Дело № 2-3336/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 07 сентября 2016 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Востриковой В.А.,
с участием представителя истцов по доверенности Кашигиной Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко <данные изъяты>, Шевченко <данные изъяты>, Шевченко <данные изъяты> к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Шевченко А.Л., Шевченко Н.В. и Шевченко Т.А. обратились в суд с указанным выше иском к ответчикам, в котором просят признать за ними право собственности на квартиру № <адрес> по 1/3 доле за каждым.
В обоснование своих исковых требований истцы указали, что Шевченко А.Л. является нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма жилого помещения от 15 мая 2012 года № 1/280. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем (на праве оперативного управления) данной квартиры является ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Истцом в адрес Руководителя ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России было направлено заявление о заключении с ней договора о передаче занимаемого ею на законных основаниях жилого помещения в собственность. Из ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» ей ответили, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Истцы Шевченко А.Л., Шевченко Н.В. и Шевченко Т.А. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.
Представитель истцов Шевченко А.Л., Шевченко Н.В. и Шевченко Т.А. по доверенности Кашигина Э.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
15 мая 2012 года Шевченко А.Л. заключил с ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации договор социального найма жилого помещения № 1/280.
Согласно указанному договору, истцу Шевченко А.Л., его жене Шевченко Н.В. и сыну Шевченко Т.А. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 3-х комнат общей площадью 69,7 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем (л.д. 9-11).
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в Постановлении Пленума Верховного Совета РФ от 23.08.1993 г. № 8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № б), требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина путём определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевого назначения, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление от 3.11.1998 года №25-П).
В соответствии со ст.672 ч.1, 673 ч.1 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения; объектом договора социального найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Акт соответствия технического состояния квартиры <адрес> подтверждает, что жилое помещение пригодно для постоянного проживания (л.д. 13).
Согласно п. 1 статьи 15 «право на жилище» Закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащие по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно копии выписки из приказа № 1832 от 01.08.2012г. по личному составу (л.д. 20), общая продолжительность военной службы майора Шевченко А.Л. в Вооруженных силах РФ по состоянию на 20 августа 2009 года составляет 25 лет 11ммесяцев.
Шевченко А.Л. квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Министерством обороны РФ, в связи со службой в Вооруженных силах РФ на состав семьи: жену Шевченко Н.В. и сына Шевченко Т.А.
Шевченко А.Л., обратившись в ФГКУ «СТУИО» МО РФ с заявлением о передаче в собственность бесплатно в порядке приватизации выделенной ему и членам его семьи спорной квартиры, получила письмо от 04.07.2016г. № 141/7/3554нс, которым данное учреждение уведомило истца, что оно не наделено полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений и признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения может быть осуществлено в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 23).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Исходя из положений действующего Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизировать можно те жилые помещения, которые реально находятся во владении и пользовании граждан по договору социального найма в таком же порядке жилые помещения передаются в собственность граждан, включая военнослужащих, судей, прокуроров, следователей и некоторых других лиц.
На основании ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8, гражданам, исходя из преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
В соответствии с пунктом статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации составляют федеральное государственное имущество, находящееся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также федеральное государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком есть ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества. При возникновении ограниченного вещного права весь объем вещных правомочий, в том числе правомочие распоряжения, в отношении данного имущества определенным образом распределяется между собственником имущества (Российской Федерацией) и обладателем вещного права (подведомственной Министерству обороны Российской Федерации организацией) в соответствии с законодательно закрепленной вещно-правовой конструкцией (правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления, правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком).
Правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации. Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
В подпункте 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (в редакции от 27 июня 2007 г.) указано, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Пунктом «а» части 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника -подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Занимаемое истцами по договору социального найма жилое помещение не относится к указанным в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 жилым помещениям, не подлежащим приватизации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истцов Шевченко А.Л., Шевченко Н.В. и Шевченко Т.А. о признании за ними права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, основаны на законе, нашли свое доказательственное подтверждение и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шевченко <данные изъяты>, Шевченко <данные изъяты>, Шевченко <данные изъяты> к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Шевченко <данные изъяты>, Шевченко <данные изъяты>, Шевченко Тимуром <данные изъяты> право собственности на квартиру <адрес>, по 1/3 доле за каждым.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2016 года.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко