Судья: Жигарева Е.А. Дело № 33а-4235/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Курлаевой И.В.,
при помощнике судьи Сорокине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 марта 2021 г. административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Шатура Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 17 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Сайгиной М. М. об оспаривании решения министерства имущественных отношений Московской области от 19 июня 2020 г. и решение администрации городского округа Шатура Московской области от 23 июня 2020 г., о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,
у с т а н о в и л а :
Сайгина М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просила признать незаконными пункт 126 решения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 июня 2020 г. № 86-З об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: Московская область, Шатурский район, городское поселение Мишеронский, рабочий поселок <данные изъяты>, и решение администрации городского округа Шатура Московской области от 23 июня 2020 г. № Р001-9318489253-35696690 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», мотивированные тем, что решение о переуступке прав аренды по договору принято без согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
В обоснование своего нарушенного права, ссылалась на то, что является владельцем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м на основании договора об уступке прав по договору аренды земельного участка от 7 декабря 2017 г. На земельном участке возведен в 2019 году жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, который поставлен на кадастровый учет № <данные изъяты> и зарегистрировано её право собственности. В июне 2020 года подала в администрацию городского округа Шатура заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов было получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку решение о переуступке прав аренды по договору принято без согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. Считает решения административных ответчиков незаконными, поскольку договором аренды земельного участка и действующим законодательством предусмотрено право арендатора передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу с согласия арендодателя. Согласие органа местного самоуправления было получено прежним арендатором 30 ноября 2017 г. Просила обязать администрацию городского округа Шатура принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 17 ноября 2020 г. административный иск удовлетворен в части признания незаконными решения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 июня 2020 г. № 86-З в оспариваемой части и решение администрации городского округа Шатура Московской области от 23 июня 2020 г. № Р001-9318489253-35696690. На администрацию возложена обязанность повторно согласовать с Министерством имущественных отношений Московской области проект решения о предварительном согласовании предоставления Сайгиной М.М. испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. В удовлетворении требования обязать администрацию принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов отказано.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Шатура Московской области просит решение суда отменить, указывая на то, что свое решение приняла в соответствии с положениями пункта 4.4 Временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов» (далее ? Временный порядок), утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области 19 января 2017 г. № 13ВР-44.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 названной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что администрация Шатурского муниципального района и ЗАО «Ветераны Афганистана» 18 октября 2016 г. заключили договор аренды земельного участка № <данные изъяты>», в соответствии с условиями которого арендатору предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение: Московская область, Шатурский район, городское поселение Мишеронский, рабочий поселок Мишеронский, <данные изъяты>, категория земель ? земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «под строительство спортивно-оздоровительного центра». Срок аренды участка установлен с 18 октября 2016 г. по 17 октября 2019 г. (для завершения строительства). В пункте 4.4.7 договора определена обязанность арендатора получить согласие арендодателя в случае передачи своих прав и обязанностей третьему лицу.
30 ноября 2017 г. ЗАО «Ветераны Афганистана» получило согласие администрации городского округа Шатура о передаче прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу, и 7 декабря 2017 г. заключило с Сайгиной М.М. договор об уступке прав по договору аренды земельного участка (л.д. 15?17, 25).
Постановлением администрации городского округа Шатура Московской области от 6 марта 2018 г. подтверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки с «под строительство спортивно-оздоровительного центра» на «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно сведениям ЕГРН за Сайгиной М.М. 15 ноября 2019 г. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на указанном выше земельном участке.
15 июня 2020 г. Сайгина М.М. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.
Во исполнение требований действующего законодательства администрация городского округа Шатура Московской области направила проект договора купли-продажи земельного участка с пакетом документов в Министерство имущественных отношений Московской области, получив отказ в согласовании приняла решение об отказе в предоставлении услуги.
При этом отказ межведомственной комиссии в согласовании предоставления спорного земельного участка (проекта договора купли-продажи) со ссылкой на нарушение положений пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным, нарушает права административного истца, поскольку переуступка права по договору аренды произведена в соответствии с нормами земельного законодательства, с согласия арендодателя. Согласование переуступки прав с Министерством имущественных отношений Московской области не требовалось, так как орган местного самоуправления не являлся стороной по сделке. Переуступка права не входит в перечень проектов решений, которые необходимо направлять на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана правильная оценка с учетом положений части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Условия и процедура рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся государственной и муниципальной собственности, предусмотрены законами Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и от 24 июля 2014 г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. № 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» и Временным порядком, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области 19 января 2017 г. № 13ВР-44.
В силу пункта 10 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Абзацем седьмым части 2 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 107/2014-ОЗ определено, что органы местного самоуправления обязаны при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 данного Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.
Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов Московской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (подпункт 3 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. № 1154/51, в редакции от 25 марта 2020 г. № 139/6).
Временным порядком предусмотрено, что при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее ? ОМС) обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, и обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами (пункт 1); подготовленный Проект подлежит направлению в Минмособлимущество (пункт 2); проект с приложением документов ОМС направляет в Минмособлимущество сопроводительным письмом для рассмотрения Проекта на заседании межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (пункт 3).
Согласно пункту 4.2.3 Временного порядка в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, ? включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании МВК, на котором МВК принимает решения: о согласовании Проекта (подпункт 1); об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа (продпункт 2); о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения (подпункт 3).
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность производится в соответствии с установленной законом процедурой, которую орган местного самоуправления обязан соблюсти (подготовить проект договора и направить его на согласование в уполномоченный орган). Несоблюдение данной процедуры недопустимо, так как может привести к нарушению требований закона в части порядка предоставления земель.
Несмотря на то, что администрацией городского округа Шатура соблюдена процедура предварительного согласования предоставления Сайгиной М.М. земельного участка в собственность без проведения торгов, была соблюдена, межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области не вправе рассматривать вопрос о согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка без указанной выше процедуры, в связи с чем суд обоснованно возложил на администрацию обязанность повторно направить в Министерство имущественных отношений Московской области на согласование пакет документов о предварительном согласовании предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией таких оснований не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Шатурского городского суда Московской области от 17 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи