РЕШЕНИЕ дело № 2-268/2014
Именем Российской Федерации
с. Поярково 13 марта 2014 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием заявителя Копырюлина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копырюлина В.И., Копырюлиной В.А., Копырюлина В.В., Кулаковой Л.Т. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области, о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском. В обоснование предъявленных требований указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур был затоплен погреб, пострадали частично хозяйственные постройки для личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным земельным участком, истцы обратились в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС, для получения из средств областного бюджета материальной помощи, вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Михайловского района в удовлетворении заявления о предоставлении акта отказала.
Истцы просили суд признать за ними право на выплату компенсации вследствие частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истец Копырюлин В.И. поддержал исковые требования в полном объеме. Указал, что в результате ЧС он лишился животноводства, были затоплен сарай для скота, утрачены корма для животных. Все хозяйство пришлось продать. В погребе уровень воды был по грудь человека, в доме воды не было. Документы на оформление права собственности на жилое помещение сдал в Управление Росреестра по Амурской области. С заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в сумме <данные изъяты> руб. обращались одновременно, но им и членами его семьи получены выплаты по <данные изъяты> руб. на каждого члена семьи. Просил признать за ним и членами его семьи право на выплату компенсации в размере <данные изъяты> руб. на каждого, вследствие частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации
Истцы Копырюлина В.А., Копырюлин В.В., Кулакова Л.Т. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика администрации Михайловского района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из возражений на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно п. 2.2. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с ЧС, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 №40, в случае затопления земельного участка, при котором ущерб причинен только плодово- овощным посадкам и урожаю. Предоставление единовременной материальной помощи не производится. Финансовая помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном участке) и если дом был подтоплен водой выше уровня пола помещения.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования в Минфин АО не поступал и к исковому заявлению истцами не приложен. Согласно исковому заявлению, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Факт подтопления и наличия воды в подполье, отраженный в акте обследования, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.
Свидетель Подорожная Т.Э., допрошенная судом по ходатайству истца, пояснила, что она является соседкой истцов. В результате наводнения приусадебный участок истцов был затоплен. Уничтожен сарай, затоплен огород. Истцам пришлось скот выпускать на улицу. При этом жилой дом истцов затоплен не был, вода в дом не поднималась, вода была до середины погреба.
Свидетель Мишин А.И., допрошенный судом по ходатайству истца, пояснил, что он является соседом истцов. В результате наводнения хозяйство истцов было затоплено. Уничтожен сарай, ушла скотина, пропало молоко. Истцам пришлось продавать дешево скот. При этом жилой дом истцов затоплен не был, вода в дом не поднималась, была в погребе на уровне двух метров. В настоящее время в доме почернели стены от сырости.
Выслушав пояснения участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области №47 от 07.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Калининского сельсовета» следует, что с 18.00 часов 07.08.2013 на территории Калининского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Из справок администрации Калининского сельсовета следует, что на момент возникновения ЧС истцы фактически проживали по адресу: <адрес>. В состав семьи входят: Копырюлин В.И., Копырюлина В.А., Копырюлин В.В., Кулакова Л.Т.
Согласно предоставленным копиям паспортов, истицы зарегистрированы в <адрес><адрес>.
На основании копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок расположенный по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Копырюлину В.И.
Из копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Копырюлин В.И. приобрел у ФИО14., ФИО15. жилую квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Документы, подтверждающие регистрацию перехода права собственности на жилое помещение не представлены.
Согласно справке администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартире, принадлежащей Копырюлину В.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, был присвоен адрес <адрес>, согласно постановлению главы Калининского сельсовета «О присвоении названия улиц и номеров домов» от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали в жилом помещении в <адрес>, на момент рассмотрения иска в суде истцами не оформлено надлежащим образом право собственности на указанное жилое помещение.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Копырюлина В.И. следует, что ему отказано во включении в список на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество из резервного фонда <адрес>, Правительства РФ, поскольку им пропущен срок для приема заявлений от граждан, чье имущество пострадало в результате ЧС. Последним днем приема заявлений, согласно протоколу заседания комиссии при администрации <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, определено ДД.ММ.ГГГГ.
Законодатель, закрепляя в Постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 сроки обращения федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (в течение одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации), определил, что указанные органы должны исходить из общего количества людей, которым в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб. При этом в силу положений абзаца 2 п.7 Правил, в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение финансовой помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
Вместе с тем, сам факт обращения в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в списки пострадавших и выплате единовременной и финансовой помощи не является безусловным основанием для производства таких выплат, поскольку у заявителя должно возникнуть право на получение таких компенсаций, которое возникает исключительно при причинении ущерба заявителю в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлены фотографии, на которых с их слов изображены элементы хозяйственных построек, о причинении ущерба которым заявлено истцами. Однако данные фотографии не могут быть приняты судом в качестве доказательств, причинения ущерба, поскольку из данных фотографий не представляется возможным установить, являются ли отраженные на фотографиях элементы элементами хозяйственных построек, находящихся в пользовании истцов. Также из фотографий не ясно, в какой период времени они были сделаны.
Вместе с тем, суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.
Однако судом не установлено, что у истцов в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истцами не представлено суду доказательств утраты такого имущества.
Участники процесса, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что вода в дом не заходила, истец указывал на повреждение дворовых построек.
Наличие сырости в подполье жилого дома, а также разрушение хозяйственных построек, на которые указывает истец, не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения.
Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истцы указали на причинение ущерба подполью жилого дома, надворным постройкам, однако подполье, надворные постройки в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.
Кроме того, согласно информации ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ истцам была оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей.
Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семье истцов была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области и средств федерального бюджета в результате частичной утраты имущества.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Копырюлина В.И., Копырюлиной В.А., Копырюлина В.В., Кулаковой Л.Т. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по Амурской области, о признании права на выплату финансовой помощи в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Кундикова
В окончательной форме решение изготовлено 18.03.2014