Дело № 2-4921/2020
УИД 35RS0010-01-2020-008344-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 27 июля 2020 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
с участием помощника прокурора города Вологды Оленевой А.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды к Фарманчуку Н. В., Полуэктовой В. И. о прекращении права собственности, выселении, взыскании разницы в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым объектом недвижимости,
установил:
муниципальное образование «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды обратилось в суд с исковым заявлением к Фарманчук Н.В., Полуэктовой В.И., мотивируя тем, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Фарманчук Н.П.. Администрацией г.Вологды принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> Жилой дом по указанному адресу подлежит расселению в рамках муниципальной адресной программы № по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории МО «Город Вологда» на 2019-2025 годы. Решением суда на администрацию г.Вологды возложена обязанность предоставить Фарманчуку Н.В. равнозначное жилое помещение на территории г.Вологды. Фарманчуком Н.В. заявлено о выборе способа переселения путем предоставления благоустроенного жилого помещения. В указанных целях приобретена квартира по адресу: <адрес>. Квартира полностью соответствует требованиям судебного акта. В адрес ответчика направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка путем предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения с выплатой разницы в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым. 19.05.2020 Полуэктовой В.И (представителю ответчика) вручен проект соглашения об изъятии жилого помещения и доли земельного участка, а также ключ для осмотра помещения. По результатам осмотра Полуэктовой В.И. представлен отказ от указанного жилого помещения.
Просили суд прекратить право собственности муниципального образования «Город Вологда» и признать право собственности за Фарманчуком Н.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>. Взыскать с Фарманчука Н.В. в пользу истца разницу в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым объектом недвижимости в размере 382 478 рублей 67 копеек. Наложить запрет на совершение действий по переходу права собственности жилого помещения по адресу: <адрес> до погашения разницы в стоимости в размере 382 478 рублей 67 копеек. Выселить Фарманчука Н.В., Полуэктову В.И. из жилого помещения по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца по доверенности Климовская О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик Фарманчук Н.В. пояснил, что с исковыми требованиями согласен частично. Согласен на выселение, но не согласен на взыскание разницы в стоимости жилых помещений. В настоящее время им осмотрено жилое помещение по адресу: <адрес>, на предоставление данного жилого помещения согласен.
Ответчик Полуэктова В.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчиков, действующая на основании ордера, адвокат Матвеева Т.Г. возражала против удовлетворения исковых требований в части выселения Полуэктовой В.И. и взыскании разницы в стоимости жилых помещений. Пояснила, что Полуэктова В.И. собственником жилого помещения по <адрес> не является, также не является членом семьи Фарманчука Н.В. У нее имеется отдельное решение суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, помощника прокурора полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в части выселения, исследовав материалы дела, проанализировав всю совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Фарманчук Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2019 N 322 утверждена Областная адресная программа N 8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 - 2025 годы" (далее Программа №8).
Перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках выполнения настоящей Программы, приведен в приложении 1 к Программе.
Указанный выше жилой дом по адресу: <адрес> включен в Программу №8.
Реализация мероприятий Программы №8 осуществляется по следующим направлениям: строительство муниципальных многоквартирных домов; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) строительство таких домов, а также у лиц, не являющихся застройщиками; выкуп жилых помещений у собственников.
Постановлением Администрации г.Вологды от 13.02.2018 № принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 16.05.2019 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 04.09.2019) по гражданскому делу №2-420/2019 на Администрацию г.Вологды возложена обязанность предоставить Фарманчуку Н. В. равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории города Вологды по площади не менее 23,45 кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам на праве собственности.
В целях переселения Фарманчука Н.В. из аварийного жилищного фонда Администрацией г.Вологды приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>.
В адрес ответчика Фарманчука Н.В. направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения и доли земельного участка путем предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения с выплатой разницы в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым объектом недвижимости.
Пунктом 2.3 указанного выше проекта соглашения установлено, что разница в стоимости составляет 382 478 рублей 67 копеек.
Указанный проект соглашения Фарманчуком Н.В. не подписан.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Исходя из буквального толкования в совокупности правовых норм Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., положений адресной программы Вологодской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2019 N 322, следует, что ни федеральным законодательством, ни адресной программой Вологодской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не установлена обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.
Поскольку предложенный истцом порядок изъятия принадлежащего Фарманчуку Н.В. жилого помещения путем предоставления взамен иного жилого помещения с доплатой разницы между их стоимостью в силу вышеизложенного, противоречит нормам законодательства, то в удовлетворении требования о возложении на Фарманчука Н.В. обязанности выплатить разницу между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований в части взыскания разницы в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым, не подлежат и удовлетворению исковые требования о наложении запрета на совершение действий по переходу права собственности жилого помещения по адресу: <адрес> до погашения разницы в стоимости объектов недвижимости, поскольку данное требования является производным.
Далее, разрешая требования о выселении ответчиков из жилого помещения по адресу: <адрес> суд приходит к следующему.
Суд учитывает, что указанное выше жилое помещение, принадлежащее Фарманчуку Н.В. на праве собственности, подлежит изъятию Администрацией г.Вологды.
Для переселения Фарманчука Н.В. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее в настоящее время на праве собственности муниципальному образованию «Город Вологда».
Фарманчук Н.В. выразил свое волеизъявление о выборе способа переселения путем предоставления благоустроенного жилого помещения, а также позицию ответчика Фарманчука Н.В., изложенную при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части выселения Фарманчука Н.В. из жилого помещения по адресу: <адрес>
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о выселении ответчика Полуэктовой В.И. из указанного жилого помещения.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 10.02.2020 по гражданскому делу №2-1023/2020 на Администрацию г.Вологды возложена обязанность предоставить Полуэктовой В. И. на состав семьи из одного человека вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления применительно к городу Вологде. Указанное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда 19.05.2020.
Также решением суда от 10.02.2020 установлено, что Полуэктова В.И. супругой Фарманчука Н.В. не является, членом его семьи не признана.
Суд, учитывая, что в настоящий момент жилое помещение согласно решению суда Полуэктовой В.И. не предоставлено, считает исковые требования о выселении Полуэктовой В.И. не подлежащими удовлетворению, поскольку обратное будет противоречить требованиям ст.40 Конституции РФ.
Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Принимая во внимание, что решением суда разрешен вопрос о выселении Фарманчука Н.В. из жилого помещения, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований в части прекращения права собственности муниципального образования «Город Вологда» и признании права собственности за Фарманчуком Н.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>.
При таких установленных по делу обстоятельствах заявленные муниципальным образованием «Город Вологда» в лице Администрации г.Вологды исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования муниципального образования «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды к Фарманчуку Н. В., Полуэктовой В. И. о прекращении права собственности, выселении, взыскании разницы в стоимости между предоставляемым жилым помещением и изымаемым объектом недвижимости удовлетворить частично.
Прекратить право собственности муниципального образования «Город Вологда» на жилое помещение по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 26,7 кв.м.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 26,7 кв.м. за Фарманчуком Н. В..
Выселить Фарманчука Н. В. из жилого помещения по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья | Н.Н. Лебедева |
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020.