Дело № 2-604/2020
УИД 18RS0021-01-2020-000500-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 15 июля 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Кулачинской К.С.,
с участием:
истца Гусева В.В.,
представителя ответчика Балобановой Т.В., действующей на основании доверенности №***/М от 16 августа 2019 года, сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусева Владимира Валерьевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Гусев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) (далее по тексту – УПФР в г.Можге) о восстановлении пенсионных прав.
Исковое заявление мотивировано тем, что 09 августа 2019 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как медицинскому работнику, имеющему 25-летний стаж медицинской деятельности.
Решением ответчика №*** от 29.01.2020 года в льготный стаж не были засчитаны следующие периоды его работы: с 12.05.1997 г. по 23.06.1997 г., с 12.01.2004 г. по 20.02.2004 г., с 07.06.2006 г. по 09.06.2006 г., с 09.11.2009 г. по 07.12.2009 г., с 20.10.2014 г. по 30.10.2014 г., с 01.12.2014 г. по 12.12.2014 г. - так как это были периоды нахождения на курсах повышения квалификации и с 14.03.2005 г. по 25.03.2005 г. - так как это период нахождения в командировке на военных сборах с сохранением места работы и средней заработной платы.
Истец считает решение УПФР в г.Можге не обоснованным и не законным, нарушающим его конституционные право на получение пенсии, так как данные периоды являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Повышение квалификации по направлению работодателя является обязанностью работника, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
На основании изложенного, истец просит признать решение №*** от 29.01.2020 об отказе в установлении пенсии незаконным и обязать ответчика включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.1997 по 23.06.1997, с 12.01.2004 по 20.02.2004, с 07.06.2006 по 09.06.2006, с 09.11.2009 по 07.12.2009, с 20.10.2014 по 30.10.2014, с 01.12.2014 по 12.12.2014,период нахождения на военных сборах с 14.03.2005 по 25.03.2005, назначить страховую пенсию с момента подачи заявления 09.08.2019, взыскать с ответчика в пользу истца понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Гусев В.В. исковые требования уточнил, просит суд обязать ответчика включить в льготный стаж с 12.05.1997 по 23.06.1997 в период нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год работы в сельской местности как 1 год 3 месяца, заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Балобанова Т.В. исковые требования ответчика не признала, суду пояснила, что курсы усовершенствования и военные сборы включению в льготный стаж пенсионным законодательством не предусмотрены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
09.08.2019 Гусев Владимир Валерьевич обратился в УПФР в г.Можге с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Можге №*** от 29.01.2020 истцу отказано в установлении пенсии, поскольку стаж на соответствующих видах работ по состоянию на 09 августа 2019 года у Гусева В.В. составляет 25 лет 1 месяц 1 день. Требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ выработана на 09 июля 2019 года, поэтому с учетом применения ч.1.1 ст.30 Закона №400-ФЗ, право на назначение страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 возникает не ранее 09.01.2020 при наличии ИПК 18,6 (ст.35 Закона №400-ФЗ).
При этом, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны следующие периоды:
- с 01.09.1989 по 19.05.1990, с 28.05.1992 по 05.07.1992, с 29.03.1995 по 23.02.1995 – учеба в <***>,
- с 20.05.1990 по 27.05.1992 – <данные изъяты>,
- с 12.05.1997 по 23.06.1997, с 12.01.2004 по 20.02.2004, с 14.03.2005 по 25.03.2005, с 07.06.2006 по 09.06.2006, с 09.11.2009 по 07.12.2009, с 20.10.2014 по 30.10.2014, с 01.12.2014 по 12.12.2014– курсы повышения квалификации.
Согласно исковому заявлению истец просит включить в стаж работы периоды повышения квалификации.
Из трудовой книжки Гусева В.В., справки, уточняющей характер работы от 30.12.2019, и архивной справки архивного фонда от 18.02.2020 №***, выданных <данные изъяты>», усматривается, что Гусев В.В. работал в <данные изъяты> «<данные изъяты>» с 29.03.1995 на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в должности медицинской сестры, фельдшера службы скорой помощи и в период своей работы был направлен на курсы повышения квалификации: с 12.05.1997 по 23.06.1997, с 12.01.2004 по 20.02.2004, с 14.03.2005 по 25.03.2005, с 07.06.2006 по 09.06.2006, с 09.11.2009 по 07.12.2009, с 20.10.2014 по 30.10.2014, с 01.12.2014 по 12.12.2014.
С 01.01.2015 пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ).
С 01.01.2019 действует ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе, на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу п. п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающим право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно подп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В целях установления досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ оценка пенсионных прав истца по спорным периодам пенсионным органом произведена с применением постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
В соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и списком № 781 работа в должности фельдшера в больнице засчитывается в льготный стаж работы.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее по тексту Правила № 781).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (п. 2 Правил № 781).
В соответствии с п.4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются законодателем к выполнению служебных обязанностей по той должности, в которой работник направлялся на указанные курсы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истец состоял в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно справки, выданной <***> <***>» в вышеуказанные периоды Гусев В.В. находился на курсах повышения квалификации, за данные периоды времени сохранялась заработная плата и производились отчисления во внебюджетные фонды. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Гусев В.В. работал полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
В силу занимаемой должности, истец был обязан периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», Приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца. При этом, деятельность в период с 12 мая по 23 июня 1997 года подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности, в связи с применением Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На дату обращения с заявлением о назначении пенсии (09.08.2019) продолжительность специального стажа, признанного ответчиком, у Гусева В.В. составляла 25лет 1 месяц 1 день. Принимая во внимание, что спорные периоды ответчиком незаконно не зачтены в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ Гусева В.В. выработана по состоянию на 09.08.2019. Соответственно, на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у Гусева В.В. имелось право на её назначение. Следовательно, решение УПФР в г. Можге №*** от 29.01.2020 об отказе в установлении пенсии в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от 25.02.2020. В связи с тем, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гусева Владимира Валерьевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) №331551/19 от 29.01.2020 в части.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Гусеву Владимиру Валерьевичу в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды с 12.05.1997 по 23.06.1997 (данный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности), с 12.01.2004 по 20.02.2004, с 14.03.2005 по 25.03.2005, с 07.06.2006 по 09.06.2006, с 09.11.2009 по 07.12.2009, с 20.10.2014 по 30.10.2014, с 01.12.2014 по 12.12.2014 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.08.2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу Гусева Владимира Валерьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение вынесено 15 июля 2020 года.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Ходырева