№
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Скопин
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Стениной О.В.,
при секретаре – Ивановой О.В.,
с участием:
истца –Поляковой Т.А.,
представителя истца – Селиванова В.В., действующего на основании доверенности,
ответчика - представителя ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное)- Диско О.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес>
гражданское дело по иску Поляковой Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, об отмене решения в отказе назначения пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне ЧАЭС,
УСТАНОВИЛ:
Полякова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, об отмене решения в отказе назначения пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне ЧАЭС. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости по Закону Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением № ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) в назначении права на досрочную страховую пенсию ей отказано из-за отсутствия документального подтверждения факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес> период с 26.04.1986-15.06.1994 г.г. Данное решение пенсионного органа считает незаконным. Указала, что в спорный период на дату катастрофы (26.04.1986) была зарегистрирована и постоянно проживала по указанному выше адресу со своими родителями ФИО3, ФИО1, являющимися коренными жителями <адрес>. После окончания 29.06.1983 <адрес> восьмилетней школы истец поступила в <адрес> медицинское училище, по окончанию которого в апреле 1987 года была принята поваром на работу в <адрес> ясли-сад, где проработала до 08.10.1997. В выданном ей паспорте № № от ДД.ММ.ГГГГ имелась отметка о регистрации по адресу: <адрес>. с момента ее рождения до 15.06.1994. В апреле 2013 года ею был получен новый паспорт, в котором отсутствовали сведения о предыдущем месте регистрации. В настоящий момент подтвердить документально факт регистрации по указанному выше адресу в спорный период истец не может, поскольку вся документация, в том числе похозяйственные книги были уничтожены в результате пожара в администрации МО <адрес> сельское поселение <адрес> 07 февраля 1994 года. В этой связи полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Считает, что отказ ответчика в досрочном назначении ей пенсии ущемляет ее конституционное право на социальное обеспечение по возрасту. В этой связи просит: установить факт проживания Поляковой Т.А. на территории <адрес> с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года; отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года за проживание и работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии с Законом Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) назначить ей досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на три года - с 29 октября 2020 года.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.
Настоящее дело рассмотрено в отсутствие третьего лица – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании истец Полякова Т.А. уточнила исковые требования и просила: установить факт постоянного проживания Поляковой Т.А. по адресу: <адрес> с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года; признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) об отказе в досрочном назначении Поляковой Т.А. страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года за проживание и работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) включить Поляковой Т.А. в период проживания, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года; признать за Поляковой Т.А. право на досрочное назначение пенсии по старости за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на 3 года ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - с 29 октября 2020 года; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить Поляковой Татьяне Алексеевне досрочную пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части истец повторила доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Селиванов В.В. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) Диско О.П. исковые требования не признала. Считает, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) истцу обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку регистрация истца в спорный период по адресу: <адрес> документально не подтверждена.
Выслушав объяснения сторон, свидетельские показания, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 п.1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с подп.5 п.1 ст.4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
Согласно п.8 ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п.8 части первой ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст.34 Закона).
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст.35 того же Закона).
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года №403-О, назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Согласно положениям ч.2 ст.28.1 от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1 февраля 1998 года, применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года №237-р, с 1 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582, и с 21 октября 2015 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт –<адрес>, отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по настоящее время.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам 10 Федерального закона №166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста более чем на 1 год).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Полякова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ-УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) в назначении права на досрочную страховую пенсию Поляковой Т.А. отказано, ввиду того, что период проживания с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден. При этом для назначения пенсии по старости бесспорно зачтен пенсионным органом период работы Поляковой Т.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом 07 лет 01 месяц 24 дня.
Обращаясь в суд с настоящим иском Полякова Т.А. (до замужества ФИО14), ссылается на то, что в спорный период на дату катастрофы с 26.04.1986 – 15.06.1994 г.г. была зарегистрирована и постоянно проживала совместно с родителями ФИО1, ФИО3 в принадлежащем последним на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: по адресу: <адрес>. По иному адресу в указанный выше период регистрации не имела.
По части 1 ст.20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 №713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.20) и международными актами о правах человека, ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как следует из представленных истцом документов, Полякова Т.А. (до вступления в брак ФИО14) родилась ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО3 и ФИО1; место регистрации рождения - <адрес> сельский Совет. В 1983 году окончила восьмилетнюю <адрес> школу. ДД.ММ.ГГГГ окончила среднее профтехучилище №. В период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ работала поваром в <адрес> ясли-саду.
Как видно из выданной ДД.ММ.ГГГГ ОГБПОУ «<адрес> электротехнический колледж» справке № (реорганизовано в форме слияния с СПТУ-38), ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., местожительства на момент поступления в училище: <адрес> обучалась в учебном заведении по профессии «повар» с 10.09.1983-22.07.1986.
Из справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что место постоянного жительства ФИО9 (истца): <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти родителей к Поляковой Т.А. на основании свидетельства о праве на наследство перешла ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Данные факты подтверждаются объяснениями истца, копией свидетельства о рождении истца, копией паспорта Поляковой Т.А., копией свидетельства о восьмилетнем образовании истца, копией диплома № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ ОГБПОУ «<адрес> электротехнический колледж» справкой №, справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорены ответчиком.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показал, что он является родным братом истца Поляковой Т.А. (ранее ФИО14). С момента рождения по 1994 год его сестра постоянно проживала и была зарегистрирована в родительском доме по адресу: <адрес>. По окончании <адрес> школы Т.А. обучалась в СПТУ-38 на повара, продолжая проживать в указанном выше родительском доме в <адрес>. По окончании училища сестра работала поваром в <адрес> детском саду.
Свидетель ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показала в суде, что она с шести лет знакома с истицей Поляковой Т.А. (ранее ФИО14). Т.А. с момента рождения до середины 1994 года была зарегистрирована и постоянно проживала с родителями и старшим братом ФИО23 по адресу: <адрес>. Совместно с Т.А. она (ФИО11 закончила восьмилетнюю <адрес> школу. В период обучения в СПТУ-38 истец также продолжала проживать в родительском доме по указанному выше адресу.
Свидетель ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показал, что с рождения до настоящего времени проживает в <адрес>. Истец Полякова Т.А. (ранее ФИО14) с момента рождения до середины 1994 года постоянно проживала в родительском доме по адресу: <адрес>, который находился по соседству с ним.
Из свидетельских показаний ФИО13 следует, что в 1988 году она устроилась на работу в <адрес> детский сад, в котором на тои момент поваром работала истец Полякова Т.А. Последняя до середины 1994 года постоянно проживала в <адрес>.
Как видно из выданной МОМВД России «Скопинский» справки № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате пожара в <адрес> сельской администрации ДД.ММ.ГГГГ уничтожено здание, документация, штампы, печать.
В силу ст.ст.12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, каких-либо доказательств в опровержение заявленных исковых требований ответчиком суду не представлено. Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца документально подтвержденных сведений постоянного проживания в период с 26.04.1986-15.06.1994 в зоне с льготным социально-экономическим статусом являются несостоятельными и опровергаются приведенной выше совокупностью исследованных судом доказательств.
Не доверять приведенным выше свидетельским показаниям у суда оснований не имеется, поскольку они документально подтверждаются сведениями о регистрации в паспортах.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком суду не представлено. Отказ ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Оценив представленные выше письменные доказательства в совокупности со свидетельскими показаниями по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в период с 26 апреля 1986 г. по 15.06.1994 г.г. истец постоянно проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в <адрес>. Суд также полагает, что само по себе уничтожение документации в результате пожара не должно препятствовать реализации пенсионных прав истца.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание зачтенный пенсионным органом период проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом (7 лет 1 месяц 24 дня), суд приходит к выводу, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в общей сложности на 3 года.
В силу ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В этой связи право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 3 года наступило у истца с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 29 октября 2020.
В этой связи с учетом изложенных выше обстоятельств заявленные исковые требования Поляковой Т.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Поляковой Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, об отмене решения в отказе назначения пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне ЧАЭС удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Поляковой Т.А. по адресу: <адрес> с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении Поляковой Т.А. страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года за проживание и работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) включить Поляковой Татьяне Алексеевне в период проживания, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС с 2 апреля 1986 года по 15 июня 1994 года.
Признать за Поляковой Т.А. право на досрочное назначение пенсии по старости за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на 3 года ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - с 29 октября 2020 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) назначить Поляковой Т.А. досрочную пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – с 29 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Скопинский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья-