Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6062/2020 ~ М-5116/2020 от 20.07.2020

Производство № 2а-6062/2020

УИД 28RS0004-01-2020-007222-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Вискуловой В.В.,

при секретаре Духанине М.И.,

с участием представителя административного ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области Клименковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лештаевой Н. В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным бездействия: по непризнанию безнадежной к взысканию числящуюся по данным Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области на лицевом счете Лештаевой Н.В по состоянию на 31 декабря 2016 г. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной пенсии, страховых взносов, зачисляемых в бюджет ОМС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносы в фиксированном размере, страховых взносов в фиксированном размере на выплату накопительной части пенсии, страховых взносов в фиксированном размере в бюджет ФФОМС для самозанятых; по неисключению из карточки лицевого счета сведений об указанной задолженности, обязании ответчика удалить из карточки лицевого счета указанную задолженность, выдать справку об отсутствии указанной задолженности, о признании безнадежной указанной задолженности, о взыскании судебных расходов,

установил:

Лештаева Н.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что в марте 2020 года из ответа ГУ ПФР РФ № 5 по Московской области от 11.02.2020 года ей стало известно, что по данным ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области (Фонд) за ней числится задолженность в размере 50278,01 рублей в фонды ОПС и ОМС, в том числе пени (задолженность). О наличии задолженности свидетельствует справка от УПФР по г. Благовещенску от 25 января 2019 года. 09 июня 2020 года Лештаева Н.В. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила признать безнадежной ко взысканию числящуюся за Лештаевой Н.В. по данным УПФР по г. Благовещенску Амурской области недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату страховой пенсии в размере 27310 рублей 77 копеек; на выплату накопительной пенсии в размере 9501 рубль 83 копейки; страховые взносы, зачисляемые в бюджет ФФ ОМС в размере 4803 рубля 68 копейки; страховые взносы в ТФОМС в размере 1597 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ 3097 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии в размере 3282 рубля 06 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в бюджет ФФОМС (для самозанятых) в размере 683 рубля 69 копеек; образовавшуюся до 01.01.2017 года на общую сумму 50278,01 рублей (в том числе пени) (недоимка) в связи с истечением сроков взыскания указанных задолженностей в принудительном порядке; а также исключить из данных УПФР по г. Благовещенску Амурской области сведения о вышеуказанной недоимке. Ответом от 07.07.2020 года исх.№ 10-24-Г-192-20 отказано в удовлетворении просьб, указанных в заявлении. Таким образом, действия Фонда, выразившиеся в не признании безнадежной ко взысканию числящейся за Лештаевой Н.В недоимки, незаконны.

Считает, что недоимка подлежит признанию безнадежной ко взысканию по следующим основаниям. До 23.04.2013 года Лештаева Н.В являлась индивидуальным предпринимателем, peгистрационный номер 038001047304. С вышеуказанного срока деятельность в качестве ИП не велась. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Порядок взыскания страховых взносов пеней и штрафов регламентирован статьями 18, 22 Федерального закона № 212-ФЗ. При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с плательщика обязательных взносов недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанной в требовании, и шестимесячный срок, установленный частью 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ. Основным способом взыскания задолженности по страховым взносам и пени является взыскание за счет денежных средств организации путем принятия органом Фонда соответствующего решения и направления в банк инкассовых поручений. Поскольку Лештаева Н.В. прекратила свою деятельность в качестве ИП 23.04.2013 года, то спорная задолженность образовалась в период 2012-2013 годов. При расчете с самого позднего из ежемесячных платежей за второе полугодие 2013 года (15.01.2014 года), с учетом трехмесячного срока на выставление требования, а также с учетом истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов (20 дней - ч.5 ст. 22 ФЗ № 212 ФЗ) и шестимесячного срока на обращение в суд, после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, срок на предъявление иска в суд истек 15.11.2014 года. Таким образом, возможность взыскания недоимки за период 2012-2013 годов утрачена до 01.01.2017 года, то есть до момента передачи полномочий по взысканию страховых взносов налоговым органам. Также истекли и сроки проведения контрольных мероприятий в отношении данных периодов, в связи с чем проведение каких-либо контрольных мероприятий с последующим взысканием выявленных задолженности по указанным периодам также невозможно, что является еще одним основанием для признания сумм задолженностей по ним безнадежными к взысканию. Сроки предъявления к исполнению постановлений Фонда о взыскании спорной задолженности за счет имущества Лештаевой Н.В. также истекли.

