№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2017 года Краснокамский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Шабуниной К.С.,
при секретаре Фроловой ОВ
с участием истца Карабалиевой АД
представителя истца Островского СО
представителя ответчика ТВ Фомкиной
рассмотрев в судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда дело по иску Карабалиевой Айгуль Дайрошовны к администрации Оверятского городского поселения о признании недействительными результатов межевания, признании незаконным бездействия по изменению границ, возложении обязанности установления границ кладбища с учетом санитарно-защитной зоны,
у с т а н о в и л :
Карабалиева А.Д., обратилась в суд с иском к администрации Оверятского городского поселения, в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным бездействие администрации Оверятского городского поселения по изменению границ земельного участка № и приведению их в соответствие с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», возложить на администрацию Оверятского городского поселения обязанность устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН и установить границы кладбища с. Мысы с учетом требований СанПиИ 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов». В обоснование иска указала, что Карабалиева А.Д. с 2012 года является собственником земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: Пермский край, Краснокамский район, Оверятское ГП, с правой стороны а/д «с. Мысы д. Хухрята» (далее - домовладение). Указанное домовладение находится в непосредственной близости от кладбища в с. Мысы, на земельном участке, кадастровый номер № (далее - кладбище). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок (кладбище) был поставлен на кадастровый учет, в результате проведения кадастровых работ по заказу администрации Оверятского ГП. В связи с постановкой на кадастровый учет земель кладбища, граница Кладбища стала примыкать к границе земельного участка, принадлежащего Истцу. Таким образом, земельный участок, которым владеет Истец стал попадать в санитарную защитную зону, установленную СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которым установлена санитарная зона равная 50 метров от границ кладбища. Таким образом, при установлении фактических границ земельного участка и постановке на кадастровый учет земель кладбища, должны были быть учтена границы санитарно-защитной зоны и соответствующие расстояния от жилых построек. Установление границ кладбища без учета санитарнозащитной зоны ухудшает права Истца, ограничивает его право на пользование и распоряжение, принадлежащим ему земельным участком, невозможности эксплуатации жилого дома. В связи с наложением границ санитарно-защитной зоны Кладбища, на земельный участок, принадлежащий Истцу, последний обратился в Оверятское городское поселение, Администрацию Краснокамского муниципального района, Прокуратуру г. Краснокамска, а также Управление Роспотребнадзра по Пермскому краю, с просьбой принять меры по устранению нарушения и изменить границы земельного участка под Кладбищем. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Оверятское ГП отказало в изменение границ Кладбища. Остальные адресаты письма фактически предоставили «отписки», посоветовав обратиться в судебные органы. На настоящий момент, распространение санитарно-защитной зоны на земельный участок, принадлежащий Истцу ведет к невозможности смены разрешенного использования земельного участка, использования по назначению имеющегося домовладения, ведет к риску расширения захоронений вплоть до границ земельного участка, принадлежащего Истцу, невозможности внесение изменений в Генеральный план городского поселения и внесение изменений в правила земле пользования и застройки для отнесения земель к землям с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство. Участок истицы относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и его включение в санитарно-защитную зону кладбища препятствует его целевому использованию, то есть, нарушены права собственника. Таким образом, результаты межевания земельного участка № (под кладбище) следует признать недействительными, как нарушающие права смежного землепользователя (собственника земельного участка). Для целей определения фактических границ захоронений и определения удаленность фактической границы кладбища в с. Мысы относительно своего земельного участка, Истец обратился за заключением к кадастровому инженеру Козговой М.А. ООО «Геосфера- Пермь». Согласно заключению кадастрового инженера захоронения в границах кладбища расположены на расстоянии 67 метров от границы земельного участка истца. Таким образом, фактически земельный участок истца не входит в санитарнозащитную зону кладбища. Однако, границы кладбища, внесенные в государственный кадастр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года, примыкают непосредственно к границам участка истца, т.е. согласно данным, содержащимся в ГКН, земельный участок истца полностью попадает в санитарно-защитную зону кладбища. Кроме того, границы земельного участка кладбища, внесенные в государственный кадастр недвижимости, примыкают еще к трем земельным участкам (№), т.е. указанные участки также попадают в санитарно-защитную зону кладбища. Граница земельного участка кладбища в части примыкания к земельным участкам истца, а также остальных земельных участков (№) установлена без учета требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", что является нарушением санитарных норм. Для соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 граница кладбища должна быть установлена от границ земельных участков с № на расстоянии 50 метров. Кадастровым инженером в своем заключение указаны поворотные точки, согласно которым должна проходить граница земельного участка Кладбища. В заключение имеется План границ землепользования, на котором отражены фактические границы, и границы с соблюдением требований СанПиН. На основании изложенного, истец считает, что существующие границы земельного участка кладбища в с. Мысы, с кадастровым номером № выставлены с нарушением закона, нарушают права собственников прилегающих земельных участков.
В период рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, Управление Роспотребназдора по Пермскому краю.
№ судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в возражениях на иск, а именно, что площадь кладбища в с.Мысы составляет <данные изъяты> Га. Данное кладбище является сельским. Администрация Оверятского городского поселения поставила на государственный кадастровый учет границу земельного участка с видом разрешённого использования - для размещения объектов специального назначения. В настоящее время разрабатывается проект территории кладбища. В соответствии с п.2.7. СанПиН 2.1.2882-11 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ КЛАДБИЩ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" утвержденным постановлением от 28 июня 2011 г. № 84 Главного государственного санитарного врача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более <данные изъяты>% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. На основании вышеизложенного проектируется входная часть, автостоянка и зона захоронений. Будет учтено место для парковки при въезде площадью № кв.м. Фактически участок истца граничит с автостоянкой кладбища. От границы земельного участка истца до зоны захоронений <данные изъяты> метра. От садового дома истца до зоны захоронений <данные изъяты> метров. В соответствии с с 4.1 и 4.2. главы 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В соответствии с п 7.1.12. вышеуказанного постановления сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, а именно объекты указанные в п 3. «Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища» относятся к КЛАССу V - санитарно-защитная зона 50 м. Санитарно-защитная зона устанавливается от границы площадки от которой исходит загрязнение, т.е. от границы зоны захоронения. Санитарно-защитная зона зоны захоронения указана в проекте. Участок истца не попадает в санитарно защитную зону кладбища. Согласно данному проекту кладбища и его санитарно-защитной зоны, будут вноситься изменения в Градостроительные документы Оверятского городского поселения. Таким образом, считают, что исковые требования Карабалиевой А.Д. удовлетворению не подлежат.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Третье лицо ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю представило отзыв, из которого следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРП) земельный участок с кадастровым номером № (далее — №), расположенный по адресу: Пермский край, Краснокамский р-н, Оверятское ГП. с правой стороны <адрес>», уточненной площадью <данные изъяты>м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г. на основании Заявления о постановке па кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. и представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером Иогансоном А.Д., в связи с образованием двадцати семи земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Поскольку постановка на государственный кадастровый учет (далее — ГКУ) № производилась до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости), данная процедура осуществлялась на основании и в соответствии с требованиями действовавшего в тот период Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре). Так, по результатам проверки органом кадастрового учета указанных документов, оснований для отказа (приостановления) в проведении кадастровой процедуры в отношении №, предусмотренных ст. 26. 27 Закона о кадастре не выявлено, документы соответствовали требованиям законодательства. Таким образом, органом кадастрового учета было принято решение о постановке на учет объекта недвижимости. Границы земельного участка определены на местности в соответствии с требованиями законодательства. По данным ЕГРН, правообладателем № на праве собственности является Карабалиева А.Д. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № (далее — №), расположенный по адресу: <адрес>, уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. № поставлен на кадастровый учет на основании Заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. и представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), к заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к межевому плану, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требовании к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Согласно п.6 Требований к межевому плану, к графической части межевого плана относится, в частности, раздел «Схема расположения земельных участков». В соответствии с ч 1, 2 ст. 11.10 ЗК РФ, Схема расположения земельного участка или земельных участков па кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территория, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. П.13 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Так, в составе представленного межевого плана содержится Схема расположения земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Оверятского городского поселения № 463 от 12.08.2016 г. Постановка на ГКУ осуществлялась в период действия Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.01.2017г.). Так, по результатам проверки органом кадастрового учета указанных документов, оснований для отказа (приостановления) в проведении кадастровой процедуры в отношении ЗУ 3623, предусмотренных ст. 26, 27 Закона о кадастре не выявлено, документы соответствовали требованиям законодательства. Таким образом, органом кадастрового учета было принято решение постановке на учет объекта недвижимости. ЗУ 3623 является «временным» земельным участком. В соответствии с ч..7 ст.72 Закона о регистрации недвижимости, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН) об образованных объектах недвижимости, предусмотренный ст. 24 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. Так, в соответствии с положениями ст. 24 Закона, о кадастре, внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, государственная регистрация которых не осуществлена, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права ни образованный объект недвижимости. Кроме того, согласно п.177 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. № 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), при включении в ЕГРН сведений из ГКН сведениям со статусом «временные» сохраняется такой статус до момента государственной регистрации права на объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 г. Статус «временные» изменяется на статус «актуальные» с момента такой регистрации в ЕГРН или на статус «архивные» после 1 марта 2022 г. при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации. С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).