РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2013 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Титовой Е. В.,
с участием:
представителя истца Притулиной Е. А.,
представителя ответчика Степанян Т. Н. Богорадниковой О. А.,
представителя третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкой О. Ю.,
представителя третьего лица – Администрации муниципального района Волжский Самарской области Герасимовой Е. Ю.,
представителей третьего лица ИП Кузнецова О. Ю. - Малаховой Л. В., Макаровой Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к Степанян Т.Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности, снятии с государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в суд с иском к Степанян Т. Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности, снятии с государственного кадастрового учета.
В иске указало, что Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возложены полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области. По результатам лесного аукциона, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, между министерством и ИП Кузнецовым О.Ю. был заключен договор N № от ДД.ММ.ГГГГ аренды лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 1.15 га, расположенного по адресу: <адрес> На указанный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем имеется соответствующее свидетельство. Впоследствии в связи с уточнением фактического месторасположения лесного участка дополнительным соглашением к договору аренды были внесены изменения: слова «<адрес>» были заменены на «<адрес>». Действительно, по координатам арендованного лесного участка он находится в границах муниципального района Волжский Самарской области. Таким образом, настоящее гражданское дело подсудно Волжскому районному суду Самарской области. Заключенный между министерством и ИП Кузнецовым О.Ю. договор аренды лесного участка прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Однако, при осуществлении кадастрового учета арендованного лесного участка ИП Кузнецову О.Ю. стало известно, что на часть указанного лесного участка, площадью <данные изъяты> кв. м. незаконно оформлено право собственности как на земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> правообладателем которого является Степанян Т.Н.. Было установлено, что первоначально на указанный земельный участок было выдано свидетельство о праве собственности на землю, датированное ДД.ММ.ГГГГ го<адрес> Заварову А.А. для ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем, согласно архивным данным из Администрации муниципального района <адрес> последней учетной записью в книге учета свидетельств на право пользования
землей за 1992 год является запись №, сведения о выделении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории ст. Мастрюково Курумоченского поселкового Совета в период с 1991по 1993 год гражданину Заварову А. А. отсутствуют. Согласно данным обобщенного отчета по инвентаризации земель 1996 года по инвентаризации земель ж-д ст. Мастрюково Курумоченской сельской администрации Волжского района Самарской области среди граждан и юридических лиц, которым предоставлялись земельные- <адрес> Заваров А.А. не значится. Между тем, согласно сведениям Ново-Буянского лесничества об участке лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ года общая площадь 13 участков лесного фонда составляет <данные изъяты> кв. м. Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, состоящий из 13 участков с условным номером № (001), площадью <данные изъяты> кв. м., назначение: леса 1-й группы (категория защитности: защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть зеленых зон, другие защитные леса, запретные полосы вдоль нерестовых рек) с ограничением (обременением) права в виде публичного лесного сервитута было зарегистрировано в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Именно в эту площадь вошел участок лесного фонда, предоставленный по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Кузнецову О.Ю. государственный кадастровый учет которого не может быть осуществлен по причине наложения на земельный участок с кадастровым номером № с категорией земель - «земли населенных пунктов», собственником которого является Степанян Т.Н.. В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Статья 217 Гражданского кодекса устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. На основании части 3 статьи 129 Гражданского кодекса земля, и другие природные ресурсы, могут отчуждаться иди переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. На основании пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, спорный земельный участок должен до настоящего времени находиться в собственности Российской Федерации, и выбытие его произошло незаконно помимо воли собственника. В частности, это подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которой участок лесного фонда площадью <данные изъяты> га., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а также свидетельством о государственной регистрации указанного права от ДД.ММ.ГГГГ. Спорный земельный участок расположен в пределах границ указанной территории. Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых выделяют, в частности, земли лесного фонда. Границы данных земель определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1,3 ст. 6 Лесного кодекса). Статьей 7 Лесного кодекса определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 кодекса, которыми предусмотрено проведение лесоустройства в отношении лесных участков. Лесоустройство - проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков, мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно пункту 6 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов. Таким образом, границы лесного участка 128 квартала 48 выдела Ново-Буянского лесничества Самарской области обозначены в натуре. Статьей 4.2. Федерального закона №201-ФЗ «0 введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Таким образом, доказательством того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является факт государственной регистрации договора аренды лесного участка ИП Кузнецова О.Ю., который накладывается на земельный участок Степанян Т.Н.. поскольку Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» разрешал предоставление в аренду лесных участков без их постановки на кадастровый учет, лесной участок, предоставленный в аренду ИП Кузнецову О.Ю., был спроектирован по правилам лесного, а не земельного законодательства, и предоставлен в аренду по плану лесного участка, который приравнен к кадастровому паспорту. Кроме того, факт принадлежности спорного земельного участка к лесным участкам Ново-Буянского лесничества подтверждается также следующими доказательствами: Сведениями из государственного лесного реестра, в соответствии с которыми спорный земельный участок является частью лесного участка, расположенного на землях лесного фонда с номером учетной записи №. Статьей 91 Лесного кодекса именно на министерство, а не на орган государственною кадастрового учета возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, и на землях иных категорий. Материалами лесоустройства Ново-Буянского лесничества, согласно которым спорный земельный участок является лесным участком в составе земель квартала №. Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ», в соответствии с которым среди лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, обозначено Ново-Буянское лесничество. Вопросы отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую урегулированы земельным законодательством. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации. Земельный участок, предоставленный в аренду ИП Кузнецову О.Ю.. до настоящего времени, является лесным участком, относится к землям лесного фонда, поскольку отсутствует соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации о его переводе в категорию - «земли населенных пунктов». Таким образом, постановка земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет и присвоение ему категории земель - «земли населенных пунктов» совершена в нарушение требований действующего законодательства. Действующий Лесной кодекс содержит прямой запрет на предоставление в собственность гражданам лесных участков, таким образом, оформление права собственности на земельный участок гр-ки Степанян Т.Н. является незаконным. Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ спорный лесной участок принадлежит на праве собственности Степанян Т. Н. Учитывая, что спорный лесной участок незаконно выбыл из распоряжения министерства, оно имеет право обратиться в суд с иском об истребовании земельного участка из незаконного владения Степанян Т. Н. В связи с чем, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит истребовать из незаконного владения Степанян Т. Н. в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись в отношении спорного земельного участка на который зарегистрировано право собственности Степанян Т. Н. и снять с государственного кадастрового учета данный земельный участок.
Представитель истца Притулина Е. А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в соответствии со ст. 4.1 ФЗ от 04. 12. 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Схема расположения и границ лесного участка, выставляемого на аукцион и, соответственно предоставленного в аренду по результатам аукциона по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ определена по плану лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре – <данные изъяты>. План лесного участка с границами и координатами (румбами и мерами линий) указан в Приложении № и является неотъемлемой частью договора аренды. План лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с предпринимателем Кузнецовым О. Ю. оформлен на основании планшетов лесоустройства в масштабе <данные изъяты> и таксационных описаний, выполненных в 1995 году «Брянсклеспроект» Западное лесоустроительное предприятие по заказу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) и согласованных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Таким образом, лесной участок, предоставленный Кузнецову О. Ю. по договору аренды лесного участка, имеет не ориентировочную схему расположения, а точное местоположение с координатами (румбами и мерами линий), которые могут переводиться в другую систему координат-«X» и «Y». Румбы и меры линий указанные в договоры аренды соответствуют «X» и «Y». Исходя из указанных координат, арендуемый Кузнецовым О. Ю. лесной участок соответствует местоположению, указанному в договоре аренды - квартал № выдел № Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество Самарской области. Данный лесной участок является частью лесного фонда, располагается на землях лесного фонда Российской Федерации в границах муниципального района Волжский. В договоре аренды имеется ссылка на «Ставропольский район» при указании местоположения лесного участка, которая обусловлена тем, что в Свидетельстве о государственной регистрации права Российской Федерации на земли лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес лесного фонда как объекта - <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартала №. В связи с принятием Закона Самарской области № -ГД от 25.02. 2005 г. « Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области» произошли территориальные уточнения границ Ставропольского и Волжский. В частности, предоставленный Кузнецову О. Ю. лесной участок в квартале № выдел № с номером учетной записи в государственном лесном реестре- – <данные изъяты>, фактически располагается в границах муниципального района Волжский Поскольку земли лесного фонда Российской Федерации, расположенные в Задельненском лесничестве <адрес> занимают значительную территорию нескольких районов Самарской области - <адрес> и т.д., государственная регистрация территориальных изменений участков лесного фонда, расположенного в 1-160 кварталах лесного фонда РФ не приводится в связи с тем, что до настоящего времени процесс корректировки и уточнения территориальных границ муниципальных районов Самарской области до конца не завершен. Тем не менее, предоставленный Кузнецову О. Ю. в аренду лесной участок имеет четкие границы местоположения. Что касается земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Степанян Т. Н., то было проверено местоположение данного участка относительно местоположения арендуемого Кузнецовым О. Ю. лесного участка. В ходе проверки местоположений участков исходя из координат лесного участка арендуемого Кузнецовым О. Ю. установлено, что земельный участок Степанян Т. Н. с кадастровым номером № фактически располагается в границах муниципального района Волжский на землях лесного фонда Российской Федерации в квартале 128 выделе № Задельненского лесничества Ново-Буянского лесхоза и налагается на лесной участок, предоставленной в аренду по договору Кузнецову О. Ю. В ходе судебного разбирательства выявлены обстоятельства того, что Администрацией Волжского района первоначальному собственнику Заваров А. А. А. не предоставлялся земельный участок с кадастровым номером № Данный участок располагается на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью Российской Федерации, в связи с чем, подлежит истребованию из незаконного владения Степанян Т. Н.