Следовательно, даже в тех случаях, по которым Фонд полностью реализовал процедуру принудительного взыскания задолженности, возможность исполнения принятых им ненормативных актов в настоящий момент также отсутствует. Эта задолженность тоже подлежит признанию безнадежной к взысканию. Порядок работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование регламентирован Методическими рекомендациями по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утверждёнными распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.06.2011 г. № 228р (Методические рекомендации). Кроме того, в целях реализации ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации принято постановление от 12.02.2018 года № 49п «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания», в соответствии с которым и должен действовать Фонд при признании спорной задолженности безнадежной к взысканию. Списание задолженности по страховым взносам, являющейся безнадежной ко взысканию по основаниям, возникшим до 01.01.2017 года, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Институт признания задолженности безнадежной ко взысканию, с учетом ст. 23 Федерального закона № 212-ФЗ, ст. 59 НК РФ (по аналогии), статьи 4 Федерального закона № 243-ФЗ подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (налоговый орган, пенсионный фонд) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках). Тем самым, признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно тогда, когда Фондом либо не предпринято действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию утратили актуальность в связи с истечением сроков предъявления к исполнения соответствующих ненормативных актов, а сроки принятия новых мер истекли. В отношении Лештаевой Н.В. сроки принудительного взыскания спорных задолженностей истекли, также истекли сроки предъявления принятых заинтересованными лицами ненормативных актов, правовых возможностей по их взысканию с учетом как положений законодательства о страховых взносах, так и законодательства о налогах и сборах, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, то спорная задолженность подлежит признанию невозможной ко взысканию с целью последующего принятия мер по ее списанию (либо органом Фонда, либо налоговым органом). Пропуск налоговым органом установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных ст. 46 и 47 НК РФ сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика. Таким образом, при разрешении вопроса о том, основано ли оспариваемое постановление о взыскании пеней на принятом в установленный НК РФ срок решении налогового органа о взыскании налога, налогоплательщиками могут заявляться доводы о пропуске срока давности взыскания, основанные, в том числе, на допущении налоговым органом просрочки инициирования взыскания и нарушении сроков направления требований об оплате налоговой задолженности. При этом при взыскании пеней проверка срока давности взыскания осуществляется в отношении каждого дня просрочки. С утратой права на взыскание налога (за несвоевременную уплату которого начислены пени), налоговый орган утрачивает право на взыскание пени.

В письменных уточнениях к административному исковому заявлению Лештаева Н.В. указала, что ответом от ПФР № 5 по Москве и Московской области от 11.02.2020 года № 205-748/50-01 ей отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на основании того, что от УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) получена справка от 25 января 2019 года о наличии задолженности Лештаевой Н.В. по страховым взносам в ПФР и ОМС на дату 31 декабря 2016 года. Из ответа ГУ отделения ПФР по Амурской области от 07.07.2020 года № 10-24-Г-192-20 следует, что для решения вопроса о погашении или списании задолженности истцу следует обратиться в налоговый орган по месту учета. Дается ссылка на Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ №О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Из анализа ответа ГУ отделения ПФР по Амурской области от 07.07.2020 года № 10-24-Г-192-20 следует, что все данные о задолженностях Лештаевой Н.В. переданы ответчиком в налоговую инспекцию по месту учета (жительства) истца, то есть в Московскую область, где истец проживает с 2015 года. Полагает, что после направления данных о задолженностях истца в налоговую инспекцию по месту жительства Лештаевой Н.В. (в Московскую область) ответчик должен был удалить из лицевого счета Лештаевой Н.В. находящегося в ГУ отделения ПФР по Амурской области сведения о имеющихся недоимках. Однако сведении о задолженности Лештаевой Н.В. из лицевого счета, находящегося в ГУ отделения ПФР по Амурской области не удалены до настоящею времени, а ответчик продолжает распространять сведения о задолженностях Лештаевой Н.В. в виде выдачи справок. Такие действия ответчика являются незаконными, нарушающими права истца.