В этой связи положения Закона о кадастре утратили силу, за исключением отдельных положений, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — кадастровые отношения).Согласно ч. 7 ст. 1 Закон о регистрации государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждаю существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости.Ч. 4 сг.3 Закона о регистрации предусмотрено, что отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 ст. 3 Закона о регистрации, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. Таким образом, с 01.01.2017г. ФГБУ «ФКП Росреестра» и соответственно его филиалы по субъектам РФ, не является органом уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета. Таким образом, органом регистрации прав на территории Пермского края является Управление Росреестра по Пермскому краю.Вопросы, отнесенные к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им ГКУ и государственной регистрации прав (далее — ГРП), определены ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации. При этом, согласно ч. 4 ст. 3 Закона о регистрации отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 статьи (проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 2 ч. 3 ст. 3); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (п. 3 ч. 3 ст.3); государственный кадастровый учет и государственная регистрация нрав (п. 4 ч. 3 ст. 3)), вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - ФГБУ).Указанные полномочия ФГБУ определены приказом Росреестра от 18.10.2016 № 11/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав, который также не содержит положений, наделяющих ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями по ГКУ объектов недвижимости. Виды деятельности, осуществляемые Учреждением, определены п. 13 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 13.12.2016 № П/0595 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 01.09.2011 № П/331 «О переименовании федерального бюджетного учреждения «Кадастровая патта» по Москве в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая патта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и признании утратившими силу отдельных приказов Росреестра». К видам деятельности Учреждения, указанным в Уставе, не отнесены полномочия по осуществлению ГКУ объектов недвижимости. Учреждение не осуществляет виды деятельности, не предусмотренные Уставом.Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» и, соответственно, его филиалы по субъектам РФ, с 01.01.2017г. не являются органом регистрация прав и, соответственно, не наделены полномочиями по ГКУ объектов недвижимости (в т.ч. по внесению сведений в ЕГРН в отношении объектов недвижимости).Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Далее орган регистрации прав).Исходя из содержания искового заявления, требования Истца фактически направлены на внесение изменений в сведения ЕГРН в отношении координат характерных точек местоположения границ №. Процедура государственного кадастрового учета (далее-ГКУ) определена Законом о регистрации. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 Закона о регистрации, ГКУ в связи с изменениями описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГPH, не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка, требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРП, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ВГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в НГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
ГКУ объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости — при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.4 ст. 43 Закона о регистрации), с приложением необходимых документов, предусмотренных ст. 14, 18, 21 Закона о регистрации, в том числе межевого плана.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о регистрации, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРП о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРП, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма и состав сведений межевого плана, а также требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования к межевому плану).
Исходя из вышеуказанных положений следует, что Законом о регистрации предусмотрен заявительный порядок ГКУ изменений объекта недвижимости, на основании представленного в орган регистрации прав заявления и необходимых документов (межевой план), оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имуществе из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Соответственно, между сторонами имеет место быть спор о границах земельных участков. Указанный спор разрешается в порядке, предусмотренном ст. 64 Земельного кодекса РФ, т.е. в судебном порядке.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты также являются документами-основаниями для ГКУ и (или) ГРП.
Согласно выводам, содержащимся в определении Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, нормы земельного законодательства не предусматривают возможности отмены межевого плана или признание результатов межевания недействительными. Согласно положениям Закона о кадастре, межевание является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности.
Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №66ж-15 прокуратуры города Краснокамска по обращению Карабалиевой А.Д., суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения, утверждение градостроительных документов.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий городских и сельских делений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу закона - статьи 18 и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Правоотношения, связанные с погребением регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Абзацем третьим пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предписано, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса: для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га, относящихся к объектам класса II - установлена санитарно-защитная зона 500 м, для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к классу III -300 м, для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V - санитарно-защитная зона 50 м.
Согласно пункту 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункт 5.6. СанПиН).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв метров по адресу: <адрес> разрешенное использование –для дачного строительства, на земельном участке расположен 2- этажный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.Границы земельного участка с кадастровым номером :<данные изъяты> установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения) с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность, с кадастровым номером № на котором расположено сельское кладбище площадью <данные изъяты> га, поставлен на кадастровый учет с ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий № от ДД.ММ.ГГГГ.Размещение кладютща на данном земельном участке предусмотрено градостроительными документами поселения, в частности, Генеральным планом Оверятского городского поселения, утвержденного решением Думы Оверятского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Эксплуатацию кладбища, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к договору от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО «Реквием», договором предусмотрено создание новых мест погребения в пределах установленной зоны в соответствии со схемой Приложения1(п.2.1.6 договора). Границы земельного участка № примыкают к границам земельного участка истца. Истец предлагает изменить границу земельного участка кладбища, возложив на ответчика обязанность установить границу на расстоянии <данные изъяты> метров от границы земельного участка истца, т.е. установить по точке 1 по координатам <данные изъяты> и по точке 2 по координатам <данные изъяты>
Фактические захоронения в границах земельного участка :№(кладбища) расположены на расстоянии <данные изъяты> метров до границы с земельным участком :№, эта часть <данные изъяты> метров) не используется для ритуальной деятельности. Территория кладбища не огорожена, фактической границей являются захоронения. Жилой дом в границах земельного участка с кадастровым номером :№ расположен на расстоянии <данные изъяты> метров до границы земельного участка с кадастровым номером :№(кладбища).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, показаниями свидетеля ФИО10, заключением кадастрового инженера Козговой МА, материалами кадастровых дел, межевых планов, фототаблицами.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером :№ не входит в санитарно- защитную зону кладбища. При этом суд исходит из того, что границы земельного участка :№ и границы санитарно- защитной зоны кладбища не совпадают, санитарно-защитная зона находится в границах кладбища, фактической границей санитарно-защитной зоны является место захоронения, т.е. санитарно- защитной зоной является расстояние от места захоронения до границ земельного участка истца, а данное расстояние составляет более <данные изъяты> метров. Доказательств иного на день рассмотрения дела суду не представлено. Примыкание границ земельного участка:№ к земельному участку :№ (по сведениям ГКН), не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку отсутствуют захоронения на расстоянии более <данные изъяты> метров от границ земельного участка истца, следовательно, земельный участок истца не находится в санитарно- защитной зоны.
Суд учитывает объяснения ответчика о проектировании санитарно-защитной зоны кладбища, проведении публичных слушаний по данному вопросу, согласно проекту кладбища, не предусмотрены захоронения на расстоянии <данные изъяты> метров от границ земельного участка истца. Вопрос соблюдения санитарных правил при проектировании подъездных путей и автопарковки кладбища не относится к предмету спора, кроме того, на день рассмотрения дела ответчик не совершил действия по установлению подъездных путей к кладбищу и автопарковки, поэтому преждевременно обсуждать предполагаемые намерения ответчика.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
В силу п. 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84) кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (п. 2.8).
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
Таким образом, земельный участок с расположенным на нем домом не находятся в санитарно-защитной зоне кладбища, не установлено со стороны ответчика каких –либо действий(бездействий),повлекших включение принадлежащего истцу земельного участка с расположенным на нем жилым домом в санитарно-защитную зону сельского кладбища, нарушение ее прав собственника на использование земельного участка по целевому назначению и создание угрозы здоровью, доказательств, что захоронения производятся в сторону земельного участка истца, суду не представлены, в связи с чем доводы истца о нарушении ее прав достаточной совокупностью доказательств не подтверждены.
В связи с этим оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из заявленного требования следует, что оно направлено фактически на изменение границ земельного участка, поставленных на кадастровый учет, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке.
Между тем, с предоставлением спорных земельных участков в собственность публично-правовые отношения по его предоставлению прекратились (административный акт исполнен) и возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорными участками, основанные на гражданско-правовой сделке.
Следовательно, рассмотрение вопроса о правомерности формирования спорных земельных участков и их предоставления возможно лишь при проверке в судебном порядке существующего основания владения.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.При этом суд отмечает, что оспаривание сведений, содержащихся в межевом плане, как документе, действующим законодательством не предусмотрено, как не предусмотрен законом и такой способ защиты права, как признание недействительными результатов межевания.Вместе с тем межевой план земельного участка являлся основанием для принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета соответствующего земельного участка (действующая в спорный период ст.23 ФЗ №221-ФЗ).Учитывая, что в рамках настоящего дела заявитель оспаривает сведения межевого плана об изменении спорной границы, суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.Нормы земельного законодательства не предусматривают возможности признания межевого плана недействительным, поскольку межевание является техническим действием и не создает правовых последствий. Указанные истцом основания изменения границ земельного участка :№ не основаны на законе, кроме того, нарушений прав истца установлением границ земельного участка :№ судом не установлено, поэтому данные требования истца в полном объеме не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ
решил:
В удовлетворении исковых требований Карабалиевой Айгуль Дайрошовны отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- К.С. Шабунина