РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края РФ в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.
При секретаре Рыбачёк Д.А.
С участием представителя истца ОСЗН администрации Саянского района Миллер Н.В., участвующей в деле на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года
Ответчика Карпенко Л.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-317/2017 по иску Отдела социальной защиты населения администрации <адрес> к Карпенко Л.Т. о взыскании излишне выплаченной субсидии
УСТАНОВИЛ
Отдел социальной защиты населения администрации Саянского района обратился в суд с иском к Карпенко Л.Т. о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии, мотивированным тем, что является Карпенко Л.Т. являлась получателем субсидии с учетом доходов на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» с сентября 2012 года. В соответствии с п.6 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № субсидии, начисляемые в соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона предоставляются сроком на 6 месяцев. Карпенко Л.Т., как получатель субсидии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, каждые полгода обращалась с заявлением о начислении субсидии с приложением необходимого пакета документов. Согласно п. 2 ст. <адрес> субсидия Карпенко Л.Т. предоставлялась из расчета общей площади занимаемого жилого помещения для категории «одиноко проживающий неработающий пенсионер». ДД.ММ.ГГГГ специалистом ОСЗН обнаружена отметка Пенсионного Фонда России - «работает». При обращении за субсидией на очередной период ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко Л.Т. об этом не сообщила, в заявлении указала себя, как одиноко проживающего, неработающего пенсионера, предъявляя оригинал трудовой книжки, подтверждая тем самым отсутствие иных доходов, кроме пенсии по старости. Свидетельство о регистрации фермерского хозяйства не предъявила, что повлекло за собой в дальнейшем переплату субсидии. За период с февраля по сентябрь 2017 года Карпенко Л.Т. добровольно вернула 26 000 (Двадцать шесть тысяч) рублей: 15.03.2017г. -7000руб., 20.04.2017г. -5000руб., 08.06.2017г. - 5000руб., 14.08.2017г. - 4000руб., 12.09.2017г. -5000руб. Сумма излишне полученной субсидии в размере 163 553 (сто шестьдесят три тысячи пятьсот пятьдесят три тысячи) рублей 05 копеек (за вычетом уже возмещенных сумм). Просят взыскать с Карпенко Л.Т. в пользу Отдела социальной защиты населения администрации <адрес> излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 163 553,05 (сто шестьдесят три тысячи пятьсот пятьдесят три рубля 05 коп.).
Впоследствии, в связи с изменением суммы иска, представитель истца ОСЗН администрации Саянского района Миллер Н.В. уточнила исковые требования, просит суд взыскать с Карпенко Л.Т. в пользу Отдела социальной защиты населения администрации <адрес> излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2016 год в сумме 141 273,66 рублей, а также излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2017 год в сумме 17279,39, а всего 158 553,05 рублей.
В судебном заседании представитель истца ОСЗН администрации Саянского района Миллер Н.В. поддержала уточненные исковые требования, суду пояснила, что в связи с тем, что Карпенко Л.Т. внесла в качестве оплаты излишне оплаченной субсидии денежные средства в размере 5000 рублей, исковые требования уточнены. При назначении социальных выплат Карпенко Л.Т. имела статус - «одиноко проживающий неработающий пенсионер» и получала субсидию с учетом доходов на общую площадь жилого помещения (152,9 кв.). В связи с изменением статуса на «одиноко проживающий работающий пенсионер» субсидия назначается только на 33 кв. м., т.е. в пределах социальной нормы площади жилья, задолженность исчислена с учетом полагающейся субсидии по статусу одиноко проживающий работающий пенсионер, в пределах социальной нормы жилого помещения.
В судебном заседании ответчик Карпенко Л.Т. исковые требования не признала, суду пояснила, что указанные в иске субсидии как одиноко проживающий пенсионер действительно получала, подтвердила, что в апреле 2016 года создала «Крестьянское (фермерское) хозяйство Карпенко Л.Т.», главой которого является. Доходов от КФХ не имеется. В ОСЗН каждые полгода предоставляла пакет документов на субсидию как одиноко проживающий неработающий пенсионер, так как ей не разъяснили, что возможно изменение порядка начисления субсидии при изменении статуса. Иск не признала, поскольку от фермерского хозяйства доходов не имеет, доходом является только пенсия по старости.
Суд, выслушав явившихся, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрен список граждан, имеющих право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, устанавливаются сроком на 6 месяцев.
В соответствии с п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» одиноко проживающим неработающим пенсионерам и инвалидам, имеющим I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до ДД.ММ.ГГГГ имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования, а также семьям отдельно проживающих неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до ДД.ММ.ГГГГ имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования, за исключением проживающих в краевых городах, субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, предоставляются из расчета общей площади занимаемого ими жилого помещения.
В соответствии с п.5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», получатели субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, обязаны сообщать в органы местного самоуправления о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидий и их размеров, в течение одного месяца после наступления указанных событий.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил). В соответствии с п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела следующее:
Из представленных ОСЗН администрации <адрес> документов видно, что Карпенко Л.Т. в апреле и октябре 2016 года обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав, что является пенсионером и имеет единственный доход – пенсию по старости,. к заявлениям приложен пакет необходимых документов. При этом данных о том, что ею создано «КФХ Карпенко Л.Т.» в ОСЗН администрации <адрес> не предоставлено.
Согласно представленным ответчиком Карпенко Л.Т. для назначения и начисления субсидии для оплаты коммунальных платежей на жилое помещение заявления и справок ОСЗН администрации <адрес>, по состоянию на 01.10.2015г. и по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным, представленным ОПФР ГУ по <адрес> Карпенко Л.Т., является не работающим одиноко проживающим пенсионером.
Протоколами назначения «Жилищные субсидии» ОСЗН администрации <адрес> подтверждается, что за период с мая 2016 года по январь 2017 года Карпенко Л.Т. установлена и выплачена жилищная субсидия в размере 210 214,91 рублей.
Удостоверением серии ВК № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право Карпенко Л.Т. на меры социальной поддержки, установленные ст.<адрес> «О мерах социальной поддержки».
Согласно копии домовой книги по адресу <адрес> зарегистрирована Карпенко Л.Т.
Из свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Карпенко Л.Т. на жилой дом по адресу <адрес>.
Согласно свидетельству серии 24 № видно, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестра индивидуальных предпринимателей внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства Карпенко Л.Т., за основным государственным регистрационным номером №.
В связи с изменением статуса на «одиноко проживающий работающий пенсионер» субсидия назначается только на 33 кв.м., то есть в пределах социальной нормы площади жилья, в соответствии с п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако при очередном обращении за назначением субсидии ответчик скрыла получаемый реальный доход.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Карпенко Л.Т., зарегистрировавшись Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в апреле 2016 года не уведомила в течение одного месяца ОСЗН администрации <адрес> о том, что изменила статус на «одиноко проживающего работающего пенсионера» и продолжала получать субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как «одиноко проживающий неработающий пенсионер», чем нарушила п.5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 313-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», что в результате повлекло переплату субсидии.
Как видно из справки ОСЗН администрации <адрес>, всего ответчику Карпенко Л.Т. за период с мая 2016 года по январь 2017 года была начислена и выплачена субсидия в размере 210 214,91 рублей. За этот же период ответчик как одиноко проживающий работающий пенсионер имела право на предоставление субсидии согласно социальной норме жилого помещения, за указанный период по социальной норме, как одиноко проживающему работающему пенсионеру имела право на предоставление субсидии на оплату жилищно – коммунальных услуг в общей сумме 20 661,86 рублей. Отсюда задолженность по социальной выплате составила: 210 214,91-20 661,86=189553,05 рублей, что учтено истцом при расчете суммы задолженности при подаче иска. У суда нет оснований не соглашаться с расчетом, представленным истцом, подтвержденным документально протоколами о назначении субсидии, из которых видно, что учтено ежемесячно за указанный период право ответчика на представление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг согласно социальной норме.
Согласно данных иска, ответчик вернула в качестве оплаты излишне полученной субсидии денежные средства в размере 31 000 рублей, что не оспаривалось в судебном заседании.
Исходя из этого, размер излишне полученной субсидии, с учетом добровольно возмещенных истцом сумм составил: 189 553,05 -31 000 =158553,05 рублей, из которых: 141 273,66 рублей- за 2016 год, 17279,39 рублей- за 2017 год.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОСЗН администрации <адрес> в полном объеме, отсутствие доходов при осуществлении деятельности главы крестьянского фермерского хозяйства не является законным основанием к отказу в иске.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика Карпенко Л.Т. госпошлину в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований в сумме 4371 (четыре тысячи триста семьдесят один) рубль.
На основании ст. 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Удовлетворить исковые требования Отдела социальной защиты населения администрации <адрес>.
Взыскать с Карпенко Л.Т. в пользу Отдела социальной защиты населения администрации <адрес> излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2016 год в сумме 141 273,66 (Сто сорок одна тысяча двести семьдесят три рубля шестьдесят шесть копеек),
перечислить по следующим реквизитам:
получатель: УФК по <адрес> (КГКУ «Центр социальных выплат <адрес>», №
№
р/с 40№,
Отделение Красноярск, <адрес>,
№
№
№.
Взыскать с Карпенко Л.Т. в пользу Отдела социальной защиты населения администрации <адрес> излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2017 год в сумме 17279,39 (Семнадцать тысяч двести семьдесят девять рублей тридцать девять копеек).
перечислить по следующим реквизитам:
получатель: УФК по <адрес> (№
№
№
№
Отделение Красноярск, <адрес>
№
№
№.
А всего: 158 553,05 (Сто пятьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят три) рубля 05 копеек.
Взыскать с Карпенко Л.Т. в местный бюджет сумму государственной пошлины в размере 4371 (четыре тысячи триста семьдесят один) рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский районный суд.
Председательствующий