Судья Свинкина М.Л. |
№ 33а-985/2020 10RS0008-01-2019-001261-55 2а-849/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Данилова О.И., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 23декабря 2019г. по административному исковому заявлению Смирнова Николая Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказаний» об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что осужденный к наказанию в виде лишения свободы Смирнов Н.В. неоднократно обращался к руководителю филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России с заявлениями о личном приеме, предоставлении ему информации и документов, на что либо не получал ответ, либо получал неполные ответы. Медицинским учреждением не учтены все имеющиеся у него заболевания, допущено искажение диагнозов, необходимое дообследование состояния его здоровья для целей усиления группы имеющейся у него инвалидности не произведено. Смирнов Н.В. просил признать незаконным бездействие филиала Б-1 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, обязать административного ответчика провести необходимое дообследование всех имеющихся у него заболеваний для составления направления в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия» для усиления группы инвалидности.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование жалобы указывает на отклонение заявленных им ходатайств об истребовании доказательств и неразрешение его ходатайства о выдаче копии протокола судебного заседания.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец, участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы жалобы.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Дагданова А.А. и представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Пищугин В.А. выразили согласие с решением суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что Смирнов Н.В. отбывает наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия. Оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, осуществляет филиал «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
(.....) Смирнову Н.В. бессрочно установлена (...). В связи с несогласием административного истца с этим решением, мотивированным необходимость установления большей группы инвалидности, на его обращение письмом от (...) ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Карелия» Минтруда России сообщило об отсутствии оснований для изменения группы инвалидности и наличии у заявителя права впоследствии инициировать решение вопроса о целесообразности оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
В период с (...). Смирнов Н.В. проходил лечение и обследование в филиале «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России. Состояние его здоровья было оценено как (...) С учетом состояния административного истца оснований для направления его на переосвидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы выявлено не было.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п. 8 Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н).
В соответствии с ч. 6 ст. 101 УИК РФ порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 утверждены Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (далее – Порядок).
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Согласно п. 5 Порядка в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).
На основании п. 8 Порядка медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Пунктом 19 Порядка и условий признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, также предусмотрено, что в случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Таким образом, отказав административному истцу в очередном направлении на медико-социальную экспертизу, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в лице его филиала действовало в пределах предоставленной ему законом компетенции.
Применительно к разъяснениям, данным в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принимаемых и совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Вопрос о наличии либо отсутствии у административного истца совокупности заболеваний, являющихся основанием для установления инвалидности, судом предрешен не был.
Как правильно указал суд первой инстанции, административный истец не лишен возможности самостоятельно либо с помощью представителя направить в бюро медико-социальной экспертизы соответствующее заявление через администрацию исправительного учреждения.
Относительно довода о неполноте проводимого в отношении административного истца обследования и лечения судебная коллегия отмечает, что данных об ухудшении состояния здоровья Смирнова Н.В. ни в материалах дела, ни в медицинской документации не имеется. Допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля лечащий врач-инфекционист пояснил, что Смирнову Н.В. назначалось показанное по состоянию здоровья лечение, проведены клинико-лабораторные обследования, в том числе (...), на фоне (...) Показаний для проведения административному истцу обследований (...) не имелось.
На поступившее в филиал «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России обращение административного истца от (.....) ему в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (.....) был дан ответ, направлены заверенные копии протоколов врачебных комиссий. Иные запрошенные осужденным документы направлены не были, однако они имелись у Смирнова Н.В., в этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца.
Доказательств направления административному ответчику иных обращений Смирнов Н.В. вопреки положениям ч. 1 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ суду не представил.
Довод о неполучении административным истцом протокола судебного заседания опровергается его распиской от (.....)
По изложенным мотивам решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска является законным, а оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 23декабря 2019г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи