Гр. дело № 2-338/2018 .
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2018 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., единолично, при секретаре Намсараевой В.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации МО «Хоринский район», МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2» о возложении обязанности обеспечить непрерывное наблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории) МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район», МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2» (далее – МАОУ «Хоринская СОШ №2») о возложении обязанности обеспечить непрерывное наблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории) МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2», архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере комплексной безопасности в общеобразовательных организациях. В ходе проверки установлено, в МАОУ «Хоринская СОШ №2» должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, которые в данном случае выражаются в непринятии мер к установлению надлежащей системы видеонаблюдения и обеспечению необходимого срока хранения записей камер видеонаблюдения.
Администрация МО «Хоринский район», являющаяся собственником имущества МАОУ «Хоринская СОШ №2», а также субъектом антитеррористической деятельности, несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций. В силу того, что в МАОУ «Хоринская СОШ №2» до настоящего времени не принят комплекс мер по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут пострадать в результате совершенных террористических актов.
Прокуратурой района по заданию прокуратуры республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка состояния законности в сфере комплексной безопасности в общеобразовательных организациях. Проверкой установлено, что в МАОУ «Хоринская СОШ №2» имеется в наличии 16 камер видеонаблюдения, но видеозаписи хранятся 14 суток, наружная камера не охватывает центральный вход, также на видео записи невозможно разглядеть людей, входящих в здание.
В рамках досудебного урегулирования прокурором района 15.02.2018 в адрес главы администрации МО «Хоринский район» внесено представление об устранении нарушений в сфере обеспечения безопасности в общеобразовательных организациях. По результатам рассмотрения представления выявленные нарушения устранены частично, фактические меры по обеспечению образовательных учреждений района дополнительными камерами видеонаблюдения и жесткими дисками, которые бы обеспечили срок хранения записей 30 суток, не приняты.
Начальником МКУ «Хоринское управление образования» ФИО2 27.02.2018 главе администрации МО «Хоринский район» подана заявка о выделении денежных средств на приобретение дополнительных камер видеонаблюдения и жестких дисков.
Из объяснении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что письменный ответ на указанную заявку не дан, заявка не удовлетворена, однако при рассмотрении указанной заявки администрацией МО «Хоринский район» дан устный ответ о том, что в бюджете района недостаточно денежных средств на камеры видеонаблюдения и жесткие диски. Повторная заявка МКУ «Хоринское управление образования» не подавалась.
Для охвата всех потенциально опасных участков и критических элементов здания согласно информации МАОУ «Хоринская СОШ №2» от 26.02.2018 необходимо дополнительно установить 4 камеры видеонаблюдения. Кроме того, для обеспечения срока хранения записей камер видеонаблюдения в 30 суток необходимо приобретение дополнительного жесткого диска.
В судебном заседании старший помощник прокурора Бороноева Н.Б., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд обязать МАОУ «Хоринская СОШ №2» провести мероприятия по внедрению системы видеонаблюдения в здании школы, а именно, установить 3 внутренних видеокамеры для контроля внутренних помещений школы, установить 3 уличных видеокамеры для контроля прилегающей территории; обеспечить архивирование и хранение информационных данных с установленных видеокамер в течение одного месяца; обеспечить передачу информации с установленных камер видеонаблюдения в помещение сторожа. Возложить на Администрацию МО «Хоринский район» и МКУ «Хоринское управление образования» обязанность по финансированию мероприятий по внедрению системы видеонаблюдения в здании МАОУ «Хоринская СОШ №2», а также по обеспечению архивирования и хранения информационных данных с установленных камер видеонаблюдения в МАОУ «Хоринская СОШ №2».
Представитель ответчика Администрации МО «Хоринский район» Ринчинова Н.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время нарушение не устранено в связи с отсутствием финансирования. Просит предоставить срок для исполнения решения суда не менее 1 года.
Представитель ответчика МАОУ «Хоринская СОШ №2» Луньков С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования признал.
Определением суда от 06.08.2018 в качестве соответчика по делу привлечено – МКУ «Хоринское управление образования» как основной распорядитель бюджетных средств.
Представитель ответчика МКУ «Хоринское управление образования» – Цыбжитова В.О., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - ФЗ № 35-ФЗ) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - ФЗ № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (далее - Постановление).
