Дело № 2- 3587/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 июня 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Ветрогон Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции к АО «Петрозаводские коммунальные системы» о понуждении к исполнению предписания,
установил:
Государственная жилищная инспекция РК обратилась с иском к АО «ПКС» о понуждении к совершению действий. Исковые требования мотивированы тем, что по обращению Полуэктовой Л.Ю., являющейся собственником квартиры по адресу: <адрес>, по вопросу установки общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>, проведена проверка, в ходе которой установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии типа Меркурий 230 ART-03 PQCSIGDN, коэффициент трансформации – 15; согласно постановлению Администрации Петрозаводского городского округа от 28.03.2012 № указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, начисление потребителям, проживающим в рассматриваемом доме, платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, производится АО «ПКС» на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии при отсутствии правовых оснований для их использования, а именно в нарушение части 1 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ответчику было выдано предписание от 03.06.2015 № 400 с требованием об устранении выявленных нарушений, а именно в срок до 15.07.2015 выполнить демонтаж общедомового прибора учета типа Меркурий 230 ART-03 PQCSIGDN, заводской №, установленного в спорном доме, а также произвести перерасчет ранее начисленной собственникам помещений в указанном доме платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии. Решением арбитражного суда РК от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016, требования АО «ПКС» о признании предписания недействительным оставлены без удовлетворения. В ходе проверки исполнения предписания на основании распоряжения от 12.04.2014 № установлено, что предписание не исполнено. На основании изложенного истец просит обязать АО «ПКС» исполнить предписание в части проведения перерасчета ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии, определить срок исполнения требований предписания от 03.06.2015 № в части проведения перерасчета ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Алферова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Михайлина Г.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. При этом пояснила, что между АО «ПКС» и ООО «КРЦ» заключен агентский договор, в мае 2017 года АО «ПКС» обратилось в ООО «КРЦ» с заявлением о предоставлении информации о суммах начислений жильцам, в том числе спорного дома.
В судебном заседании третье лицо Полуэктова Л.Ю. полагала иск подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (п.3 ч.5 ст.20 ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В силу части 9 статьи 13 вышеуказанного закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют, в том числе снабжение тепловой энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что Полуэктова Л.Ю., являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия по факту незаконно установленного в аварийном доме общедомового прибора учета электроэнергии.
Государственной жилищной инспекцией Республики Карелии по данному обращению Полуэктовой Л.Ю. на основании распоряжения ГЖИ Республики Карелия № от 20.05.2015 была проведена внеплановая документарная проверка АО «ПКС», по результатам которой составлен акт проверки № от 03.06.2015, из которого следует, что многоквартирный <адрес> в <адрес> 30.07.2014 оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии типа Меркурий 230 ART-03 PQCSIGDN, заводской №, коэффициент трансформации – 15. МКД признан аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.03.2012 №.
Начисление потребителям, проживающим в означенном аварийном многоквартирном доме, платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, производится обществом на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии при отсутствии правовых оснований для их использования - в нарушение части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.
В силу предписания Государственной жилищной инспекции РК № от 03.06.2015 АО «ПКС» предписано в срок до 15.07.2015 выполнить демонтаж общедомового прибора учета электроэнергии типа Меркурий 230 ART-03 PQCSIGDN, заводской №, установленного в многоквартирном <адрес> в <адрес>, а также выполнить перерасчет ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета.
Решением Государственной жилищной инспекции РК от 16.07.2015 перенесен срок исполнения предписания № от 03.06.2015 до вступления окончательного решения по заявлению АО «ПКС» о признании недействительным предписания № от 03.06.2015.
Решением арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления АО «ПКС» об оспаривании предписания № от 03.06.2015 отказано.
Как следует из материалов дела, что 01.07.2013 между АО «ПКС» (принципал) и ООО «КРЦ» (агент) заключен агентский договор №, согласно условиям которого принципал поручает, а агент обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет принципала на условиях, предусмотренных настоящим договором, осуществить действия по начислению и сбору платежей с собственников жилых и нежилых помещений на территории г. Петрозаводска.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что для проведения перерасчета необходимы соответствующие документы, которые находятся в ООО «КРЦ», в мае 2017 года обществом направлен запрос агенту о предоставлении соответствующей информации.
Вместе с тем, суд считает, что предоставленный ответчиком запрос, направленный в ООО «КРЦ» в мае 2017, о предоставлении информации о суммах начислений, в том числе жильцам многоквартирного <адрес> в <адрес>, не является допустимым доказательством, подтверждающим надлежащее исполнение предписания в части произведения перерасчета платы. Требования инспекции, изложенные в предписании, носят для ответчика обязательный характер, и их исполнение не может быть поставлено в зависимость от действий третьих лиц.
Иные доводы ответчика не свидетельствуют о необоснованности исковых требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию должных мер по исполнению предписания государственного органа.
Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что АО «ПКС» неправомерно уклоняется от выполнения предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелии, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом с учетом длительности неисполнения ответчиком законного требования, а также отсутствия достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих совершение необходимых действий, направленных на исполнение предписания, суд считает возможным установить конкретный срок для проведения перерасчета ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать АО «Петрозаводские коммунальные системы» исполнить предписание Государственной жилищной инспекции от 03.06.2015 № в части проведения перерасчета ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии.
Определить срок исполнения требований предписания Государственной жилищной инспекции от 03.06.2015 № в части проведения перерасчета ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> платы за установку общедомового прибора учета электроэнергии в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 05.06.2017 г.