Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5122/2015 ~ М-4364/2015 от 21.05.2015

№2-5122/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2015 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хариной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холодова Д. Ю. к ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

установил:

Холодов Д.Ю. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, ДД.ММ.ГГГГ имел право на предоставление набора социальных услуг, в который, в том числе входит услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с медицинскими показаниями, подтверждающимися справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по форме № 070/У-04, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году, которое было зарегистрировано за . ДД.ММ.ГГГГ истец представил обновленную справку форме № 070/У-04, однако до настоящего времени путевку на санаторно-курортное лечение не получил. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия с просьбой разъяснить по какой причине ему не была предоставлена санаторно-курортная путевка в <данные изъяты> году и состоит ли он в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году, если нет, то поставить его в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году и сообщить номер очереди. ДД.ММ.ГГГГ ответчик в письме истцу указал, что в <данные изъяты> году не представлялось возможным предоставить ему путевку из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели; предоставление путевки в <данные изъяты> году невозможно в связи с тем, что он отказался от набора социальных услуг на <данные изъяты> год. Истец с данным отказом не согласен, просит обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение.

Впоследствии истец уточнил требования, просит обязать ответчика предоставить ему и сопровождающему лицу путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год, а также бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечение и обратно.

В судебном заседании истец не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, его представитель Ошаева А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Макарова О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании выразила несогласие с иском по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Холодов Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с предоставлением медицинских справок. Однако путевка на <данные изъяты> год не предоставлена.

ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия не оспаривает право Холодова Д.Ю. на государственную социальную помощь в виде получения путевки на санаторно-курортное лечение, между тем указывает на то, что фактическая возможность ежегодного обеспечения граждан-получателей набором социальных услуг санаторно-курортным лечением отсутствует и не предусмотрена законодательством.

В соответствии со ст.7, п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования общественных отношений.

Согласно положениям ст.ст.6.1 - 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеет такая категория граждан, как инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, кроме прочего, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно п.3.1, п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328), отдельным категориям граждан обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

Отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу п.3.6, п.3.7 обозначенного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с п.4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.04 №864) финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете за соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу установленных обстоятельств, вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о том, что законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, истцу, который является инвалидом и нуждается в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении соответствующей государственной социальной помощи со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета.

В силу положений ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение не поставлено законом в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Кроме того, Федеральный закон №178-ФЗ не содержит прямых указаний об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.

Ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств какого-либо ограничения обязательства по обеспечению истца гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за <данные изъяты> год.

Довод ответчика о том, что фактическая возможность ежегодного обеспечения граждан-получателей набором социальных услуг санаторно-курортным лечением отсутствует и не предусмотрена законодательством не может являться основанием для отказа в предоставлении путевки. Из действующего законодательства не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Федеральном законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий. Наличие большой очередности граждан не обеспеченных санаторно-курортным лечением не освобождают ответчика от предоставления истцу путевки в соответствии с законом и не нарушает прав иных лиц.

Таким образом, ответчик не может быть освобожден от исполнения обозначенных обязанностей (в том числе и по истечению календарного <данные изъяты> года), поскольку они прямо закреплены на законодательном уровне, а недостаточное государственное финансирование не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

При этом судом учитывается, что согласно справкам <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение.

В связи с изложенным исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия предоставить Холодову Д. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также сопровождающему лицу путевки на санаторно-курортное лечение согласно медицинским показаниям Холодова Д. Ю. за <данные изъяты> год, предоставить бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Взыскать с ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Л.Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2015.

2-5122/2015 ~ М-4364/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Холодов Денис Юрьевич
Ответчики
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Н.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
21.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2015Дело оформлено
31.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее