Дело № 12-5/2020
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года пос. Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Антонов Н.И., рассмотрев жалобу ООО «Муезерский водоканал» на постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ,
установил:
Постановлением врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Муезерский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
С постановлением не согласно ООО «Муезерский водоканал». В жалобе со ссылкой на письмо ФАС России от 14.06.2016 N АД/40064/16 "О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" указывает, что передача прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии ч. 3 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Договор аренды таких объектов, заключенный с нарушением требований ч.ч. 3, 33 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе, путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.
Поскольку все переданные ООО «Муезерский водоканал» объекты водоснабжения и водоотведения п. Муезерский были введены в эксплуатацию более чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, могло быть заключено только концессионное соглашение, а заключенные между администрацией Муезерского городского поселения и ООО «Муезерский водоканал» договор аренды объектов водоснабжения № и договор аренды объектов водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, являются ничтожными и не влекут юридических последствий. В таком случае требования по состоянию объектов водоснабжения и водоотведения должны предъявляться к собственнику данного имущества, не принявшему мер к заключению концессионного соглашения.
Кроме того, объекты, указанные в п. 1 оспариваемого постановления (артезианская скважина), отсутствуют в акте приема-передачи к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, как передаваемые объекты. ООО «Муезерский водоканал» просит отменить оспариваемое постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Муезерский водоканал» - директор Мисько Я.Г. и защитник Юрчик В.Л., действующий по доверенности, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Защитник пояснил, что исходя из доводов жалобы ООО «Муезерский водоканал» не является субъектом правонарушения, в совершении которого признано виновным.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах Павловская С.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 4 ст. 8.42 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п.п. 1.3., 1.4., 1.5. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п.п. 3.2.1.1., 3.2.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В соответствии с п.п. 3.3.1.1., 3.3.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в п. п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3. Не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками.
В силу п. 1.17 СанПин 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с п.п. 3.1., 3.2. Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" (далее СП 2.1.5.1059-01) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов осуществляется санитарная охрана подземных вод. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.
Согласно разделу 4 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.) (п. 4.1.1.). Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
Из указанных правовых норм следует, что использование юридическим лицом, водного объекта, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможно только из разрешенного к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации источника, и при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Использование водного объекта, отнесенного к территории первого пояса зоны санитарной охраны, без проекта ЗСО источника водоснабжения и выполнения иных предъявляемых к территории ЗСО требований, то есть с нарушением предусмотренных п.п. 1.4., 1.5., 1.17., 3.2.1.1., 3.2.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п. 3.1., 3.2. Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" и разделом 4 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" требований, на использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ органом Роспотребнадзора внеплановой выездной проверки ООО «Муезерский водоканал», осуществляющего на основании заключенных с администрацией Муезерского городского поселения договора аренды объектов водоснабжения № и договора аренды объектов водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, водоснабжение и водоотведение на территории п. Муезерский, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а именно:
- территория, прилегающая непосредственно к артезианской скважине п. Муезерский (в районе старого поселка), то есть территория первого пояса ЗСО скважины, не ограждена, не обеспечена охраной, не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, не имеет твердого покрытия. На территории, непосредственно прилегающей к скважине, расположена грунтовая проездная дорога, рядом расположены земельные участки с жилыми домами, хозяйственными постройками и огородами. На территорию имеется свободный доступ людей и транспортных средств. (3.2.1.1., 3.2.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02, п.п. 3.1., 3.2. СП 2.1.5.1059-01);
- территории, прилегающая непосредственно к водозаборным сооружениям (район реки Муезерка), то есть территория первого пояса ЗСО, ограждена частично, на въезде на территорию водозабора установлены ворота, которые при проведении проверки были открыты, территория водозабора не обеспечена охраной, не спланирована, не имеет твердого покрытия, сбор и очистка ливневых стоков с территории не организован, очистные сооружения для ливневых стоков отсутствуют. На территории водозаборных сооружений растут высокоствольные деревья. На территорию имеется свободный доступ людей. Акватория первого пояса ЗСО не ограждена буями и другими предупредительными знаками. (п.п. 3.3.1.1., 3.3.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02, раздел 4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; материалами проведенной органом Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ проверки (Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами), согласно которым в ходе проведенной проверки ООО «Муезерский водоканал» выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований при использование территории первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - водозаборных сооружений в районе реки Муезерка и артезианской скважины (старый поселок); сообщением администрации Муезерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес органа Роспотребнадзора; иными материалами дела.
Результаты проведенной органом Роспотребнадзора проверки (акт проверки) юридическим лицом в установленном законом порядке не оспорены.
Указанные доказательства соответствуют требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 26.2, ст.ст. 26.7, 26.8 КоАП РФ, подтверждают наличие события и состава вмененного административного правонарушения и виновность ООО «Муезерский водоканал» в совершении инкриминированного правонарушения.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия (бездействие) ООО «Муезерский водоканал» образуют объективную сторону состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, и правильно квалифицированы должностным лицом органа Роспотребнадзора.
Доводы жалобы о том, что ООО «Муезерский водоканал» в силу ничтожности заключенных с нарушением ч.ч. 3, 33 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения Муезерского городского поселения, не является субъектом вмененного административного правонарушения, не состоятельны и не освобождают юридическое лицо от административной ответственности по следующим основаниям.
Действительно, в силу требований ч. 1 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии ч. 3 ст. 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Из указанных правовых норм следует, что если все предполагаемые к передаче объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, были введены в эксплуатацию более чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами возможна только по концессионным соглашениям.
В нарушение указанных положений, между администрацией Муезерского городского поселения и ООО «Муезерский водоканал» ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения № и объектов водоотведения №, расположенных на территории Муезерского городского поселения Муезерского района Республики Карелия.
Заключение указанных договоров аренды вызвано отменой распоряжением администрации Муезерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № результатов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории Муезерского городского поселения, с целью бесперебойного обеспечения услугами водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 1.2 договоров аренды № и №, имущество, переданное арендатору, подлежит использованию исключительно в целях бесперебойного снабжения потребителей на территории Муезерского городского поселения коммунальными услугами водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующим законодательством. Передаваемое имущество находится в исправном состоянии, отвечающем требованиям к эксплуатируемым объектам (п. 1.4. Договоров). Техническая и коммерческая эксплуатация должна обеспечивать безопасное использование имущества в соответствии с предусмотренными договорами целями аренды.
Согласно п. 2.3.4. Договоров, арендатор обязан поддерживать арендуемые системы и объекты водоснабжения и водоотведения в исправном состоянии, обеспечивать их сохранность, соблюдать требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора. Соблюдать требования надзорных и контролирующих органов, установленные для эксплуатации арендуемого имущества, согласно законодательству Российской Федерации. Содержать имущество в надлежащем санитарном состоянии.
Из актов приема-передачи предусмотренного договорами аренды имущества следует, что претензий по качеству переданного имущества арендатор, то есть ООО «Муезерский водоканал», не имеет.
В установленном законом порядке (ст. 166 ГК РФ) требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки ООО «Муезерский водоканал» не заявляло, и такие последствия не применялись. Заключенные договоры аренды в судебном порядке не оспаривались и до настоящего времени не расторгнуты.
В соответствии с п. 15 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении водоотведении» юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем организация, является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение.
Как установлено при рассмотрении жалобы, ООО «Муезерский водоканал» на основании договоров аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения № и объектов водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов этих систем на территории Муезерского городского поселения и на возмездной основе оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению, то есть является коммерческой организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, получающей прибыль.
Фактическое осуществление уставной хозяйственной деятельности по водоснабжению и водоотведению с извлечением прибыли и с эксплуатацией переданных в аренду объектов муниципальной собственности, ООО «Муезерский водоканал» не оспаривается и подтверждается как письменными материалами дела, так и пояснениями директора Общества Мисько Я.Г. в судебном заседании.
С учетом изложенного, условий договоров аренды и положений ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ООО «Муезерский водоканал», эксплуатируя централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, являясь организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, обязано выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Следовательно, ООО «Муезерский водоканал» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42. КоАП РФ.
Ссылка ООО «Муезерский водоканал» на отсутствие в являющемся приложением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ акте приема-передачи указанного в п. 1 оспариваемого постановления объекта – артезианской скважины (расположенной в районе старого поселка), при фактическом использовании и эксплуатации обществом данного водного объекта в качестве подземного источника водоснабжения, не освобождает общество от обязанности соблюдать требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и действующих санитарных правил.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением положений ст. 24.1 КоАП РФ. Постановление о привлечении ООО «Муезерский водоканал» к административной ответственности, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, и оснований полагать о его несоответствии характеру допущенного нарушения не имеется. При назначении наказания учтены характер правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При указанных обстоятельствах, постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Муезерский водоканал» вынесено с учетом требований законодательства, обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным, обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ судья
решил:
Постановление врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ООО «Муезерский водоканал», оставить без изменения, а жалобу ООО «Муезерский водоканал» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья- Н.И. Антонов