Представитель ответчика Богорадникова О. А. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкая О. Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – Администрации муниципального района Волжский Самарской области Герасимова Е. Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители третьего лица ИП Кузнецова О. Ю. - Малахова Л. В. и Макарова Л. В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица – Администрации с. п. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель третьего лица – ФФГБУ «ФКП» ФСГРКиК по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие на усмотрение суда.
Третье лицо – Заваров А. А. в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил, своих возражений не представил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Ст. 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 27 ЗК РФ).
Согласно ст. 20 Земельного кодекса РСФСР от 25. 04. 1991 г. к ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит: предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со ст. ст. 23, 58, 59 настоящего Кодекса; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков; организация ведения земельного кадастра; планирование использования земель, находящихся в их ведении; организация разработки и осуществления генпланов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства городов и других населенных пунктов; изъятие земельных участков для госнужд, взимание платы за землю, установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов по согласованию с ними; государственный контроль за использованием и охраной земель, защита прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также разрешение земельных споров.
На основании ст. 31 Земельного кодекса РСФСР от 25. 04. 1991 г. право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов, форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР, с обязательным приложением плана земель.
В силу ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона «О введении в действие ЗК РФ», в соответствии с которым граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на нем жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06. 03. 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеет право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Статья 29 ЗК РФ гласит, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 2 ст. 25. 2 ФЗ от 21. 07. 1997 г. № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции ФЗ от 30. 06. 2006 г. № 93-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); и иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный участок.
В соответствии с п. 9 ФЗ от 25. 10. 2001 г. № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной ………. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г. Х.Л.Ф. обратилась в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации (с выдачей свидетельства о государственной регистрации) участка лесного фонда, состоящего из 13 участков, расположенных по адресу: <адрес>
Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, состоящий из 13 участков с условным номером <данные изъяты>., назначение: леса 1-ой группы (категория защитности: защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть, зеленых зон, другие защитные леса, запретные полосы вдоль нерестовых рек), расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из кадастрового плана земельного участка лесного фонда, выданного ТТО Ставропольский кадастровый район № площадь участка ориентировочная, составляет <данные изъяты> кв. м. и подлежит уточнению при межевании.
ДД.ММ.ГГГГ г. между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Кузнецовым О. Ю. (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка, согласно п. п. 1, 2, 3 которого арендодатель обязался предоставить арендатору, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты>, имеющий местоположение <адрес>, предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Схема расположения лесного участка, а также его характеристика приводятся в приложениях № и 2 к настоящему договору. Данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр). Указанный лесной участок передан арендатору ИП Кузнецову О. Ю. по акту приема-передачи. В силу п. 13 договора аренды № лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. арендатор – ИП Кузнецов О. Ю. принял на себя обязательства в течение 6 месяцев с момента подписания настоящего договора обеспечить путем заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ за счет собственных средств подготовку всех документов (межевого плана и др.), необходимых для постановки лесного участка на кадастровый учет, и передать их арендодателю.
Из сообщения Открытого акционерного общества «Волжский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству» ОАО «ВолгоНИИгипрозем» № от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что при оформлении межевых планов на выдела лесных участков по договорам аренды с целью постановки их на государственный кадастровый учет установлено, что по договору аренды № лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. с Индивидуальным предпринимателем Кузнецовым О. Ю. земельный участок лесного фонда, расположенный по адресу: <адрес>
Материалами дела установлено, что согласно свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного председателем комитета Б.В.И. на основании постановления Администрации Волжского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., Заварову А. А. проживающему по адресу: <адрес> «а» был предоставлен в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный на ст<адрес> План границ земельного участка к данному свидетельству приложен не был.
Из текста постановления Администрации Волжского района № от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что во исполнение Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и руководствуясь Законом РСФСР «О земельной реформе» в собственность гражданам переданы бесплатно земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в пределах норм, установленных сельскими поселковыми Советами народных депутатов; садоводства и животноводства все ранее предоставленные земли. Данным постановлением Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам района поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю. Однако, в постановлении Администрации Волжского района № от ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствует указание на конкретных лиц, которым передаются в собственность земельные участки.
Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О предоставлении в собственность гражданам земельных участков имеющих их в пользовании и в связи с уточнением границ, для садоводства, жилищного и гаражного строительства» Заварову А. А. предоставлен в собственность земельный участок б/н, <адрес>.
Право собственности Заварова А. А. на вышеуказанный земельный участок на основании Постановления Администрации Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. было зарегистрировано в ГУ ФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г., о чем выдано соответствующее свидетельство серии №
ДД.ММ.ГГГГ г. Заваров А. А. продал земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., категория земель – земли поселений, расположенный по адресу: <адрес> за 50 000 рублей Подовинниковой Ж. В., что подтверждается договором купли-продажи (л. д. 173 Т.1).
Право собственности Подовинниковой Ж. В. на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. было зарегистрировано в УФРС по Самарской области, о чем выдано соответствующее свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. Подовинникова Ж. В. продала вышеуказанный земельный участок за 990 000 рублей Степанян Т. Н., что подтверждается договором купли-продажи (л. д. 177 Т.1).
Право собственности Степанян Т. Н. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В то же время, как следует из сообщения Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. по данным дел постоянного хранения за 1991-2000 годы, имеющихся в архивном отделе Администрации м. р. Волжский Самарской области, а именно: журналы регистрации постановлений Администрации Волжского района за 1991 год, журналы регистрации постановлений Администрации Волжского района за 1992 год. Журнала регистрации постановлений за 1993 год, журнала регистрации Малого Совета районного Совета народных депутатов за 1992-1993 г.г.. протоколов заседания исполкома Совета и решения к ним за 1991 год, постановления Главы администрации Курумоченской сельской администрации Волжского района Самарской области за 1992 год, Постановления главы администрации Курумоченской сельской администрации Волжского района Самарской области за 1993 год, решений Малого Совета Курумоченского сельского Совета за 1992 год сведения о выделении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории ст. Мастрюково Курумоченского поселкового Совета в период с 1991 года по 1993 год гражданину Заварову А. А., отсутствуют (л. д. 31-32 Т.1).
Согласно сообщения Администрации муниципального района <адрес> № от 26. 10. 2010 г. по данным описи дел постоянного хранения за 1991 - 2000 годы (Фон<адрес>) архивного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> последней учетной записью в книге учета свидетельств на право пользования землей за 1992 год является запись №, первой учетной записью в книге свидетельств за 1993 год является запись № (л. д. 26 Т.1).
В книге регистрации постановлений Администрации муниципального района <адрес> за 2006 г., которая сдана на хранение в Архивный отдел за № зарегистрировано Постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. «О предоставлении в собственность гражданам земельных участков имеющих их в пользовании и в связи с уточнением границ, для садоводства, жилищного и гаражного строительства». Список лиц, которым предоставлены земельные участки, отсутствует.
Таким образом, доказательства, подтверждающие, что Заварову А. А. когда-либо предоставлялся земельный участок, расположенный по адресу: ст. <адрес> суду не представлены и в ходе рассмотрения дела не добыты.
Как следует из кадастрового дела № представленного суду ФФГБУ «ФКП» ФСГРКиК по Самарской области земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли поселений, расположенный по адресу: <адрес>. и соответствует материалам межевания (л. д. 143-157 Т.1).
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 17 ФЗ № 78 от 24. 05. 2001 г. «О землеустройстве» межевание объекта землеустройства включает в себя определение границ объекта на местности и их согласование. В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельный ресурсам и землеустройству от 08. 04. 1996 года межевание земель включает в себя в том числе: уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
В ходе судебного заседания установлено, что документы, свидетельствующие о проведении процедуры согласования в материалах землеустроительного дела, выполненного ООО «Межевик» ДД.ММ.ГГГГ г. по заказу Заварова А. А. отсутствуют. В техническом задании на межевание земель указано местоположение земельного участка: <адрес>. Тот же адрес указан в плане установления границ, подписанным, в том числе Главой поселковой администрации ( л. д. 150 Т.1). В акте согласования местоположения границы земельного участка отсутствует согласие собственников, представителей смежных земельных участков (л. д. 152 Т. 1). На государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, местоположение которого: <адрес> (л. д. 154 Т. 1). Таким образом, процедура согласования границ земельного участка не была надлежащим образом проведена.
Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на основании определения Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № и ст. 71 Земельного кодекса РФ в рамках государственного земельного контроля ДД.ММ.ГГГГ г. произведен осмотр местности.
Согласно представленному суду сообщению и. о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Г.Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ г. в ходе осмотра территории, где должны размещаться земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> установлено следующее.
Указанная территория расположена напротив жилого поселка ЖГИЗ вблизи турбазы «Сентябрь-99». Земельные участки не имеют границ, не огорожены, в связи с чем, ответить на вопрос о соответствии фактических границ участков данным кадастрового учета, не представляется возможным. На земельных участках имеется древесно-кустарниковая растительность, строения отсутствуют, хозяйственная деятельность не осуществляется. Согласно имеющимся сведениям из архива правоудостоверяющих документов Управления по состоянию на 1992-1998 гг., информация о предоставлении Заварову А. А. земельных участков на территории Волжского района отсутствует. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №. Из ответа, направленного ФГБУ «ФКП Росреестра» от 04. 04. 2012 г. № № в адрес Подовинниковой Ж. В. следует, то сведения о наложении вышеуказанного земельного участка на земельные участки, отнесенные к категории земель – земли лесного фонда, отсутствуют. Сведения о границах участка лесного фонда, состоящего из 13 участков, площадью <данные изъяты> га. по адресу: <адрес> в государственном кадастре недвижимости не содержатся. Однако, это не является препятствием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный участок лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ г. Для проведения государственной регистрации была предоставлена справка, содержащая сведения об участке лесного фонда и план участка лесного фонда. Кроме того, согласно статье 4..1 Федерального закона от 04. 12. 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с определенными характеристиками. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Согласно ст. 4.2 вводного закона план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Статьей 4.3 вводного закона установлено, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. Согласно статье 4.4 вводного закона в случае, если до ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предъявляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с чем, при ответе на вопрос, входит ли спорный земельный участок в состав земель лесного фонда и в границы квартала № Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Самарской области, следует ориентироваться на информацию Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, относятся к землям лесного фонда и находится в границах квартала № Задельненского участкового лесничества <адрес>. Указанный вывод подтверждается и материалами ОАО «ВолгоНИИгипрозем», приложенными к обращениям, поступившим в адрес Управления. Земельный участок с кадастровым номером № в настоящее время не используется.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Приговором Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г. Заваров А. А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, без штрафа, условно с испытательным сроком 2 года. Данным приговором установлено, что право собственности Заварова А. А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, фактически находящийся в пределах земель лесного фонда РФ и принадлежащий государству – Российской Федерации – в лице Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области было зарегистрировано в результате преступных действий Заварова А. А. и неустановленных следствием лиц.
Таким образом, в ходе судебного заседания с достаточной полнотой установлено, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> в собственность Заварова А. А. Администрацией Волжского района Самарской области не предоставлялся и предоставлен быть не мог, так как он находится на землях лесного фонда принадлежащих Российской Федерации. Администрация Волжского района Самарской области полномочиями по предоставлению в собственность граждан земельных участков лесного фонда, находящихся в государственной собственности не обладала и не обладает. Свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ г., Заварову А. А. Комитетом по земельной реформе Волжского района не выдавалось, и выдано быть не могло, поскольку до принятия Закона Самарской области № -ГД от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области» спорный земельный участок находился на территории Ставропольского района Самарской области. Постановление Администрации Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. о предоставлении в собственность Заварова А. А. земельного участка, якобы ранее находившегося у него в собственности, не издавалось. В связи с чем, суд приходит к выводу, что в силу ст. 168 ГК РФ сделка по отчуждению вышеуказанного земельного участка является ничтожной, как не соответствующая требованиям закона, поскольку документы, на основании которых за Заваровым А. А. было зарегистрировано право собственности, соответствующими органами не издавались.
Доводы представителя третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкой О. Ю. о том, что истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих точное расположение земельного участка лесного фонда и факта наложения на земельный участок Степанян Т. Н., поскольку межевание лесного участка не проводилось, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6,7,8 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательствоми законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть по результатам проведения лесоустройства. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно сообщения ФБУ «КП» по Самарской области в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № с декларированной площадью <данные изъяты> кв. м., расположенном по адресу<адрес> разрешенное использование – участок лесного фонда, категория земель – земли лесного фонда, внесенные на основании распоряжения Главы Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ г. №. Согласно сведениям ГКН правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация регистрационная запись № г.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04. 12. 2006 г. № 201-ФЗ (в ред. от 18. 07. 2011 г.) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01. 01. 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно статьям 4.3 - 4.4 данного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда (ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. В случае, если до 01. 01. 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта предоставляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным Законом от 21. 07. 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии ст. ст. 86, 87 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Основой осуществления использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Материалами дела подтверждается, что границы земельного участка лесного фонда определены схемой расположения и границ лесного участка, в соответствии с лесным законодательством участок прошел государственный учет лесных участков, что подтверждается номером учетной записи. Факт отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Доказательств перевода спорного земельного участка из лесных земель в нелесные, суду не представлено.
Факт наложения земельного участка лесного фонда и земельного участка Степанян Т. Н. подтверждается актом государственного земельного контроля УФСРКиК (Росреестр) по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. и прилагаемой к указанному акту схемой расположения лесных участков, переданных в аренду в Ново-Буянском лесничестве квартал № выдел <адрес> №), изготовленной ОАО «ВолгоНИИгипрозем» с чертежом установленных границ земельных участков и их координатами (л. д. 220 Т. 1). Оснований не доверять заключению государственного органа УФСРКиК (Росреестра) по Самарской области в обязанности которого входит осуществление земельного контроля и схеме расположения лесных участков, выполненной ОАО «ВолгоНИИгипрозем» имеющему соответствующую лицензию на право проведения картографической и геодезической деятельности у суда не имеется.
Согласно сообщению ОАО «ВолгоНИИгипрозем» № от ДД.ММ.ГГГГ г. представленный Кузнецову О. Ю. в аренду лесной участок на выделе <адрес> находится в границах лесного фонда. Земельный участок Степанян Т. Н. с кадастровым номером № расположен на землях государственного лесного фонда квартал <адрес>. Лесной квартал <адрес> расположен в административных границах муниципального района Волжский Самарской области (л. д. 219 Т.1).
Доказательств, опровергающих заключение УФСРКиК (Росреестра) по Самарской области и выводы ОАО «ВолгоНИИгипрозем» ответчиком Степанян Т. Н. в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Из сообщения УФСГРКиК по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что границы муниципального района Волжский Самарской области установлены Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №-ГД «Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области» (с изменениями, внесенными <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. № –ГД). Границы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. №-ГД «Об установлении границ муниципального района Ставропольский Самарской области» (с изменениями, внесенными Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г.. №-ГД). Согласно описанию границ муниципальных районов Волжский и Ставропольский квартал 128 Задельнического участкового лесничества Новобуянского лесхоза с ДД.ММ.ГГГГ г. расположен в границах муниципального района Волжский. В государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, содержится землеустроительное дело по установлению границы сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский, выполненное ОАО «ВолгоНИИгипрозем» в ДД.ММ.ГГГГ году, инв. № от ДД.ММ.ГГГГ г., гриф «Для служебного пользования». Согласно материалам данного дела общая площадь земель в границах сельского поселения Курумоч составляет <данные изъяты> га, в том числе: земли лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га (перечень лесных кварталов, расположенных в границах с. п. Курумоч в деле не указан). Согласно содержащемуся в Деле картографическому описанию граница сельского поселения Курумоч (стр. 21) от точки <данные изъяты> совпадает с границей муниципального района Волжский Самарской области по смежеству с муниципальным районом Ставропольский Самарской области.
Таким образом, доводы представителя третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкой О. Ю. о том, что в с. п. Курумоч отсутствуют земли лесного фонда, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются голословными и противоречат вышеуказанному сообщению УФСГРКиК по Самарской области от 06. 10. 2011 г.
Согласно сообщению Администрации с. п. Курумоч м. р. Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. генеральный план с. п. Курумоч находится в стадии разработки.
Из сообщения Администрации м. р. Волжский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что правила застройки и землепользования с. п. Курумоч в настоящее время находятся в стадии корректировки и не утверждены, в связи с чем, предоставить информацию о градостроительном регламенте не представляется возможным.
Согласно сообщению ФФГБУ «ФКП» ФСГРКиК по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах с. п. Курумоч м. р. Волжский Самарской области, в связи с чем, предоставить надлежащим образом утвержденный план границ с. <адрес> м. <адрес>, включая ст<адрес>, а также сообщить входит ли земельный участок с кадастровым номером № в границы данного населенного пункта не представляется возможным.
Из изложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Заварова А. А. от ДД.ММ.ГГГГ г. № с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и категорией земель: земли населенных пунктов на основании представленных заявителем документов. Данное обстоятельство подтверждается сообщением ФФГБУ «ФКП» ФСГРКиК по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (л. д. 89-90 Т. 1). В связи с чем, ссылки представителя третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкой О. Ю. на сообщение ФФГБУ «ФКП» ФСГРКиК по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. (л. д. 201-203 Т.1), не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Положением о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на Министерство возложены полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории <адрес>.
Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок, принадлежащий в настоящее время Степанян Т. Н. и, находящийся на землях лесного фонда выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, в связи с чем, данный земельный участок подлежит возвращению в собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика.
Исходя из п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29. 04. 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приобретатель признается добросовестным, если докажет что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждаемое имущество.
Суд считает, что в данном случае ни ответчик Степанян Т. Н., ни предыдущие владельцы не могут быть признаны добросовестными приобретателями спорного земельного участка, поскольку приобретали земли лесного фонда по договору купли-продажи как земли населенных пунктов.
Из представленных суду фотоснимков земельного участка Степанян Т. Н. видно, что он не имеет четко обозначенных границ, никогда не использовался по назначению, находится на заросшей травой, кустарниками и деревьями территории, какие - либо строения на данном участке и в ближайшей окрестности отсутствуют.
Таким образом, ответчик Степанян Т. Н. приобретая в собственность вышеуказанный земельный участок, не выяснила, по какой причине данный земельный участок, который согласно правоустанавливающих документов, находится на землях населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства по назначению не использовался, фактически расположен вне населенного пункта и открыт для доступа третьих лиц, то есть не проявила разумную заботливость и осмотрительность, в результате чего приобрела в собственность участок, относящийся к землям лесного фонда.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес> следует истребовать из чужого незаконного владения Степанян Т. Н. в собственность Российской Федерации с прекращением в ЕГРП записи о регистрации права собственности ответчика на данный земельный участок. В связи с чем, спорный земельный участок также подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Суд считает, что доводы представителя третьего лица Подовинниковой Ж. В. Репецкой О. Ю. о том, что истцом пропущен срок давности обращения в суд, не состоятельны и, опровергаются материалами дела.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре и является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судом установлено, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области узнало о том, что на принадлежащий Российской Федерации участок лесного фонда зарегистрировано право собственности Подовинниковой Ж. В. из сообщения ОАО «ВолгоНИИгипрозем» от ДД.ММ.ГГГГ г. (л. д. 22 Т.1).
Исковое заявление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поступило в су<адрес>. 10. 2012 <адрес> образом, суд приходит к выводу, что срок исковой давности по требованиям, заявленным истцом, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Степанян Татьяны Николаевны в собственность Российской Федерации земельный участок, площадью <адрес>
Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности Степанян Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, на земельный участок, площадью <адрес>
Снять с Государственного кадастрового учета земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ г.
Мотивированное решение изготовлено 13. 05. 2013 г.
Решение отпечатано в
совещательной комнате
Судья: С. Н. Ласковская