Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2566/2017 ~ М-2717/2017 от 05.09.2017

Дело № 2а-2566/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 04 октября 2017 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Ледяйкиной О.П.,

при секретаре судебного заседания Карпушкиной Я.Н.,

с участием административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска, его представителя Пьянзиной Е. С., действующей на основании доверенности от 17 января 2017 года, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

административного ответчика – Сидоровой И. В., его представителя, адвоката Кадыкиной А. Х., действующей на основании ордера № 001104 от 2 октября 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании адми­нистративное дело по административному иску Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Сидоровой И. В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 668 рублей 12 копеек,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Сидоровой И.В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 668 рублей 12 копеек.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что 1 января 2005 года Сидорова И.В. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

За административным ответчиком числится недоимка по налогам и задолженность по пени.

Налогоплательщику направлялись требования об уплате налога № 9786 от 28 декабря 2004 года, № 27704 от 31 октября 2012 года, № 58518 от 2 октября 2013 года, № 63145 от 20 декабря 2013 года, № 10206 от 30 июня 2014 года, № 12851 от 2 октября 2014 года на общую сумму налога, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 2668 рублей 12 копеек. Данные требования не были исполнены налогоплательщиком. Период образования задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 678 рублей приходится до 1 января 2014 года. Предоставить документы, служащие основанием для начисления пени невозможно в связи с истекшим сроком хранения. До настоящего времени за административным ответчиком числится недоимка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просит суд восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд, а также взыскать с Сидоровой И. В. задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени в сумме 2 668 рубля 12 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Саранска Пьянзина Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Административный ответчик Сидорова И.В. в судебные заседания не являлась.

О времени и месте судебного разбира­тельства извещался своевременно и надлежащим образом по адресу: <адрес>.

Из адресной справкой от 13 сентября 2017 года, выданной Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, следует, что Сидорова И.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, 21 декабря 2012 года снята с регистрационного учета по решению Ленинского районного суда г. Саранска от 25 октября 2012 года.

Таким образом, место жительства административного ответчика Сидоровой И.В. неизвестно.

В связи с чем, на основании части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве представителя административного ответчика Сидоровой И.В. был назначен адвокат.

В судебном заседании представитель административного ответчика Кадыкина А.Х. возражала против заявленных требвоаний.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заяв­ление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями части 1 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольногооргана) обратиться всудс административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольногоорганаоб уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано всудв течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи3Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются орга­низации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возло­жена обязанность уплачивать соответствующие налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установ­ленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, ин­дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физиче­ских лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муници­пальных образований.

Главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления и уплатыналога на доходы физических лиц.

В соответствии с положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщикаминалога на доходы физических лицпризнаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Рос­сийской Федерации (статья 207 Налогового Кодекса Российской Федерации); объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Феде­рации (статья 209 Налогового Кодекса Российской Федерации); при определении налоговой базы учитываются все до­ходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натураль­ной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы, в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса, (пункт 1 статьи 210 Налогового Кодекса Российской Федерации), налоговым перио­домпоналогу на доходы физических лицпризнается календарный год (ст.216 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Указанные нало­гоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей225 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также представляют в налоговый орган по месту своего учета налого­вую декларацию (пункт 2, 3 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации). Общая сумма налога, подлежа­щая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой дей­ствующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Рос­сийской Федерации.

Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.

Налогоплательщику Сидоровой И.В. ИФНС по Ленинскому району г. Саранска были выставлены требования: от 28 декабря 2004 года № 9786 на сумму недоимки по НДФЛ на сумму 678 рублей, пени в сумме 1226 рублей 62 копейки со сроком добровольной уплаты не позднее 10 января 2005 года (л.д. 6); от 31 января 2012 года № 27704 на сумму пени 631 рубль 75 копеек, со сроком добровольной уплаты не позднее 21 ноября 2012 года (л.д. 7); от 2 октября 2013 года № 58518 на сумму пени 45 рублей 73 копейки, со сроком добровольной уплаты не позднее 22 октября 2013 года (л.д.8); от 20 декабря 2013 года № 63145 на сумму пени 34 рубля 44 копейки, со сроком добровольной уплаты не позднее 30 января 2014 года (л.д. 9); от 30 июня 2014 года № 10201 на сумму пени 34 рубля 26 копеек, со сроком добровольной уплаты не позднее 18 июля 2014 года (л.д. 10); от 2 октября 2014 года № 12851 на сумму пени 17 рублей 32 копейки, со сроком добровольной уплаты не позднее 22 октября 2014 года (л.д.11)

Сведений о направлении административному ответчику вышеуказанных решений и требование об уплате налога и пени в установленный законодательством о налогах и сборах срок административным истцом суду не представлено.

Административный ответчик в установленный срок не уплатил недоимку по налогу на доходы физических лиц и по пени по налогу на доходы физических лиц в установленном размере.

В соответствии с подпунктами 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Пунктом 2 статьи45Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговыйорганвправе обратиться всудс заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи48Налогового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи48Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся всудобщей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд

Сумма недоимки по пени по налогу на доходы физических лиц, подлежащая взысканию с Сидоровой И.В. составляет 2 668 рублей 12 копеек и не превышает 3000 рублей.

Срок исполнения требования № 9786 от 28 декабря 2004 года на сумму недоимки по НДФЛ на сумму 678 рублей, пени в сумме 1226 рублей 62 копейки, являющегося самым ранним из требований, истек 10 января 2005 года.

Административное исковое заявление о взыскании с Сидоровой И.В. недоимки по налогам должно было быть предъявленовсудне позднее 10 июля 2008 года, то естьвсоответствующийдень окончания срока.

Судомустановлено, что административное исковое заявление о взыскании с Сидоровой И.В. налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 668 рублей 12 копеек, было направлено в Ленинский районныйсудг. Саранска Республики Мордовия 31 августа 2017 года, о чем имеется отметка почтового отделения. Поступиловсудадминистративное исковое заявление 5 сентября 2017 года, то есть за пределами срока. При этом в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении срока.

Согласно части 1 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,к лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальныйсрокпо причинам, признанным судом уважительными, пропущенныйсрокможет бытьвосстановлен.

В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуальногосрока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при решении вопроса овосстановлениипропущенногосроканеобходимо учитывать, что этотсрокможет бытьвосстановлентолько в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность административного истца своевременного обращения в суд с административным исковымзаявлением о взыскании обязательных платежей, и не зависящие от лица, подающего ходатайство овосстановлениисрока.

В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки представителя административного истца на обстоятельства, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с административнымисковымзаявлением, о несвоевременном направлении мировым судьей судебного постановления об отмене судебного приказа.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 (в редакции от 1 июля 2016 года) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 5.1), осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункт 6.4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является исполнительным органом государственной власти, обладающим государственными и иными публичными полномочиями, профессиональным участником налоговых правоотношений.

Административный истец не указал причины пропуска срока, не привел доводы в обоснование уважительности причин пропуска срока, не представил никаких доказательств уважительности пропуска срокаподачи административногоисковогозаявления в отношении Сидоровой И.В., что свидетельствует в данном случае о невозможности восстановленияпропущенного процессуальногосрокасудом.

Кроме того, суд считает, что неоднократное направление ответчику требований по уплате налогов, пеней за один и тот же отчетный период, влечет не только изменение сроков направления требований, принятия решений, но и позволяет взыскиватьналоги, пени, срок принудительного взыскания которых пропущен, что противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы плательщика страховых взносов.

Согласно части 5 статьи180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропусксрокаобращения в суд без уважительной причины и невозможность еговосстановленияв предусмотренных настоящим кодексом случаях является основанием дляотказав удовлетворении административногоиска; в этом случае в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку основания для восстановления пропущенного срока обращения в суд с административным иском к Сидоровой И.В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 668 рублей 12 копеек,, отсутствуют, и возможность восстановленияпроцессуальногосрокаутрачена, ходатайство о восстановлении процессуального срока удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах суд выносит решение оботказев удовлетворении административногоискав связи с пропускомсрокаобращения в суд без уважительной причины.

Судебные расходы по делу отсутствуют. Административный истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче административного исковогозаявления. Основания для возмещения судебных издержек отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Сидоровой И. В. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 2 668 рублей 12 копеек, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судеб­ную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордо­вия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.П. Ледяйкина

Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2017 года.

Судья О.П. Ледяйкина

1версия для печати

2а-2566/2017 ~ М-2717/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
Ответчики
Сидорова Ирина Владимировна
Другие
Кадыкина Азиза Халиловна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Ледяйкина Оксана Петровна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
05.09.2017Регистрация административного искового заявления
05.09.2017Передача материалов судье
06.09.2017Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2017Судебное заседание
04.10.2017Судебное заседание
09.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2017Дело оформлено
16.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее