Дело № 2 –3720(1)2015
Решение
Именем Российской Федерации
30 июля 2015 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
с участием истца Шуршалова А.А., представителя истца адвоката Петри Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуршалов А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,
установил:
истец обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации. В обоснование требований указывает, что жилое помещение, состоящее из двух комнат, площадью 27 кв.м. в коммунальной квартире, расположенные по адресу: <адрес>-1, <адрес>, было предоставлено ему на состав семьи из четырех человек: Шуршалов А.А., его супругу Шуршалова Ж.В., детей сына Шуршалов И.А., дочь Шуршалова В.А., на основании ордера на служебное жилое помещение № серии МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение было предоставлено ему в связи с работой в ДУ-2 <адрес>-1, на основании решения профкома КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ года, за № 2. Факт работы подтверждается трудовой книжкой. В настоящее время работает при Министерстве обороны РФ, о чем имеется запись в трудовой книжке. Данное жилое помещение состоит из двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью 26,3 кв.м., а целая квартира по адресу: <адрес>- 1, <адрес>, имеет общую площадь 80,70 кв.м., состоит из четырех комнат. Другие две комнаты площадью 19,3 кв.м. и 12,9 кв.м. в данной квартире по адресу: <адрес>- 1, <адрес> их семье предоставлены по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года. Фактически вся квартира находится в их пользовании. После предоставления указанного жилого помещения вселились в указанное жилое помещение, зарегистрировались в нем и постоянно проживают. В настоящее время решили произвести юридическое оформление своих прав на указанную недвижимость, а именно приватизировать данную квартиру, для чего обратились в Администрацию Энгельсского муниципального района <адрес>. Однако в приватизации данного жилого помещения было отказано, поскольку указанное помещении, в котором они проживают не является собственностью Энгельсского муниципального района, не внесена в реестр муниципальной собственности. В связи с указанными обстоятельствами вынуждены обратиться в суд.
В судебное заседание истец Шуршалов А.А., его представитель Петри Л.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные исковому заявлению.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке, в представленном отзыве просили в удовлетворении исковых требований отказать, указывают, что жилое помещение принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Представители третьих лиц ФГУ «Приволжско – Уральское ТУИО» Министерства обороны России, ФГКУ «Центррегионжилье», Администрация Энгельсского муниципального района <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального законодательства. В судебное заседание не явились. О причинах неявки в судебное заседание и об уважительности причин неявки, суду не сообщили, в представленном отзыве Администрации Энгельсского муниципального района, просили дело рассмотреть в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание третьи лица Шуршалова Ж.В., Шуршалов И.А., Шуршалова В.А. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что истцу Шуршалов А.А. было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, площадью 27 кв.м. в коммунальной квартире, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес> на состав семьи из четырех человек: Шуршалов А.А., его супругу Шуршалова Ж.В., на детей сына Шуршалов И.А., дочь Шуршалова В.А. на основании ордера на служебное жилое помещение № серии МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное жилое помещение было предоставлено Шуршалов А.А. в связи с работой в ДУ-2 <адрес>-1, на основании решения профкома КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ года, за № 2, факт работы подтверждается трудовой книжкой.
Истец Шуршалов А.А. в настоящее время работает при Министерстве обороны РФ, о чем имеется запись в трудовой книжке.
Данное жилое помещение состоит из двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью 26,3 кв.м., а целая квартира по адресу: <адрес>- 1, <адрес>, имеет общую площадь 80,70 кв.м., состоит из четырех комнат. Другие две комнаты площадью 19,3 кв.м. и 12,9 кв.м. в данной квартире по адресу: <адрес>- 1, <адрес> их семье предоставлены по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года.
После предоставления указанного жилого помещения семья Шуршалов вселились в указанное жилое помещение, зарегистрировались в нем и постоянно проживают.
В настоящее время желают произвести юридическое оформление своих прав на указанную недвижимость, а именно приватизировать данную квартиру, для чего обратились в Администрацию Энгельсского муниципального района <адрес>.
Однако в приватизации данного жилого помещения было отказано, поскольку указанное помещении, в котором проживает семья Шуршалов не является собственностью Энгельсского муниципального района, не внесена в реестр муниципальной собственности.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>- 1, <адрес> фактически состоит из 4 комнат, две из которых занимают истец с семьей, согласно ордера на служебное жилое помещение № серии МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ год, другие две комнаты площадью 19,3 кв.м и 12,9 кв.м. также занимает истец и члены его семьи.
Согласно распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2196-р было постановлено:
Принять предложение Энгельсского муниципального Собрания депутатов <адрес> и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и правительством <адрес>, о передаче в собственность Энгельсского муниципального образования <адрес> находящихся в федеральной собственности объектов Энгельсской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в <адрес> и <адрес>-1 (<адрес>), согласно Приложению.
Так, целая квартира по адресу: <адрес>- 1, <адрес>, была включена в перечень передаваемых в собственность Энгельсского муниципального образования <адрес> находящихся в Федеральной собственности объектов Энгельсской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в <адрес> и <адрес>-1 (… жилые дома: № (за исключением квартир 3,5,16,19 (комната),21).
Так, две комнаты в указанной квартире площадью 19,3 кв.м и 12,9 кв.м. были переданы в собственность Энгельсского муниципального района, а другие две комнаты, предоставленные им по ордеру в собственность Энгельсского муниципального района не поступили.
Истец обращался в Администрацию Энгельсского муниципального района по вопросу восстановления жилого помещения в реестре собственности ЭМР и на балансе МУ «Энгельсская недвижимость», однако на обращение был выдан ответ, что основания восстановления в реестре отсутствуют.
Согласно ответа БТИ жилое помещение в коммунальной квартире площадью 26,3 кв.м. является федеральной собственностью.
Судом установлено, что истцу был выдан ордер на служебное жилое помещение ордера № серии МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ на две комнаты, площадью 27 кв.м., в коммунальной квартире, расположенные по адресу: <адрес>- 1, <адрес>.
Согласно ответа КЭЧ квартира является служебной. ФГКЭУ «Энтельсская КЭЧ района» заключать с истцом договор на приватизацию данного жилья не могла в связи с отсутствием полномочий по заключению договора на приватизацию, так как на основании Устава, ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района» не вправе была совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждении или обременение закрепленного имущества.
Согласно ответа Росимущество, о том, что они не имеют полномочий по заключению договора на приватизацию данного жилого помещения, по всем вопросам управления и распоряжения имуществом учреждений МО РФ необходимо обращаться в структуры Минобороны.
Министерство обороны РФ на заявление Шуршалов ответило, по вопросу заключения договора приватизации необходимо обращаться в ФГКУ «Центррегионжилье», по адресу: 410028, <адрес>.
Истец обратился с данным вопросом о заключении договора социального
найма и для заключения договора приватизации в ФГКУ «Центррегионжилье», 410028, <адрес>., однако получил отказ, поскольку ему было сообщено, что данное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду.
Согласно справке ОАО «ЕРКЦ» за № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-1, <адрес> значатся зарегистрированными по адресу: Шуршалов А.А., Шуршалова Ж.В., Шуршалов И.А., Шуршалова В.А. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно сообщению Управления по имуществу, земельному и лесному контролю от 21.04.2010г. за № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес> числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес> является Энгельсский муниципальный район <адрес>. Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № 04-197, объект недвижимого имущества (комната в коммунальной квартире, площадь 26,3 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>-1, <адрес> находиться в собственности РФ и закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района», правоприемником которого является ФГБУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в <адрес>. Согласно ответа Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>-1, <адрес> реестре государственного имущества <адрес> не значится. Согласно выписки из реестра муниципального имущества на ДД.ММ.ГГГГ балансодержателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес> является Казна муниципального образования <адрес>. Согласно ответа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не вправе решать вопросы заключения договоров социального найма на жилые помещения, отнесенные к специализированному жилому фонду. В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Ст. 2 Закона определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. При этом в ст.4 нормативно-правового акта законодатель предусмотрел, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. В соответствии с п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорное жилое помещение площадью 27 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>-1 <адрес> является служебным, предоставлялось наймодателям именно как служебное, что подтверждается ордером на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ № 90.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011г.
№ 1470-р <адрес> исключен из Перечня имеющих
жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской
Федерации. Спорное жилое помещение принадлежит Министерству обороны
Российской Федерации.
Исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса «служебных».
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ под служебным помещением понимается помещения, которые, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность, либо в связи с избранием па выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
Наличие или отсутствие присвоенного в установленном законом порядке статуса «служебное» жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на время исполнения трудовых обязанностей. В данном случае отнесение к служебному жилому помещению означает принадлежность спорного жилого помещения иному лицу, органу, предоставление данного помещения работнику на время исполнения им трудовых обязанностей.
В тоже время, как было указано ранее ст.4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42.
Судом установлено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Шуршалов А.А. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу как работнику КЭЧ как служебное жилое помещение.
При таких обстоятельствах требования Шуршалов А.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.12,56, 67,198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шуршалов А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья Л.В. Смирнова
Секретарь .
30.07.2015г.