Дело №2-1100/2021 УИД 89RS0002-01-2021-002082-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего: судьи Сукач Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г.Лабытнанги к Зорину Олегу Ивановичу об освобождении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Представитель Администрации г. Лабытнанги обратился в суд с иском об обязывании Зорина О.И. освободить территорию городского округа г.Лабытнанги ЯНАО, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 3 000 кв.м., расположенную по адресу: ЯНАО, ..., от деревянной теплицы и деревянного строения (бани), строительного и прочего мусора после демонтажа объектов.
В судебном заседании представитель Администрации г.Лабытнанги Субботина В.Е., действующая на основании доверенности, на заявленных исковых требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив площадь земельного участка, подлежащего освобождению, просила освободить земельный участок площадью 6,15 кв.м. от деревянного строения (бани), и земельный участок площадью 4,59 кв.м. от деревянной теплицы.
Ответчик Зорин О.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что действительно теплица и баня частично расположены за пределам земельного участка, на котором расположен жилой дом, однако им подано заявление для урегулирования данного вопроса.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) каждая сторона в гражданском процессе должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти данные устанавливаются объяснениями сторон, письменными материалами дела (ст.55 ГПК РФ).
Спорные отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ч.1 ст.263 ГК РФ).
В силу ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (в редакции Федерального закона от 10 мая 2007 года №69-ФЗ). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствие с Положением о муниципальном учреждении "Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее по тексту – ДГЗИ, Департамент), утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 21 июня 2017 года №321, к полномочиям Департамента в сфере землепользования относится осуществление муниципального земельного контроля и взаимодействие с органами, осуществляющими государственный земельный контроль, по устранению выявленных нарушений земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город Лабытнанги осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Лабытнанги, утвержденным постановлением Администрации г.Лабытнанги от 22 июня 2016 года №662 (далее по тексту – Регламент).
Одной из задач муниципального земельного контроля является обеспечение рационального и эффективного использования земель на территории муниципального образования г.Лабытнанги. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами законодательства Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативных правовых актов муниципального образования город Лабытнанги, в части требований по использованию земель, расположенных в границах муниципального образования город Лабытнанги.
На территории муниципального образования г.Лабытнанги муниципальный земельный контроль осуществляется в то числе за соблюдением порядка исключающего самовольное занятие земель или использование их без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.
На основании поступившего от ФИО5 от 07 мая 2021 года, начальником ДГЗИ был издан приказ №43-П от 12 мая 2021 года "Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение осмотра, обследования земельного участка", согласного которого обязал провести обследование территории: ... ....
Проведенным 18 мая 2021 года специалистами Департамента обследованием установлено, что на территории, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 3 000 кв.м., в числе прочего размещены:
- деревянная теплица площадью 10,84 кв.м., часть теплицы, площадью 6,25 кв.м. располагается на земельном участке многоквартирного жилого ... (№), часть теплицы, площадью 4,59 кв.м., располагается на территории, государственная собственность на которую не разграничена;
- деревянное строение (баня) площадью 19,36 кв.м., часть которого площадью 13,21 кв.м. располагается на земельном участке многоквартирного жилого ... ... (№), часть бани, площадью 6,15 кв.м., располагается на территории, государственная собственность на которую не разграничена.
Со слов и письменных пояснений Зорина О.И. оба объекта принадлежат ему.
02 июня 2021 года начальником ДГЗИ был издан приказ №59-П "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки" в отношении Зорина О.И., согласного которого обязал провести обследование территории: г.... на предмет законности установки деревянной теплицы и деревянного строения (бани).
Вышеуказанный приказ и уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 04 июня 2021 года №89-173/01-01-05-02/905 были направлены в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением, Которое было возвращено в адрес отправителя по истечении срока хранения. В связи с чем 07 июля 2021 года главным специалистом отдела земельного контроля Департамента был составлен акт о невозможности проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Зорина О.И.
12 июля 2021 года истцом в адрес ответчика была направлена претензия за исх.№89-173/0101-05-02/1152 с требованием освободить территорию, государственная собственность на которую не разграничена площадью 3 000 кв.м., расположенную по адресу: ЯНАО, ... ..., от деревянной теплицы и деревянного строения (бани). Данная претензия также не была получена ответчиком и вернулась в адрес отправителя по истечении срока хранения.
Специалистами Департамента 25 августа 2021 года повторно было проведено обследование и установлено, что территория, государственная собственность на которую не разграничена, не освобождена от деревянной теплицы и деревянного строения (бани).
В досудебном порядке урегулировать земельный спор не представилось возможным, что подтверждают материалы дела.
На день рассмотрения спора ответчик земельный участок также не освободил.
В силу ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ст.76 ЗК РФ).
Учитывая то, что ответчик без законных оснований занимает земельный участок под размещение принадлежащего ему балка, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных Администрацией г.Лабытнанги о судебном понуждении его к освобождению земельного участка от движимого имущества и приведении его в пригодное для использования состояние путем уборки с него мусора.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения обязанности по освобождению земельного участка суд установил, что указанный истцом срок, является достаточным учитывает природные и климатические условия в месте его расположения.
Истец также просит суд применить к правоотношениям сторон положения ч.1 ст.206 ГПК РФ.
В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчиков совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчики не исполнят решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчиков с взысканием с них необходимых расходов
Суд находит позицию истца основанной на законе и удовлетворяет выше указанное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Администрации города Лабытнанги удовлетворить.
Возложить на Зорина Олега Ивановича обязанность освободить территорию, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 6,15 кв.м., расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, ... от деревянного строения (бани), освободить территорию, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 4,59 кв.м., расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, ... от деревянной теплицы, а также провести работы по уборке (очистке) территории от строительного и прочего мусора, оставшегося после демонтажа объектов в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения Зориным Олегом Ивановичем решения суда в установленный срок предоставить Администрации города Лабытнанги право самостоятельно освободить указанную территорию от установленных временных деревянных строений, а также мусора, оставшегося после его уборки с последующим взысканием с него фактически понесенных расходов.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 05 октября 2021 года.