Данное Постановление устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 27 Постановления система видеонаблюдения с учетом количеств устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное наблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 -ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
На основании и. 4 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов честного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов честного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетию учащихся и работников образовательного учреждения.
Из материалов дело, судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере комплексной безопасности в общеобразовательных организациях в МАОУ «Хоринская СОШ №2». В ходе которой, установлено, что МАОУ «Хоринская СОШ №2» должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, которые в данном случае выражаются в непринятии мер к установлению надлежащей системы видеонаблюдения и обеспечению необходимого срока хранения записей камер видеонаблюдения.
Администрация МО «Хоринский район», как собственник МАОУ «Хоринская СОШ №2», а также как субъект антитеррористической деятельности, несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций. В силу того, что в МАОУ «Хоринская СОШ №2» до настоящего времени не принят комплекс мер по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут пострадать в результате совершения террористических актов.
В соответствии со ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании п.п. 7, 14 ст. 4 Устава МО «Хоринский район», утвержденного решением сессии Совета депутатов № 1-12/14 от 17.12.2014 (далее - Устав), к вопросам местного значения муниципального района относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма территории муниципального района; организация предоставлен общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Статьей 35 Устава предусмотрено, что Администрация района осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района.
Согласно п. 1.11 положения МКУ «Хоринское управление образования» (далее - Управление) учредителем Управления является МО «Хоринский район». В соответствии с п. 1.17 Положения Управление отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет МО «Хоринский район».
Исходя из анализа указанных выше законов следует, что в целях профилактики терроризма органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на усиление безопасности и защиты объектов от преступного посягательства, в частности установить ограждение вокруг территории школы, а также систему видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения.
Между тем, как установлено проведенной проверкой прокуратуры, а также подтверждается представленными суду документами, МАОУ «Хоринская СОШ №2» не отвечает указанным целям безопасности, так как не оборудовано надлежащей системой видеонаблюдения, то есть в школе не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма.
Непринятие мер по антитеррористической защищённости объектов территории) МАОУ «Хоринская СОШ №2», являющегося объектом (территорией) Министерства образования и науки Российской Федерации, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении учреждения на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления располагают достаточно большим объемом полномочий в сфере организации деятельности образовательных учреждений. В число таких полномочий входит, в том числе, вопросы обеспечения деятельности образовательных учреждений и ее финансирования, формирование местного бюджета в части расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений образования.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Вместе с тем, для охвата опасных участков и критических элементов здания необходимо дополнительно установить камеры видеонаблюдения. Кроме того, для обеспечения срока хранения записей камер видеонаблюдения в 30 суток необходимо приобретение дополнительного жесткого диска.
Согласно положениям действующего законодательства администрация муниципального района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие в образовательном учреждении надлежащей системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд приходит к выводу, об обоснованности требований прокурора Хоринского района, и находит их подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других субъектов гражданских правоотношений (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ). Одной из стадий гражданского судопроизводства является исполнение решений суда.
Учитывая, что для установки камер видеонаблюдения и жестких дисков для системы видеонаблюдения, необходимо определенное время, связанное с организацией приобретения оборудования, его монтажа, привлечения специалистов, суд, с учетом мнения прокурора, полагает возможным и разумным установить срок исполнения решения - до 01.09.2019 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать МАОУ «Хоринская СОШ №2» провести в срок до 01 сентября 2019 года мероприятия по внедрению системы видеонаблюдения в здании школы, а именно:
- установить 3 внутренних видеокамеры для контроля внутренних помещений школы, установить 3 уличных видеокамеры для контроля прилегающей территории;
- обеспечить архивирование и хранение информационных данных с установленных видеокамер в течение одного месяца;
- обеспечить передачу информации с установленных камер видеонаблюдения в помещение сторожа.
Возложить на Администрацию МО «Хоринский район» и МКУ «Хоринское управление образования» обязанность по финансированию мероприятий по внедрению системы видеонаблюдения в здании МАОУ «Хоринская СОШ №2», а также по обеспечению архивирования и хранения информационных данных с установленных камер видеонаблюдения в МАОУ «Хоринская СОШ №2».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья: . Н.Л. Гармаева
.
.