Решение по делу № 2-123/2018 ~ М-109/2018 от 05.06.2018

Дело № 2-123/2018                                                                                             Подлинник                                                                                                                                                                       

                                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2018 года                                                                  село Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Петровой Л.С.,

при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,

с участием истца Гришаниной Маргариты Григорьевны,

ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района Петерсон Вероники Геннадьевны,

третьего лица - Гришанина Владимира Анатольевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришаниной Маргариты Григорьевны к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с 16 мая 2013 года,

у с т а н о в и л:

Гришанина М.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с 16 мая 2013 года.

Свои требования мотивировала тем, что она состояла в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по праву правопреемства после смерти матери ФИО4

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года учетное дело , неправомерно переоформленное на нее и переведенное в категорию «инвалиды», приведено в соответствие, с указанием первоначального заявителя по делу Гришанина В.А. с момента подачи им заявления - 14.04.2003 года и отнесено в категорию «работающие».

С данным решением она не согласна и считает его незаконным в связи с тем, что она имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки, как лица выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также нормами Федерального закона предусмотрено правопреемство очереди.

Кроме того, указывает, что переоформления очереди фактически не было, так как ее мать получила инвалидность в 2010 году, встала в очередь ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно, указав в качестве члена семьи в том числе и зятя, который в судебном порядке был признан членом ее семьи.

Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить ее в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с 16 мая 2013 года, с даты принятия решения о переводе очереди с ее мужа ФИО6 на мать ФИО4

В судебном заседании истец Гришанина М.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, дополнительно суду пояснила, что первоначальным заявителем по учетному делу № 876 с 17.04.2003 года являлся его супруг ФИО11 с составом семьи из 2-х человек (муж и она). В связи с установлением 01.11.2010 года ее матери <данные изъяты> инвалидности I группы, она <данные изъяты> стала проживать вместе с ними по адресу: <адрес> и была зарегистрирована по указанному адресу. ФИО14 в силу своего состояния здоровья не могла самостоятельно передвигаться, нуждалась в постоянном постороннем уходе, но разговаривала. Впоследствии, решением Кочевского районного суда от 29 января 2013 года ФИО12 была признана членом семьи ФИО15 и участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». 24 апреля 2013 года по просьбе ФИО16 было подано в Администрацию Кочевского муниципального района заявление о переоформлении очереди на ФИО17 и переводе в категорию «инвалиды». По указанному заявлению Администрацией Кочевского муниципального района 16.05.2013 года было принято положительное решение. 26.12.2013 года ФИО18 умерла. После ее смерти учетное дело было переоформлено на нее ФИО19 и оставлено в категории «инвалидов». Она ежегодно представляла в Администрацию района заявления, подтверждая свое право состоять в очереди. Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года учетное дело неправомерно переоформленное было приведено в соответствие и возвращено в категорию «работающих» с первоначальным заявителем ФИО20 С данным решением она не согласна. Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года № 18 незаконным и восстановить ее в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с даты подачи заявления 24.04.2013 года.

Представитель Администрации Кочевского муниципального района Петерсон В.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что в ходе инвентаризации учетного дела было установлено, что первоначальным заявителем по делу являлся ФИО6 Впоследствии, учетное дело было переоформлено на ФИО4 - тещу ФИО6 и переведено в категорию «инвалиды». В соответствии с нормами Федерального закона № 125-ФЗ, переоформление очереди с одной категории на другую в связи с изменившимися условиями возможно только в отношении лица, являющегося заявителем. Поскольку учетное дело было неправомерно переоформлено, решением жилищной комиссии Администрации района оно было приведено в соответствие, с указанием первоначального заявителя по делу ФИО6 с момента подачи им заявления - ДД.ММ.ГГГГ и отнесено в категорию «работающие».

Третье лицо Гришанин В.А. поддержал заявленные исковые требования Гришаниной М.Г.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Кривоносов П.Д., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв. (л.д. 50-53)

Из отзыва следует, что Министерство считает исковые требования не подлежащими удовлетворению,поскольку нормы Федерального закона № 125-ФЗ и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусматривают возможность переоформления очереди на получение жилищной субсидии с одного гражданина на другого с изменением категории очередности либо без изменения таковой. Кроме того, отсутствовали основания для определения ФИО4 в очередь «инвалиды», так как ей не была установлена инвалидность I и II группы вследствие трудового увечья, она не являлась инвалидом с детства.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле вышеуказанного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

         В силу ст. 5 Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела , первоначальным участником подпрограммы по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО6, который был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Северав категории «работающие», с составом семьи из двух человек (он и супруга ФИО3)

Решением Кочевского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 - теща ФИО6 была признана членом его семьи. (л.д. 30-31)

По заявлению ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27) учетное дело переоформлено на тещу ФИО4 и переведено в категорию «инвалиды» по дате вступления в законную силу решения Кочевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 34)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. (л.д. 32)

По заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО4 переоформлено на дочь ФИО3 и оставлено в категории «инвалиды» по дате перевода в данную категорию с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 36)

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело переоформленное на ФИО3 и переведенное в категорию «инвалиды» приведено в соответствие, с указанием первоначального заявителя по учетному делу ФИО6, по дате подачи им заявления - с ДД.ММ.ГГГГ, категория «работающие». (л.д. 7, 40)

Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского района, Гришанина М.Г. обратилась с иском в суд.

С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Исходя из приведенных норм постановке на учет подлежат только лица, у которых возникло это право.

Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, предоставляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: заявление по форме согласно приложению № 1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению № 2, к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения (п.п. 9, 10 Положения).

Согласно п. 14 Положения, в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения.

Согласно п. 16 Положения, на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.

С учетом изложенных выше нормативно правовых актов, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 на момент переоформления очереди, соответствовала всем условиям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, так как прибыла в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, не позднее 01 января 1992 года, имела общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет, не имела жилья в других регионах Российской Федерации, за пределами районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

ФИО9 имела самостоятельное право на получение субсидии на переселение, ранее решением суда она была признана членом семьи заявителя ФИО6 и состояла в качестве члена его семьи, являлась инвалидом первой группы.

Несмотря на то, что отдельного заявления от ФИО4 в Администрацию района о переоформлении очереди на нее не поступало, таковым заявлением, исходя из представленных доказательств, суд считает заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении очереди на тещу, поскольку волеизъявление ФИО4 состоять в очереди в категории «инвалидов» имелось, однако в силу своей болезни она не могла его зафиксировать.

Как было установлено ранее, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО4 в связи с ее смертью правомерно было переоформлено на дочь Гришанину М.Г.

Довод представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края о том, что отсутствовали основания для определения ФИО4 в очередь «инвалиды I и II групп, инвалиды детства», поскольку инвалидность ей установлена не вследствие трудового увечья и она не являлась инвалидом с детства является несостоятельным и противоречащим ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гришаниной М.Г. в полном объеме.

          В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Гришаниной М.Г. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.

         Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Гришаниной Маргариты Григорьевны, удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о приведении учетного дела в соответствие, незаконным.

Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Гришанину Маргариту Григорьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категорию «инвалиды», по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, вместо умершей матери ФИО4.

Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Гришаниной Маргариты Григорьевны судебные расходы в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 22 июня 2018 года.

Судья                                                                                                              Л.С. Петрова

2-123/2018 ~ М-109/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гришанина Маргарита Григорьевна
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры ПК
Администрация Кочевского муниципальногог района, представитель Петерсон В.Г.
Другие
Гришанин Владимир Анатольевич
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Петрова Лариса Степановна
Дело на странице суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
05.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2018Судебное заседание
22.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Дело оформлено
19.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее