УИД 70RS0001-01-2020-007157-72
Дело № 2а-226/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.02.2021 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Пастуховой М.И.
помощник судьи Гоголинская С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием административного ответчика Давыдова В.В. административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Давыдову ВВ о взыскании налога на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску (далее - ИФНС России по г.Томску) обратилась в суд с административным иском к Давыдову В.В. о взыскании налога на имущество физических лиц. В обоснование требований указано, что Давыдов В.В. является собственником жилых помещений, плательщиком налога на имущество физических лиц. На основании ст.ст. 403, 404, 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщику произведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы, направлены налоговые уведомления от 23.08.2017 № 118028, от 04.07.2015 № 31818897. В установленный срок налог на имущество физических лиц не уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 624,53 руб. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ Давыдову В.В. направлены требования об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 48033 руб., пени в размере 624,53 руб. Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Томска от 21.05.2020 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени в размере 48657,85 руб. на основании заявления ответчика отменен определением мирового судьи от 18.06.2020. Просит взыскать с Давыдова В.В. в пользу соответствующего бюджета налог на имущество физических лиц в размере 48033 руб., пени в размере 624,85 руб.
В судебное заседание представитель административного истца инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Давыдов В.В. административные исковые требования не признал, указал, что поскольку данные объекты недвижимого имущества используются им, как плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, в предпринимательской деятельности, что подтверждается представленными договорами аренды, он подлежит освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц.
Изучив доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как устанавливает ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Аналогичные положения содержатся также в п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
В соответствии с НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19); обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна производиться налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (ст. 45).
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, следует из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица, что Давыдову В.В. на праве собственности принадлежат квартира, расположенная по адресу: /________/, иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: /________/ с 14.01.2017, иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: /________/ с 29.12.2010.
Таким образом, на основании ст. 400, 401 НК РФ Давыдов В.В. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы в связи с нахождением в его собственности указанного недвижимого имущества. Доказательств внесения изменений в установленном порядке относительно иного собственника указанного объекта недвижимого имущества, административным ответчиком не представлено.
Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года.
Указанная норма введена в действие Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
В редакции, действовавшей в 2016, 2018 годах устанавливалось, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определялась исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налоговая база определялась в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
Приказами Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 установлен коэффициент-дефлятор на 2016 год в размере 1,329, от 30.102017 N 579 установлен коэффициент-дефлятор на 2018 год в размере 1,481.
В соответствии с ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно решению Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» (действующему в налоговые периоды 2016, 2018 годах) налоговая база по налогу на имущество физических лиц определялась исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в соответствии со ст. 404 НК РФ с учетом п. 3 ст. 402 НК РФ.
Решением Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» устанавливались ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения.
Сумма налога исчислялась налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчислялась на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (ст. 408 НК РФ).
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Поскольку в силу ст.ст. 362, 408 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
ИФНС по г.Томску произведено начисление Давыдову В.В. налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 471 руб., за 2018 год в размере 46 562 руб. Расчет налога произведен путем умножения налоговой базы на налоговую ставку с учетом доли в праве и количества месяцев владения в году.
Административным истцом направлялись Давыдову В.В. налоговые уведомления №118028 от 23.08.2017 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1471 руб. со сроком исполнения до 01.12.2017; № 31818897 от 04.07.2019 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 46 562 руб. со сроком исполнения до 02.12.2019. Указанные уведомления оставлены административным ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пени, начисленная на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Поскольку Давыдовым В.В. в установленный срок налог на имущество физических лиц не уплачен в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 624,85 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗВ случае, если сумма недоимки менее 500 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, направлялось налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
В редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, направлялось налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Поскольку налоговым уведомлением № 118028 от 23.08.2017 установлен период времени для уплаты налога до 01.12.2017, днем выявления недоимки следует считать 02.12.2017.
В адрес ответчика направлено требование об уплате налога № 22044 от 09.02.2018, согласно которому ответчику предложено погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1471 руб., выставленного в налоговом уведомлении № 118028 от 23.08.2017, пени за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 26,61 руб. со сроком уплаты до 28.03.2018.
Также в адрес ответчика направлено требование об уплате налога № 100068 от 27.06.2018, согласно которому ответчику предложено оплатить пени на налог на имущество физических лиц, начисленные на сумму 1471 руб., за период с 09.02.2018 по 26.06.2018 в размере 49,65 руб. в срок до 10.08.2018.
Таким образом, налоговым органом требования № 22044 от 09.02.2018, № 100068 от 27.06.2018 направлены без попуска установленного срока.
Учитывая, что налоговым уведомлением № 318188977 от 04.07.2019 установлен период времени для уплаты налога до 02.12.2019, днем выявления недоимки следует считать 03.12.2019.
В адрес ответчика направлено требование об уплате налога № 9366 от 28.01.2020, которым ответчику предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 46562 руб., выставленного в налоговом уведомлении №31818897 от 04.07.2019, пени за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 548,27 руб. со сроком уплаты до 13.03.2020.
Таким образом, требование об уплате налога № 9366 от 28.01.2020 направлено налоговым органом в установленный трехмесячный срок со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требования об уплате налога № 100068 от 27.06.2018, № 9366 от 28.01.2020 направлены почтой, что подтверждается списками №№ 713, 973.
Требования об уплате налога № 22044 от 27.06.2018 налоговым органом в адрес ответчика направлено через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотом программы «АИС Налог-3 ПРОМ» от 20.12.2020.
Требования об уплате налога, направленные ИФНС по г.Томску в адрес Давыдова В.В. по форме и содержанию соответствует положениям закона (п. 5 ст. 69 НК РФ) и форме, утвержденной приказом ФНС России № ММВ-7-8/662@ от 03.11.2012 «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации», содержит сведения о сумме задолженности по налогам, размере пени, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ). Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ и гл. 32 КАС РФ, при этом их содержание свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафа.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд (п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В редакции от 03.07.2016 N 243-ФЗ устанавливалось, что указанное заявление о взыскании подавалось налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышала 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ, ч. 2 ст. 92 КАС РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Требование об уплате налога № 22044 от 09.02.2018, согласно которому ответчику предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1471 руб., выставленного в налоговом уведомлении № 118028 от 23.08.2017, пени за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 26,61 руб. в срок до 28.03.2018, в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
Требование об уплате налога № 100068 от 27.06.2018, согласно которому ответчику предложено оплатить пени на налог на имущество физических лиц за период с 09.02.2018 по 26.06.2018 в размере 49,65 руб. в срок до 10.08.2018, в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
Учитывая, что общая сумма задолженности по требованиям № 22044 от 09.02.2018, № 100068 от 27.06.2018 не превысила 3000 руб. в силу ст. 48 НК РФ налоговый орган не имел права, в шестимесячный срок, обратится с заявлением о взыскании данной недоимки.
Как следует из скриншоты программы «АИС Налог-3 Пром» Давыдову В.В. налоговым органом начислялся налог за 2017 год в размере 41204 руб. со сроком уплаты 03.12.2018.
Указанные сведения согласуются с ответом на запрос суда из ИФНС по г.Томску от 20.01.2021 из которого следует, что Давыдову В.В. производилось начисление налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 41204 руб., при этом в отношении Давыдова В.В. не принималось решение о предоставлении льготы, не выставлялось требование, не производилось взыскание по налогу за 2017 год.
Таким образом, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога № 22044 от 09.02.2018, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, по состоянию на 03.12.2018 сумма налога превысила 3 000 руб., в связи с чем налоговый орган имел право на обращение в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Требование об уплате налога № 9366 от 28.01.2020, согласно которому ответчику предложено задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 46 562 руб., выставленного в налоговом уведомлении № 31818897 от 04.07.2019, пени за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 548,27 руб. со сроком уплаты до 13.03.2020. Соответственно, шестимесячный срок обращения в суд общей юрисдикции истекал 13.09.2020.
Из материалов дела следует, что 21.05.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Томска вынесен судебный приказ о взыскании с Давыдова А.А. в пользу ИФНС России по г.Томску задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 48033 руб., пени в размере 624,53 руб.
Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога и пени налоговый орган обратился к мировому судье по требованиям № 22044 от 09.02.2018, № 100068 от 27.06.2018 с пропуском срока, по требованию № 9366 от 28.01.2020 без нарушения срока обращения за взысканием в суд.
18.06.2020 определением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Томска отменен судебный приказ от 21.05.2020. Соответственно, срок обращения в суд общей юрисдикции истекал 18.12.2020.
В Кировский районный суд г.Томска налоговый орган с административным исковым заявлением к Давыдову В.В. обратился 25.11.2020, т.е. без пропуска срока, установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст. 95 НК РФ). Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Налоговым органом доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Пропуск без уважительных причин установленного законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 10707/08 суд указал, что обязанность по уплате пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после ее исполнения. Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
На основании изложенного, налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку, по которой налоговый орган пропустил сроки принудительного взыскания, установленные статьями 46, 47, 48 НК РФ. Требование о взыскании пени производно от взыскания основного платежа, поскольку пени начисляются только при наличии недоимки, обязанность по уплате пени оканчивается с прекращением основного обязательства.
При таких обстоятельствах, несоблюдение ИФНС России по г.Томску установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени за 2016 год является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в части требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 1471 руб., пени за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 26,61 руб., за период с 09.02.2018 по 26.06.2018 в размере 49,65 руб.
При этом налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога за 2018 год, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены.
Ответчик, возражая против удовлетворения административных исковых требований, указал, что поскольку данные объекты недвижимого имущества используются им, как плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, в предпринимательской деятельности, что подтверждается представленными договорами аренды, он подлежит освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и являющиеся собственниками имущества, используемого для осуществления своей предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на имущество физических лиц (в отношении такого имущества). В отношении иного имущества указанные индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях.
Согласно п. 6 ст. 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик – физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика – физического лица возникло право на налоговую льготу.
В силу п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно под. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.11.2017 №34-П «По делу о проверке конституционности п. 8 ст. 75, под. 3 п. 1 ст. 111 и под. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ в связи с жалобой акционерного общества «Флот Новороссийского морского торгового порта», в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено НК РФ: под. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ относит к числу обязанностей налоговых органов информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, а под. 5 п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обязывают налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дает Минфин России. Кроме того, Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (п.п. 1 и 2, под.5.6 и 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506).
Следовательно, налоговые органы обязаны учитывать последовательные разъяснения компетентного органа относительно применения налогового законодательства.
Как следовало из письма ФНС РФ от 04.08.2010 N ШС-17-3/847 для подтверждения права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц индивидуальные предприниматели подавали в налоговые органы заявление в произвольной форме об освобождении от уплаты данного налога в отношении указываемых в заявлении объектов недвижимости. В налоговые органы подставлялись документы, подтверждающие факт использования объектов недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. Документами, подтверждающими сдачу в аренду нежилых помещений, являются договоры аренды с арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществления данного вида деятельности, и любые другие документы, подтверждающие использование имущества для осуществления предпринимательской деятельности в период применения упрощенной системы налогообложения. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/1 и от 01.02.2010 N 03-05-04-01/06.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ утверждены форма заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц, порядок заполнения формы заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц.
Согласно п. 4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2018.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2018 № 03-05-04-01/23385 налогоплательщикам – физическим лицам, которым предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц до 01.01.2018 и которые имеют право на их применение после 01.01.2018, вправе не представлять после 01.01.2018 заявление о предоставлении налоговой льготы.
При отсутствии указанного заявления, а также сообщения об отказе от применения льготы налоговый орган предоставляет льготу на основании полученных им сведений (п. 9.4 ст. 85, п. 6 ст. 407 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.04.2018 N 03-05-04-01/23385; Информация ФНС России от 25.11.2020).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 02.12.2020 основным видом деятельности Давыдова В.В. с 12.05.2008 является аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом.
Из ответа на запрос суда из ИФНС по г.Томску от 22.01.2021 следует, что Давыдову В.В. предоставлялась налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, в связи с использованием имущества в предпринимательской деятельности, применением упрощенной системы налогообложения.
Давыдовым В.В. сообщение об отказе от применения налоговой льготы в налоговый орган не направлялось. Напротив Давыдовым В.В. направлялись жалобы в УФНС РФ по Томской области на действия налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц, в которых им указывалось, что нежилые помещения, расположенные по адресу: /________/ используются в предпринимательской деятельности.
Из договоров аренды от 15.01.2016, 12.01.2018 следует, что арендодатель (ИП Давыдов В.В.) обязался предоставить арендатору (ООО «Налоговая помощь») за плату во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: /________/, с кадастровыми номерами 70:21:0100050:1920 и 70:21:0100050:1925.
Согласно договору аренды от 01.01.2018 арендодатель (ИП Давыдов В.В.) обязался предоставить в арендатору (ООО «Клиника Афазия») за плату во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: /________/
Фактическая реализация договоров аренды от 15.01.2016, 12.01.2018, 01.01.2018 подтверждается справками, выданными ООО «Клиника Афазия», ООО «Налоговая помощь», из которых следует, что ООО «Налоговая помощь» арендует нежилые помещения, расположенные по адресу: /________/ с 2016, ООО «Клиника Афазия» арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: /________/ с 2018 года.
Давыдовым В.В. в ИФНС России по г.Томску подавались налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетные период 2016, 2018 года, из которых следует, что им осуществлялась деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом (код вида экономической деятельности по ОКВЭД 68.20).
С учетом разъяснений данных Министерством финансов Российской Федерации в письме от 09.04.2018 № 03-05-04-01/23385, предоставления Давыдову В.В. налоговой льготы за 2015 год в связи с использованием имущества в предпринимательской деятельности, применением упрощенной системы налогообложения, направления административным истцом налоговых деклараций, указывающих на продолжение осуществления деятельности по аренде недвижимым имуществом, суд приходит к вывод, что Давыдов В.В. был вправе не подавать после 01.01.2018 заявления о предоставлении налоговой льготы.
При этом суд исходит из предусмотренного п. 7 ст. 3 НК РФ принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; права налогового органа истребовать документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности в ходе камеральной налоговой проверки, выездной налоговой проверки в соответствии со ст.ст. 88, 89 НК РФ, в случае наличия оснований полагать, что Давыдовым В.В. прекращена деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 1471 руб., пени за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 26,61 руб., за период с 09.02.2018 по 26.06.2018 в размере 49,65 руб.; за 2018 год в размере 46 562 руб., пени за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 548,27 руб. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Давыдову ВВ о взыскании в пользу соответствующего бюджета задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы в размере 48 033 руб., пени за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 624,53 руб. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Желтковская Я.В.
Верно
Судья: Желтковская Я.В.
Секретарь: Пастухова М.И.