Копия по делу № 2-2288/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 г. Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Гречишникова Н.В., при секретаре судебного заседания Юньковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой В.А. к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району и администрации Егорьевского муниципального района Московской области об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признании права на обеспечение жилым помещением,
установил:
обращаясь в суд с указанным выше иском, Волкова В.А. просит признать незаконным отказ во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признать за ней право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма, как лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета <адрес>.
В судебное заседание истица Волкова В.А. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела. Представлявший ее интересы по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал и пояснил, что Волкова В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении. Ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать решением <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, с ДД.ММ.ГГГГ она была передана под опеку ее бабушке. До достижения возраста <данные изъяты> лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма органами опеки и попечительства она поставлена не была, по достижении указанного возраста с порядком реализации права постановки на регистрационный учет ее также не ознакомили, в связи с чем полагает, что в результате бездействия органов опеки и попечительства нарушено ее право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании представитель ответчика - Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Егорьевскому муниципальному району, по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истица имела закрепленное жилое помещение и не подлежит внеочередному обеспечению жилой площадью.
Представитель ответчика - администрации Егорьевского муниципального района <адрес>, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела. В ранее состоявшемся по делу судебном заседании возражал против удовлетворения иска и дал аналогичные объяснения.
Представитель третьего лица – <данные изъяты> <адрес>, в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Из ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ – ДД.ММ.ГГГГ г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Названная норма Закона в новой редакции, вступившей в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ утратили силу.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории <адрес> вопрос, связанный с обеспечением жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц указанной выше категории граждан регулируется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №257/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>», а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Судом установлено, что истица родилась ДД.ММ.ГГГГ г., ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать ФИО4 решением <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. После лишения матери родительских прав опекуном над истицей была назначена ее бабушка Нестеркина Л.Н. В настоящее время истица обучается на <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>» по программе начального профессионального образования. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста <данные изъяты>х лет. Зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, собственного жилья на территории <адрес> и <адрес> не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления не состоит, с заявлением о постановке на учет в данном качестве до достижения возраста 23 лет не обращалась.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и объяснениями сторон.
Из указанных выше законоположений следует, что право истицы, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением обусловлено не только отнесением к данной категории, но и нахождением на учете нуждающихся в жилом помещении. Однако поскольку до достижения возраста 23 лет истица по вопросу постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в органы местного самоуправления не обращалась, на соответствующем учете не состоит и на день обращения в суд достигла возраста 24 лет, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Доводы истицы о том, что в результате бездействия органов опеки и попечительства, которые в период нахождения под опекой не поставили ее на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не уведомили о ее жилищных правах, не разъяснили, что до 23 лет на нее распространяется Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, выводы суда не опровергают.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ опека и попечительство являются формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их интересов и устанавливается над детьми до 18 лет.
Согласно п.3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Поскольку функции законного представителя истицы в период нахождения ее под опекой и попечительством (т.е. до достижения возраста 18 лет) исполняла ее бабушка, обязанность по защите прав и интересов подопечной была возложена на последнюю.
Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ в статье 1 определил лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможностях иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Таким образом, по достижении 18 лет и до 23 лет истица имела возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в том числе, по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Принимая во внимание, что объективных причин, которые бы препятствовали истице для обращения в соответствующие органы, последней не представлено, доводы иска нельзя признать обоснованными.
Доводы Волковой В.А. о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты> лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, основан на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из п.9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ г., право на обеспечение жилыми помещениями по основания и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До введения в ЖК РФ изменений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на момент достижения истицей возраста <данные изъяты> лет, жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истица свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда она в силу закона относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала, данное право после достижения <данные изъяты> лет реализовано и, соответственно, сохранено быть не может.
Оценивая в совокупности указанные выше обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 167, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:в удовлетворении иска Волковой В.А. к Отделу опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Егорьевскому муниципальному району и администрации Егорьевского муниципального района <адрес> об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признании права на обеспечение жилым помещением отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.
Федеральный судья подпись Гречишников Н.В.