Дело № 2-510/2021 копия
59RS0032-01-2021-000736-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Константиновой О.Г.,
при секретаре судебного заседания Носковой Н.Ф.,
с участием ответчиков Цецерского В.В., Цецерской Л.В., Цецерской М.В.,
рассмотрев 21 декабря 2021 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края гражданское дело № 2-510/2021 по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Цецерскому Виктору Владимировичу, Цецерскому Вячеславу Викторовичу, Цецерской Марии Викторовне, Цецерской Алёне Викторовне, Цецерской Ларисе Викторовнео возложении обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,
установил:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в суд с иском к Цецерскому В.В., Цецерскому В.В., Цецерской М.В., Цецерской А.В., Цецерской Л.В. с учетом уточненных требований с требованием о возложении на ответчиков обязанности провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. В обоснование исковых требований указывает, что в общей совместной собственности ответчиков находится дом, расположенный по адресу: <адрес>, который является объектом культурного наследия регионального значения памятником «Дом жилой Ермакова». Объект поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р. В соответствии с актом от 14.08.2019 общее состояние объекта установлено как неудовлетворительное. Ответчики не исполняют возложенную на них обязанность обеспечивать надлежащее содержание объекта.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Цецерский В.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что у них отсутствуют денежные средства, необходимые для производственных работ по сохранению объекта культурного наследия, не согласен со сроками выполнения работ, указанными в исковом заявлении.
Ответчик Цецерская Л.В. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна в части установленных сроков совершения определенных действий, поскольку у них отсутствует финансовая возможность в короткие сроки произвести необходимые работы, в остальной части не возражает против удовлетворения требований. О том, что дом является объектом культурного наследия, им стало известно уже после заключения договора купли-продажи дома.
Ответчик Цецерская М.В. в судебном заседании против исковых требований не возражала.
Ответчики Цецерский В.В., Цецерская А.В., в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, с заявленными требованиями не согласны.
Представитель третьего лица Администрации Очерского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
На основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (п. 9 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, в том числе, памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
На основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Статьей 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
Сохранением объекта культурного наследия по смыслу ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статья 45 Федерального закона № 73-ФЗ закрепляет, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч.1).
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ч. 6).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ и должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (ст. 47.6).
Судом установлено, что ответчики Цецерские на основании договора купли-продажи жилого дома без номера от14.08.2012 приобрели за 3098000 рублей в общую совместную собственность жилой дом, площадью 59,2 кв.м., расположенный по адресу:<адрес> (л.д. 49-50).
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что на указанный жилой дом установлены ограничения и обременения согласно Распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р (л.д. 5-6).
Указанный жилой дом, расположенный по адресу: Пермский край, <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения – памятником «Дом жилой Ермакова», который охраняется государством в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», поименован под номером№ 447в Списке памятников археологии Пермского края регионального значения (л.д. 31-32).
Истцом 14.08.2019 были проведены мероприятия по контролю за состоянием данного объекта, по результатам которого выявлено, что в кирпичной кладке стены 1-го этажа восточного фасада наблюдается диагональная трещина шириной раскрытия до 10 мм, что свидетельствует о неравномерной осадке фундаментов (вероятность подвижки в сторону автодороги). Осадка юго-западной части фундаментов. Вертикальная трещина под восточным окном северного фасада с шириной расхождения плит до 10 мм. Поливные керамические плитки с растительным декором из облицовки цоколя по внешней стороне северного фасада - полностью утрачены. С тыльной стороны цоколь ограды облицован вытянутой керамической плиткой в виде триглифов, с частичной их утратой. Искривление ограды, разрушение кирпичной кладки цоколя, деструкция кирпича. Отмостка отсутствует. В пом. 1 первого этажа заложен поздний проем в западной стене. Перемычка над заложенным проемом из бруса, в сохранившемся фрагменте наблюдается гниль древесины. Стены основного этажа обшиты обрезной доской с подкосами - почернение досок, значительное коробление досок на южном фасаде, щели между досками, фрагментарные следы гниения под карнизами. Утеплитель на перекрытиях - грунт - слежался, не выполняет теплоизоляционной функции. На центральном перекрестье балок остатки печной трубы. Кровля фальцевал из черного железа окрашенная: истертость окрашенного слоя, расхождение фальцев, замятость свесов, коррозия на поверхности металлов, заплата на коньке из профилированного кровельного стального листа. Водосток не организованный. В процессе эксплуатации, а также в результате пожара 2007 г. демонтированы перегородки в первом этаже, печи в обоих этажах, расширен навес вдоль восточного фасада. Демонтированы облицовочные элементы вокруг оконных проемов (при замене окон), часть керамического декора демонтирована с дощатой обшивки и с цоколя палисадника. Разрушение карниза над воротами, сколы и растрескивание древесины декоративных элементов. Чугунные столбики-балясины ограждения палисадника - искривление, отклонение столбиков от вертикали. Сделан вывод, что общее состояние памятника неудовлетворительное. В соответствии с ГОСТ 55567-2013 общее состояние оценивается, как ограничено работоспособное (л.д. 10). Содержание указанного акта ответчиками не оспаривается.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что ответчики не исполняют возложенную на них обязанность обеспечивать надлежащее содержание объекта культурного наследия регионального значения – памятника, что, в свою очередь, ведет к разрушению и исчезновению памятника культурного наследия.
Поскольку ответчики являются собственниками объекта культурного наследия, то именно они являются лицами, на которых возложено бремя содержания принадлежащего им имущества, согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, которым установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Доводы ответчиков на то, что им не было известно о том, что данный дом является объектом культурного наследия при подписании договора купли-продажи жилого дома, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие сведений об указанном обременении права собственности на выявленный объект культурного наследия, само по себе не влечет освобождение ответчиков от обязанностей обеспечить его сохранность. Отсутствие финансовой возможности для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия не освобождает собственников от обязанности по его сохранению, законом предусмотрена обязанность собственников такого имущества по поддержанию его в надлежащем техническом состоянии путем осуществления расходов на содержание объекта культурного наследия.
С учетом изложенного, суд признает требования истца к ответчикам обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Заявленный истцом срок для исполнения обязанностей, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд признает разумным, достаточным и соразмерным для своевременного устранения выявленных нарушений, что обеспечит соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения создается угроза уничтожения памятника истории культуры, кроме того, ответчиками не представлено информации об иных сроках устранения нарушений, не приведено доказательств того, что заявленные истцом сроки являются недостаточными для проведения соответствующих работ.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
В силу ст. 333.36 НК РФ истец при обращении в суд с указанным иском от уплаты государственной пошлины был освобожден, в связи с чем, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета Очерского городского округа ФИО3 края государственная пошлина в размере 300 руб., т.е. по 60 руб. с каждого ответчика, при этом доля государственной пошлины несовершеннолетней ФИО1 подлежит взысканию с её законных представителей ФИО5 и ФИО2 в равных долях (по 30 руб. с каждого).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия ФИО3 края к ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО11 Алёне ФИО7, ФИО4 о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО11 Алёну ФИО7, ФИО4 в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Дом жилой Ермакова» (ФИО3 край, <адрес>, кадастровый №), в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести производственные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Дом жилой Ермакова» (ФИО3 край, <адрес>, кадастровый №).
Взыскать в доход местного бюджета Очерского городского округа ФИО3 края государственную пошлину с ФИО5 в размере 90 рублей, ФИО6 в размере 60 рублей, ФИО11 Алёны ФИО7 в размере 60 рублей, ФИО4 в размере 90 рублей, а всего 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в ФИО3 краевой суд через Очерский районный суд ФИО3 края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья, подпись
Копия верна: судья О.<адрес>