№ 2-470(1)/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2015 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.,
при секретаре Соловьевой Е.В.,
прокурора Овечкина А.А.,
представителя ответчика Юрченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в интересах Фейзулина РМ к Государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор, действуя в интересах Фейзулина Р.М., обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Пугачевского района" (далее – ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района), Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности обеспечить Фейзулину Р.М. путевкой на санаторно-курортное лечение за *** год в срок до ***. Требование мотивировано тем, что Фейзулин Р.М. является *** ***. *** Фейзулин Р.М. обратился с заявлением в ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, Фейзулин Р.М. в *** году путевкой обеспечен не был, чем существенно нарушены его права на получение государственной социальной помощи.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайпрокурора Овечкин А.А. заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Истец Фейзулин Р.М. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района Юрченко В.В., действующая на основании доверенности ** от 09.02.2015, иск не признала, ссылаясь на недостаточность финансирования на эти цели из средств федерального бюджета, а также значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот. Фейзулин Р.М. состоит в районной очереди на получение путевки по профилю заболевания в областной под № ***, в районной под № ***. В целях обеспечения порядка очередности и недопущения конфликтных ситуаций между гражданами, путевка истцу будет предоставлена в порядке очередности по мере финансирования и поступления путевок из Министерства социального развития Саратовской области.
Представитель Министерства социального развития Саратовской области Черных Е.С., действующая на основании доверенности от 28.08.2014, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства. В письменном возражении просила отказать в иске по тем основаниям, что в соответствии с Правилами оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденными постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 №29-П предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения, в Пугачевском районе ГАУ СО «ЦСЗН Пугачевского района» в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно. В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета. 30.04.2014 в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ направлено письмо с просьбой об оказании содействия в выделении дополнительных денежных средств для обеспечения граждан санаторно-курортным лечением, однако, денежные средства в полном объеме выделены не были. В связи с этим, вина Министерства социального развития Саратовской области отсутствует. Кроме того, действующее законодательство не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоретентного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя. В письменном отзыве на иск указано, что с 2010 г. федеральные полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам – получателям набора социальных услуг, проживающим в Саратовской области, переданы Правительству Саратовской области. Для исполнения указанных полномочий бюджету Саратовской области передаются в форме субвенций бюджетные ассигнования федерального бюджета. Финансирование переданных федеральных полномочий осуществляется своевременно на основании данных, представленных органом исполнительной власти Саратовской области. В 2015 г. бюджету Саратовской области на реализацию указанных полномочий перечислено *** тыс. руб.
Представитель третьего лица Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области Хруслова С.И., действующая на основании доверенности от 06.06.2014, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В письменном отзыве на иск указала, что в соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы Правительству Саратовской области. Министерство социального развития Саратовской области осуществляет мероприятия по оказанию государственной социальной помощи гражданам, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии с ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В настоящее время в связи с преобразованием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» стороной соглашения является Минтруд России.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление "путевок" направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Из материалов дела следует, что Фейзулин Р.М. признан ***, что подтверждается справкой серии МСЭ***, выданной *** (л.д.9), имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно справки для получения путевки (по форме № 070/у-04) от *** ** Фейзулин Р.М. нуждается в санаторно-курортном лечении (л.д.8). *** Фейзулин Р.М. обратился в ГУ «Управление социальной поддержки населения Пугачевского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении (л.д.6). Однако санаторно-курортное лечение истцу предоставлено не было. Из информации ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Пугачевского района» от *** следует, что Фейзулин Р.М. поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, очередь по профилю заболевания: областная № ***, районная ** (л.д.5).
Проанализировав приведенные выше положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, Фейзулину Р.М., являющемуся инвалидом и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования и необходимость соблюдения очередности получения путевки. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Поскольку предоставление в Саратовской области такой социальной услуги, как обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляется министерством социального развития Саратовской области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения, следовательно, обязанность обеспечить Фейзулина Р.М. санаторно-курортной путевкой должна быть возложена на ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района и Министерство социального развития Саратовской области.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из принципа разумности, с учетом обстоятельств данного дела, суд считает достаточным для исполнения указанной обязанности срок до ***
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ *** ░░░ ░ ░░░░ ░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.06.2015.
░░░░░