Дело № 2 – 684/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 05 февраля 2018 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Кочеткова Д.В.,
при секретаре Зиминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копытовой ЕВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа период обучения в Удмуртском государственном Университете.
Просит признать решение ответчика -Дата- от -Дата- об отказе в досрочном назначении пенсии истцу незаконным, включить в специальный педагогический стаж истца с -Дата- по август 1990 г. обучение в Удмуртском государственном Университете; обязать назначить страховую пенсию со дня обращения -Дата-.
В судебном заседании истец иск поддержала в полном объеме, с учетом уточнений.
Представитель ответчика Гарипова Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу, пояснив также, что представленными истцом документами не подтверждается наличие условий, предусмотренных п. 2 Положения № «О порядке исчисления стажа за выслугу лет…», в соответствии с которым следует, что периоду обучения в конкретном педагогическом учебном заведении непосредственного должна присутствовать и за ним следовать педагогическая деятельность, при этом педагогическая деятельность должна следовать до начала обучения. Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно трудовой книжке серии АТ-V №, Копытова Е.В. -Дата- года рождения в периоды:
- с -Дата- по -Дата- временно работала в должности учителя Карамас-Пельгинской средней школы Киясовского РОНО;
с -Дата- по -Дата- учеба в Удмуртском государственном Университете;
- с -Дата- по -Дата- работала в должности учителя в средней школе № г.
- с -Дата- по настоящее время работает учителем в средней школе № г.Ижевска (МБОУ СОШ №).
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются также выпиской из приказа №-лс от -Дата- по МБОУ СОШ №; копией диплома УВ № от -Дата-.
-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.
-Дата- решением № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период обучения с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – учеба в учеба в Удмуртском государственном Университете.
Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 24 года 3 месяца 20 дней.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу -Дата-, (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата-.
На день обращения Копытовой Е.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ее педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составлял менее 25 лет. При этом период учебы с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – учеба в учеба в Удмуртском государственном Университете не подлежит включению в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы учителя школы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 781.
С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении №-П от -Дата-, а также в определении за №-О от -Дата-, суд вправе применять нормативно-правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до -Дата- могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.
В течение спорных периодов действовал Закон СССР от -Дата- «О государственных пенсиях».
Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). Советом Министров СССР было принято постановление № от -Дата-, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Истцом заявлены спорные периоды, не включенный в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – учеба в учеба в Удмуртском государственном Университете.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров от -Дата- №, действовавшим в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте, а не его часть, подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним. Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение до его окончания либо отчисления из него.
Поскольку истец на момент начала обучения в Удмуртском государственном Университете в 1985 году непосредственно перед началом обучения не осуществляла педагогическую деятельность, следовательно, указанный период не может быть включен в педагогический стаж.
Осуществление истцом во время обучения в УдГУ временной работы в должности учителя в Карамас-Пельгинской средней школе с -Дата- по -Дата- не является в силу закона достаточным основанием для включения спорного периода в специальный стаж. Временная работа в период обучения в учебном заведении не свидетельствует о непосредственной педагогической деятельности, имевшей место перед поступлением в учебное заведение. В предшествующий обучению период, т.е. до -Дата-, истица не имела трудового стажа по педагогической специальности. Период педагогической работы истца в Карамас-Пельгинской средней школе протекал во время учебы, а не до её начала, следовательно, отсутствует факт педагогической деятельности Копытовой Е.В. непосредственно перед обучением в Удмуртском государственном Университете, что исключает возможность зачета в специальный педагогический стаж спорного периода обучения в данном учебном заведении в соответствии с п. 2 Положения утв. Постановлением Совета Министров от -Дата- №.
Поскольку истец не представила относимых и допустимых доказательств тому, что на момент обращения в пенсионный орган она приобрела право на досрочное назначение пенсии, что выработала специальный стаж в количестве 25 лет, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Копытовой ЕВ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Д.В. Кочетков