Дело № 2-859/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25апреля 2019 года г. Пенза
Октябрьский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Половинко Н.А.,
при секретаре Кособоковой Н.В.,
с участием прокурора Голубковой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску администрации города Пензы к Милетееву Олегу Геннадьевичу, Гореловой Светлане Владимировне, Макаровой Елене Сергеевне об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация г.Пензы обратился в суд с вышеназванным иском к Милетееву О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С., указав, что 21.12.2009 г. жилой дом № по <адрес> заключением межведомственной комиссии по оценке муниципального жилищного фонда № 171/7 признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013 -2018 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской обл. от 09.04.2013 №232-пП. Расселение граждан, проживавших в указанном доме происходит в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на основании ст. 32 ЖК РФ. Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В рамках вышеуказанной программы ответчикам, как собственникам изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> было предложено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Однако согласие на заселение в предложенное жилое помещение получено не было. 26.12.2016 администрацией города Пензы направлено ответчикам требование о сносе жилого помещения, в котором они уведомлялись о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также определен срок для сноса дома. Снос в установленный срок не был осуществлен. Постановлением администрации города Пензы от 10.05.2017 № 793/3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и жилое помещение № в указанном доме изъяты для муниципальных нужд. 25.05.2017г. администрацией города Пензы ответчикам был направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимости, а именно: жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с информацией об оценочной стоимости выкупаемого жилого помещения. Однако соглашение до настоящего времени не заключено. Согласно отчету ИП ФИО9 № 168/05-17 от 19.05.2017 выкупная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1 899 600 руб. Согласно отчету ООО «Центр экономического содействия» от 05.06.2018 выкупная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1 688 000 руб. На основании изложенного просит прекратить право общей долевой собственности, доля в праве 70 300, Милетееву О.Г. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты ему администрацией города Пензы возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 414 674 рублей. Прекратить право общей долевой собственности, доля в праве 70/300. Гореловой С.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выплаты ей администрацией города Пензы возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 451 640 рублей. Прекратить право общей долевой собственности, доля в праве 70/300, Макаровой Е.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выплаты ей администрацией города Пензы возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 451 640 рублей. Обязать Милетеева О.Г., Горелову С.В., Макарову Е.С. принять возмещение за доли изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив администрации города Пензы реквизиты банка и номера их счетов для перечисления денежных средств. Признать перечисление денежных средств Милетееву О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. администрацией города Пензы основанием для регистрации перехода права собственности на доли в жилом помещении по адресу: <адрес> к муниципальному образованию «город Пенза».
Представитель истца администрации г.Пензы по доверенности Кочетова С.В. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, установив размер возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 289 550 руб., по 534 228, 33 рублей каждому из ответчиков.
Ответчик Макарова Е.С. в судебном заседании против исковых требований не возражала, просила установить размер возмещения за изымаемое жилое помещение подлежащего выплате в сумме 534 228,33 руб.
Ответчик Горелова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменных возражениях просила установить размер возмещения за изымаемое жилое помещение подлежащего выплате в сумме 534228,33 руб.
Ответчик Милетеев О.Г. в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте слушания дела, извещен надлежащим образом по всем известным суду адресам. Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности фактического места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Каких либо данных о месте проживания ответчика у суда не имеется, и при таких обстоятельствах суд с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
На основании ст.50 ГПК РФ суд назначил ответчику Милетеева О.Г. адвоката в качестве представителя.
Представитель ответчика Милетеева О.Г. – адвокат Аваков А.Г., в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях против исковых требований администрации г. Пензы не возражал, считал возможным установить размер возмещения за изымаемое жилое помещение подлежащего выплате в сумме 534228,33 руб.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ответчики Макарова Е.С., Горелова С.В. и Милетеев О.Г. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по 70/300 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
На основании заключения межведомственной комиссии, назначенной администрацией г. Пензы, №171/7 от 21.12.2009 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
То есть, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из положений названного Закона следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения, граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 3 ст. 2 вышеназванного Закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32 и 86 ЖК РФ в равной мере.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным: и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. По смыслу указанной правовой нормы, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В судебном заседание установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013 - 2018 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской обл. от 09.04.2013 N 232-пП, вследствие чего расселение граждан, проживающих в доме, происходит в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на основании ст. 32 ЖК РФ.
Поскольку ответчики Милетеев О.Г., Горелова С.В., Макарова Е.С. являются собственниками жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по данному делу подлежат применению положения ст. 32 ЖК РФ, которой предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 ст. 32 Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу ч. 10 ст. 32 названного Кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном: доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
25.05.2017г. администрацией города Пензы ответчикам был направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимости, а именно: жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с информацией об оценочной стоимости выкупаемого жилого помещения.
Однако соглашение до настоящего времени не заключено.
19.07.2018 администрацией города Пензы направлено ответчикам Милетееву О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. требование о сносе жилого помещения, в котором они уведомлялись о признании дома аварийным и подлежащим сносу, им сообщалось, что принадлежащее им жилое помещение подлежит сносу в срок до 01.09.2018г.
Однако снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в установленный срок осуществлен не был.
Постановлением администрации г. Пензы от 10.05.2017 №793 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельных участков под указанными жилыми домами для муниципальных нужд.
В соответствии с частями 6 и 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Подпунктом "з" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от дата, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок. По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом N 135-ФЗ (в редакции от дата N 249-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету ИП Холоднова № 168/05-17 от 19.05.2017 выкупная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1899 600 руб.
Согласно отчету ООО «Центр экономического содействия» от 05.06.2018 выкупная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1 688 000 руб.
Указанные отчеты были оспорены стороной ответчика Гореловой С.В. и по ее ходатайству определением суда была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению №215/18 от 24.12.2018, выполненному АНО «Приволжский ЭКЦ», рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, при выплате выкупной цены жилого помещения, находящегося в аварийном доме, при изъятии для муниципальных нужд с учетом убытков, причинённых собственнику его изъятием, по состоянию на май 2017 г. составляет 2 289 550 руб.
Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется. Эксперт имеет необходимую квалификацию, был предупрежден судом об уголовной ответственности, заинтересованности эксперта в исходе дела не выявлено.
С учетом изложенного суд полагает возможным принять заключение №215/18 от 24.12.2018 за основу настоящего судебного решения.
Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации г.Пензы и прекращении права собственности Милетеева О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты им администрацией города Пензы возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 289 550 рублей, а именно по 534228,33 руб. каждому. Обязании Милетеева О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. принять возмещение за изымаемое жилое помещение, предоставив администрации города Пензы реквизиты банка и номер счета для перечисления денежных средств, признании перечисления денежных средств Милетеева О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. администрацией города Пензы основанием для регистрации перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> к муниципальному образованию «город Пенза».
В силу п.1 ст.103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой при подаче иска администрация города Пензы в силу НК РФ была освобождена, надлежит взыскать в доход местного бюджета – бюджета муниципального образования «город Пенза» с ответчиков Милетеева О.Г., Гореловой С.В., Макаровой Е.С. в размере 900 рублей – по 300 руб. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Пензы к Милетееву Олегу Геннадьевичу, Гореловой Светлане Владимировне, Макаровой Елене Сергеевне об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения удовлетворить.
Прекратить право Милетеева Олега Геннадьевича, Гореловой Светланы Владимировны, Макаровой Елены Сергеевны на 70/300 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты администрацией города Пензы возмещения за изымаемое жилое помещение в размере по 534 228, 33 рублей каждому.
Обязать Милетеева Олега Геннадьевича, Горелову Светлану Владимировну, Макарову Елену Сергеевну принять возмещение за изымаемые 70/300 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в размере по 534 228, 33 рублей каждого, предоставив администрации города Пензы реквизиты банка и номера счетов для перечисления денежных средств.
Признать перечисление денежных средств Милетееву Олегу Геннадьевичу, Гореловой Светлане Владимировне, Макаровой Елене Сергеевне администрацией города Пензы основанием для регистрации перехода права собственности на принадлежащие им 70/300 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> к муниципальному образованию город Пенза.
Взыскать с Милетеева Олега Геннадьевича, Гореловой Светланы Владимировны, Макаровой Елены Сергеевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 года.
Судья Н.А. Половинко