Административный истец просит суд признать бездействие ГУ отделения ПФР по Амурской области, выразившееся в не признании безнадежной ко взысканию числящуюся по данным ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области на лицевом счете Лештаевой Н.В. по состоянию на 31 декабря 2016 года следующую задолженность: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату страховой пенсии в размере 27 310 рублей 77 копеек; на выплату накопительной пенсии в размере 9 501 рубль 83 копейки; страховые взносы, зачисляемые в бюджет ФФ ОМС в размере 4 803 рубля 68 копеек; страховые взносы в ТФОМС в размере 1 597 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ 3 097 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии в размере 3 282 рубля 06 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в бюджет ФФОМС (для самозанятых) в размере 683 рубля 69 копеек; образовавшуюся до 01.01.2017 года на общую сумму 50278 рублей 01 копейку (в том числе пени) в связи с утратой возможности взыскания указанных задолженностей в принудительном порядке незаконным; признать бездействие ГУ Отделения ПФР по Амурской области, выразившееся в не исключении из карточки лицевого счета сведений о безнадежной к взысканию задолженности Лештаевой Н.В. по состоянию на 31 декабря 2016 года по указанной задолженности; признать безнадежной ко взысканию числящуюся по данным ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области на лицевом счете Лештаевой Н.В. по состоянию на 31 декабря 2016 года по указанной задолженности; обязать ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области удалить из карточки лицевого счета сведения о безнадежной ко взысканию задолженности Лештаевой Н.В. по состоянию на 31 декабря 2016 года по указанной задолженности; обязать ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области (ИНН 2801008213) выдать Лештаевой Н.В. справку об отсутствии задолженности по указанной задолженности; взыскать с ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области (ИНН 2801008213) в пользу Лештаевой Н.В. денежные средства в размере 300 рублей в счет компенсации затрат на оплату государственной пошлины; взыскать с Г"У Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области (ИНН 2801008213) в пользу Лештаевой Н.В. денежные средства в размере 225 рублей 24 копейки в счет компенсации затрат на почтовые расходы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области Клименкова Л.М. возражала против удовлетворения требований иска, суду представила письменный отзыв, согласно которому 21 октября 2013 года мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому участку № 1 вынесено решение по делу № 2-1865/2013 о взыскании с Лештаевой Н. В. в пользу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (далее - Управление) задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2013 год, на обязательное медицинское страхование за 2013 год, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2011-2013 годы. 29 января 2014 года Благовещенским городским судом Амурской области решение мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому участку № 1 по делу № 2-1865/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лештаевой Н.В. - без удовлетворения. 10 октября 2014 года Управлением получен исполнительный лист ВС № 052278632 по делу № 2-1865/2013.

11 декабря 2014 года Управлением в адрес Отдела судебных приставов № 2 по г. Благовещенску направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Лештаевой Н.В. с приложением исполнительного листа ВС № 052278632 от 29 января 2014 года и реестра поступления платежей от страхователя. 18 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов - ОСП № 2 по г. Благовещенску по заявлению Управлениявозбуждено исполнительное производство № 41279/14/28027-ИП. 29 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов - ОСП № 2 по г. Благовещенску вынесен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю вместе с постановлением об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № 41279/14/28027-ИП.

03 марта 2016 года Управлением в адрес Отдела судебных приставов № 2 по г. Благовещенску направлено заявление о повторном возбуждении исполнительного производства в отношении Лештаевой Н. В. с приложением исполнительного листа ВС № 052278632 от 29 января 2014 года. 16 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов - ОСП № 2 по г. Благовещенску по заявлению Управления возбуждено исполнительное производство № 18435/16/28027-ИП.

В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов с 01 января 2017 года от ПФР налоговым органам, по состоянию на 28 сентября 2020 года Отделение не располагает информацией о ходе и результатах исполнительного производства № 18435/16/28027-ИП в отношении Лештаевой Н.В.

Передача сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам в соответствии Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным ФНС России № ММВ-23-1/12@, Правлением Пенсионного фонда РФ № ЗИ 22.07.2016, произведена по утверждённым форматам в электронной форме. В отношении индивидуального предпринимателя Лештаевой Н. В. (ИНН 280100211594) сальдо расчетов на 31.12.2016 года было передано в следующих размерах: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (***), период 2011-2012 год, сумма 21 458,40 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 11.12.2018 года № 1368; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (***), период 2011-2013 год, сумма 10 210,30 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 11.12.2018 № 1368; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (***), период 2011-2012 год, сумма 6 437,52 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 11.12.2018 № 1368; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (***), период 2011-2013, сумма 3 064,31 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 11.12.2018 № 1368; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ***), период 2012-2013 год, сумма 3 821,81 рублей, в информационных ресурсах МИФНС № 13 по Московской области отражена задолженность в размере 3 861,13 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (***), период 2011 год, сумма 1039,20 рублей, в информационных ресурсах МИФНС № 13 по Московской области отражена задолженность в размере 3 861,13 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (***), период 2011-2013 год, сумма 1665,56 рублей, в информационных ресурсах МИФНС № 13 по Московской области отражена задолженность в размере 3 413,60 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (***), период 2011 – 2012 год, сумма 548,05 рублей, в информационных ресурсах МИФНС № 13 по Московской области отражена задолженность в размере 3 413,60 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (***), период 2013 год, сумма 7842,20 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (***), период 2013 год, сумма 3 097,99 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 26.06.2020 года № 826; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (***), период 2013 год, сумма 2 352,66 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (***), период 2013 год, сумма 929,40 рублей, списана по решению МИФНС № 13 по Московской области от 11.12.2018 года № 1368.

По информации, представленной Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области письмом от 01.09.2020 № 17-28/5206, в отношении налогоплательщика Лештаевой Н. В. приняты решения о списании недоимки по страховым взносам и пеням, образовавшимся за период до 01.01.2017, на общую сумму 49 752,82 рублей.

18 сентября 2020 года Отделением в адрес Лештаевой Н.В. (по каналам электронной почты) направлен ответ на обращение от 26 августа 2020 года, согласно которому по вопросу акта сверки расчетов по страховым взносам, пени и штрафам следует обратиться в налоговый орган. Также Лештаевой Н.В. Отделением доведена информация о списании Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №13 по Московской области задолженности по страховым взносам и пени, образовавшихся до 01.01.2017.

По вопросу обязания ОПФР по Амурской области исключить из базы сведения о наличии недоимки по страховым взносам, числящейся за Лепггаевой Н.В. в размере 50 278,01 рублей, и выдаче справки об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, административный ответчик считал требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. До 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов, включая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также пени и штрафам осуществлялись ПФР. Данные сведения отображались в информационных ресурсах ПФР. В связи с тем, что с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от ПФР к налоговым органам, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также пеней и штрафов, в том числе возникшим до 01 января 2017 года, осуществляется налоговыми органам. До передачи территориальными органами ПФР в У ФНС России сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 г., предоставление справок о состоянии расчетов по страховым взносам и осуществление совместной сверки производится ПФР по формам, действовавшим до 01.01.2017 г. Таким образом, информация о задолженности по страховым взносам, пени и штрафам Леиггаевой Н.В. может быть представлена территориальным органом ПФР только по состоянию на 31.12.2016. Предоставление справок о состоянии расчетов плательщиков по страховым взносам, справок об исполнении обязанности по уплате страховых взносов и актов совместной сверки расчетов по страховым взносам с 01.01.2017, в том числе по страховым взносам, образовавшимся до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами по формам, утвержденным приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@.

Административный ответчик полагает, что исключение Отделением информации о страховых взносах из информационных ресурсов ПФР, представление справки о состоянии расчетов по страховым взносам, справки об исполнении обязанности и акт совместной сверки расчетов по страховым взносам Лештаевой Н.В., по состоянию на фактическую дату обращения противоречит нормам законодательства Российской Федерации. Отделение возражало против удовлетворения требований административного искового заявления в полном объеме.

Из представленных в материалы дела письменных пояснений заинтересованного лица УФНС России по Амурской области следует, что Лештаева Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 16.07.2004 по 25.10.2007, с 11.02.2009 по 23.04.2013; снята с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя 23.04.2013, в связи с чем налоговыми органами Амурской области начисления страховых взносов в отношении заявителя за периоды с 01.01.2017 не производились. Расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды с 01.01.2020 Лештаевой Н.В. в налоговые органы Амурской области не представлялись.

Согласно письменного отзыва заинтересованного лица МИФНС № 1 по Амурской области следует, что вопрос о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, обязании устранить допущенное нарушение, Инспекция оставляет на усмотрение суда.

В судебное заседание не явились иные лица, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав пояснения присутствующей стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочия-ми, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Как следует из материалов дела, 05 марта 2020 г. административный истец узнала из ответа ГУ ПФР РФ № 5 по Московской области о наличии задолженности в фонды ОПС и ОМС, в том числе пени.09 июня 2020 года Лештаева Н.В. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила признать безнадежной ко взысканию. Ответом из ОПФР по Амурской области от 07.07.2020 г. в удовлетворении просьбы было отказано.

Административное исковое заявление первоначально поступило в суд 09.07.2020 г., т.е. с соблюдением установленного законом срока.

Как следует из материалов дела, Лештаева Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 16.07.2004 г. по 25.10.2007 г., с 11.02.2009 г. по 23.04.2013 г.; снята с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя 23.04.2013 г.

Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 25.01.2019 г. за Лештаевой Н.В. числилась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату страховой пенсии в размере 27 310 рублей 77 копеек; на выплату накопительной пенсии в размере 9501 рубль 83 копейки;страховые взносы, зачисляемые в бюджет ФФ ОМС в размере 4803 рубля 68 копеек; страховые взносы в ТФОМС в размере 1597 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ 3097 рублей 99 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии в размере 3282 рубля 06 копеек; страховые взносы в фиксированном размере в бюджет ФФОМС (для самозанятых) в размере 683 рубля 69 копеек; общая сумма образовавшейся задолженности до 01.01.2017 года составляла 50278,01 рублей.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), осуществляют налоговые органы.

Переходными положениями, которые определены в Федеральных законах от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов наобязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.

Статьей 5 действовавшего до 01.01.2017 г. Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусматривалось, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относились индивидуальные предприниматели.

Неуплата страховых взносов влекла недоимку, взыскание которой производилось в соответствии со ст. 19 и 20 указанного закона.

Статьей 23 данного закона устанавливалось, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 820 (ред. от 17.01.2017) "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (в соответствии с внесенными изменениями данный документ применяется в отношениипризнания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионныйфонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее соответственно - взносы на выплату доплаты к пенсии, недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - задолженность), в ряде случаев, перечень которых расширительному толкованию не подлежит, включая признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

При этом решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на выплату доплаты к пенсии, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также в отношении финансовых санкций, применяемых всоответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Решение уполномоченным органом о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, а также сумм, указанных в пункте 1(1) настоящего постановления, принимается при наличии императивно установленных вышеназванным постановлением документов, включающихкопии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, определения арбитражного суда о завершении реализации имущества гражданина (в случае признания должника банкротом), заверенная в установленном порядке;копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, заверенная в установленном порядке.

Соответствующих документов в материалах дела не имеется, в связи с чем суд не усматривает незаконности бездействия Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области по непризнанию безнадежной к взысканию числящейся по данным Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области на лицевом счете Лештаевой Н.В по состоянию на 31 декабря 2016 г. задолженности в размерах, указанных в административном исковом заявлении по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной пенсии, страховых взносов, зачисляемых в бюджет ОМС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в фиксированном размере, страховых взносов в фиксированном размере на выплату накопительной части пенсии, страховых взносов в фиксированном размере в бюджет ФФОМС для самозанятых; по неисключению из карточки лицевого счета сведений об указанной задолженности.

Материалами административного дела установлено, что оплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Лештаевой Н.В. в период до прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 25 апреля 2013 г. в полном объеме не производилась, в связи с чем, была взыскана принудительно.

Так, решением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому участку № 1 от 21 октября 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 января 2014 г. (дело № 11-20/2014), с учетом исправления описки постановлено, взыскать с Лештаевой Н. В. в пользу ГУ - УПФР РФ в г. Благовещенске Амурской области задолженность по страховым взносам на обязательноепенсионное сграхование за 2013 г. г. на страховую часть пенсии в сумме 7842 руб. 20 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 2352 руб. 66 коп., пени на задолженность 2013 гг. на страховую часть пенсии в сумме 702 руб. 47 коп., на накопительную чаегь пенсии 210 руб. 73 коп., а также пени, исчисленные с 31.05.2013 г. на задолженность 2011-2013 гг. (СЧ пенсии - 29300.60 руб., НЧ пенсии - 8790,18 руб. руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2013г. в Федеральный фонд ОМС - 999,88 руб., пени на задолженность 2013 г. на страховые взносы в ФФОМС - 92,19 руб., а также пени, исчисленные с 31 05.2013 г. на задолженность 2010 -2013 гг. (ФФОМС - 3821,81 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, и пени, исчисленные с 09.02.2013 г. на задолженность 2011г. (ТФОМС -1039,20 руб.) с учетом 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ по день фактической оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Взыскать с Лештаевой Н. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В службе судебных приставов находились исполнительные производства в отношении должника.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 г. N 165-О, уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии. Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Оснований для признания безнадежной к списанию недоимки, взысканной по решению суда, не имеется.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По настоящему делу необходимая совокупность условий для удовлетворения административного иска судом не установлена.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Лештаевой Н. В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области о признании незаконным бездействия: по непризнанию безнадежной к взысканию числящуюся по данным Отделения пенсионного фонда РФ по Амурской области на лицевом счете Лештаевой Н.В по состоянию на 31 декабря 2016 г. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной пенсии, страховых взносов, зачисляемых в бюджет ОМС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносы в фиксированном размере, страховых взносов в фиксированном размере на выплату накопительной части пенсии, страховых взносов в фиксированном размере в бюджет ФФОМС для самозанятых; по неисключению из карточки лицевого счета сведений об указанной задолженности, обязании ответчика удалить из карточки лицевого счета указанную задолженность, выдать справку об отсутствии указанной задолженности, о признании безнадежной указанной задолженности, о взыскании судебных расходов – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Вискулова В.В.

Решение суда в окончательной форме принято 12 января 2021 года

Председательствующий судья Вискулова В.В.

2а-6062/2020 ~ М-5116/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лештаева Наталья Валентиновна
Ответчики
ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Амурской области
Другие
УФНС России по Амурской области
МИФНС № 1 по Амурской области
МИФНС России № 13 по Московской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Вискулова В.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
04.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее