи с чем администрация города лишена возможности исполнить переданные ей полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Кроме того, лимиты субвенций на приобретение администрацией города жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей до администрации города на 2011 год доведены не были и в бюджет города не поступили. Предусмотренные на *** г. субвенции в сумме *** рублей (Приложение *** к Закону Амурской области от *** ***) были реализованы на приобретение жилья, которое было распределено сиротам: МГ, ИВ, ЕВ, ТН, ПВ, ДА., ВП, ДВ, ВВ, ВА, ДЯ в рамках исполнения судебных решений. Таким образом, считают, что администрация г. Благовещенска, является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения, ни денежные средства для предоставления жилья сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. На основании вышеизложенного, Администрация города Благовещенска просит суд в иске прокурору г. Благовещенска, действующему в интересах Ковтун Е.В. - отказать.

Аналогичная позиции администрации г. Благовещенска представлена суду позиция Комитета по управлению имуществом в отзыве на иск от ***.

Правовая позиция Министерства образования и науки Амурской области изложена в представленном суду отзыве на иск от ***, согласно которого Министерства образования и науки Амурской области, рассмотрев исковое заявление и.о. прокурора города Благовещенска в защиту прав и законных интересов Ковтун Е.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сообщает следующее. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация г. Благовещенска наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1,6, 9 ст. 2 и частью 3 ст. 4 указанного закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Вместе с тем финансовое обеспечение переданных полномочий предусмотрено Законом Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год». Частью 3 статьи 4 Закона Амурской области от *** *** установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от *** *** определяет главным распределителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц - министерство образования и науки Амурской области. В приложении *** к Закону Амурской области от *** ***-ОЗ «Об областном бюджете на *** год», распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на *** год (с изменениями от ***), муниципальному образованию г. Благовещенска запланирована субвенция на соответствующие цели в сумме *** рублей. В соответствии с распорядительными заявками от *** *** и от *** *** министерством поручено осуществить перечисление на счета финансового управления администрации города запланированных средств на *** год в размере *** рублей. Разница между запланированной в бюджете Амурской области суммой и суммой не перечисленных денежных средств в размере *** рублей возвращена администрацией в бюджет области. Кроме того, в соответствии с долгосрочной целевой программой, утвержденной постановлением правительства Амурской области от *** *** предусмотрено строительство малоэтажных быстровозводимых домов для указанных детей-сирот за счет средств областного бюджета. В целях реализации вышеуказанной программы Законом о бюджете Амурской области на *** год предусмотрено *** рублей. Таким образом, обязанности министерства как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по перечислению средств субвенции в *** году исполнены в полном объеме. По существу заявленных требований, считает иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения помощника прокурора, истца Ковтун Е.В., изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** *** от *** ***, от *** *** от *** ***, от *** ***, от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела видно, что Ковтун Евгений Викторович, *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения с *** года, поскольку его мать - ОН, лишена родительских прав в отношении сына Ковтун Е.В. на основании решения Благовещенского районного суда Амурской области от ***, его отец ВД лишен родительских прав в отношении сына Ковтун Е.В. на основании решения Константиновского районного суда Амурской области от ***. Постановлением главы администрации Благовещенского района *** от *** несовершеннолетний Ковтун Е.В. был определен в детское государственное учреждение.

Кроме того, согласно свидетельству о смерти *** от *** ОН умерла ***, согласно свидетельству о смерти *** от *** ВД умер ***.

Постановлением главы администрации Садовского сельсовета Благовещенского района *** от *** за несовершеннолетним Ковтун Е.В., *** года рождения закреплена равная жилая площадь, расположенная в жилом доме по адресу: *** Благовещенского район Амурской области, в котором согласно справки администрации Садовского сельсовета *** от *** года Ковтун Е.В. зарегистрирован по мету жительства.

Однако, согласно справки МЧС России от *** ***, отдел ГПН по Благовещенску подтверждает факт пожара, произошедшего *** в жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ***. Из данной справки также усматривается, что в результате пожара жилой дом огнем уничтожен полностью, в результате пожара погибла ОН, *** года рождения.

Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** Ковтун Евгений Викторович, составом семьи 1 человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из материалов дела усматривается, что Ковтун Е.В. *** заканчивает обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище ***» по специальности «мастер столярно-плотничных работ», администрация которого письмом *** от *** уведомлена, о том, что Ковтун Е.В. постановлен на учет в Комитете по управлению имуществом в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» *** от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Ковтун Е.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.

Обстоятельства отсутствия у Ковтун Е.В. в собственности жилого помещения, не оспаривается ответчиками, и подтверждаются имеющейся в материалах дела, в том числе ответом на запрос от *** ***, согласно которого своего жилья в *** Ковтун Е.В. не имеет.

Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Ковтун Е.В. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, постановлением которой Ковтун Е.В. принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

При этом судом учитывается, что само по себе отсутствие в деле доказательств принятия Ковтун Е.В. на соответствующий учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения существенного правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку в данном случае постановка такого лица на указанных учет сама по себе не является основанием возникновения у лица права на получение жилья, а лишь фиксирует и подтверждает на соответствующем уровне наличие уже существующего у него права на получение жилья, и обязанности соответствующего органа государственной власти по предоставлению жилого помещения.

Согласно приложению *** к Закону Амурской области *** от ***, в бюджете Амурской области на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере *** рублей.

Как было указано представителем Администрации г. Благовещенска в отзыве на исковое заявление, субвенция в указанном размере была получена муниципальным образованием г. Благовещенска.

Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска, таким образом доводы ответчика о том, что администрация г. Благовещенска является по делу не надлежащим ответчиком, суд находит не состоятельными.

При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик вплоть до настоящего времени - надлежащим образом не исполнил.

С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, заявленное в интересах Ковтун Е.В, о предоставлении ему жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и ее вины, как органа местного самоуправления, в том, что размер субвенций выделенных г. Благовещенску на приобретение жилья для указанных категорий граждан недостаточен для обеспечения всех состоящих на таком учете, не имеется, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности. По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, отнесенному к категории детей-сирот. При этом довод о недостаточности размера выделяемых средств на приобретение жилья указанной категории граждан судом не принимаются во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.

С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Ковтун Е.В. следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Ковтун Е.В. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Ковтун Евгению Викторовичу вне очереди жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья             И.В. Гокова

2-2363/2011 ~ М-1624/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Благ-ка
Ковтун Евгений Викторович
Ответчики
Администрация Благ-ка
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Гокова И.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
15.02.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2011Передача материалов судье
28.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2011Судебное заседание
29.03.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее