Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 14 ноября 2018 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-741/18 по административному исковому заявлению Воробьевой Валентины Андреевны о признании недействующим Правил землепользования и застройки территории городского поселения Дрезна, утвержденных решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района от 22 декабря 2017 года № 145/20 в части установления зоны «П» в отношении земельного участка расположенного под гаражом № 5 с кадастровым номером: 50:24:0020203:24, расположенного по адресу: Московская область, г.п. Дрезна, ул. Парковая,
установил:
Воробьева В.А. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Правил землепользования и застройки территории городского поселения Дрезна, утвержденных решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района от 22 декабря 2017 года № 145/20 в части установления зоны «П» в отношении земельного участка расположенного под гаражом № 5 с кадастровым номером: 50:24:0020203:24, расположенного по адресу: Московская область, г.п. Дрезна, ул. Парковая.
Из заключений Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, следует, что на основании решений муниципальных органов земельный участок под гаражом административного истца относиться к нескольким функциональным (территориальным) зонам К (зона объектов коммунального назначения), П (производственная зона), а также находиться в защитной зоне объекта культурного значения, что само по себе противоречит не только действующему законодательству, но и непосредственно функциональному назначению, всех вышеперечисленных зон на одной и той же территории, а именно: зона объектов коммунального назначения-К предназначена для размещения объектов коммунального назначения, обслуживания и хранения автотранспорта, а производственная зона (П), - для размещения производственных объектов и объектов обеспечивающих их функционирование, охранная зона объекта культурного наследия предполагает крайне ограниченное использование такой зоны.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса, в состав земель населенных пунктов могу входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, части 2 статьи 85 Земельной кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
При утверждении ГП и ПЗЗ г. Дрезны не было учтено фактическое землепользование, нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах, что противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и ч. 2 статьи 85 ЗК РФ, создаёт неопределенность правового режима земельного участка, препятствует использовать принадлежащий административному истцу гаражный бокс, а также поставить на кадастровый учет и получить в собственность земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, то есть реализовать свои права, гарантированные ст. 35 ЗК РФ и ст. 35 Конституции РФ.
Кроме того, информация о том, что участок расположен в защитной зоне объектов культурного наследия, ничем не подтверждена, кем и когда, а главное какой объект признан культурным наследием в заключении Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области не указано и правомочно ли предполагаемый ОКН признан таковым, в ГП г. Дрезны, на который дана ссылка в заключении, также данных сведений не содержится.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов г.о. Ликино-Дулево административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что административному истцу было выдано решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», отказ от 16.03.18г. №811.
Есть противоречие между категорией (земли населенных пунктов) и видом разрешенного использования (культурное наследие). Гараж, находится в собственности административного истца, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из этого следует, что невозможно использовать земельный участок под гаражом по его назначению.
Вместе с тем у административного истца есть ответ из Главного управления архитектуры и градостроительства МО от 06.07.2018г., в котором сообщается, что предложения о внесении изменений в утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования городского поселения Дрезна в части отнесения территории под существующими гаражными боксами по ул. Парковая, г. Дрезна к зоне «К» - «Коммунальная зона» будут рассмотрены в установленном порядке при разработке генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа Ликино-Дулёво в соответствии с государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2017 - 2021 годы. Планируемый срок утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Ликино- Дулёво Московской области - первый квартал 2019 года.
Часть существующих гаражных боксов на указанной территории расположена в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, нач. XX в.», поставленного на государственную охрану постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002г. № 84/9, расположенного по адресу: г. Дрезна, ул. Парковая, 7.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (Памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» - в границах защитных зон в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Право пользования административного истца своим гаражом администрация городского округа Ликино-Дулёво никак не нарушает. Для предоставления в собственность земельного участка под гаражом административному истцу необходимо пройти утвержденную процедуру по внесению изменений в спорную документацию по городу Дрезна.
Представитель заинтересованного лица - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 2 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки включают в себя:
порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
карту градостроительного зонирования;
градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Статьей 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Земельный участок под гаражом с кадастровым номером 50:24:0020203:24 не сформирован, отнесение его к определенной территориальной зоне невозможно, поскольку границы территориальных зон не могут пересекать границы земельных участков.
Прокурор полагала административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Оспариваемый ПЗЗ противоречит Генеральному плану, т.к. согласно Генеральному плану земельный участок под гаражом расположен в функциональной зоне, в которой возможно размещение гаража.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд находит требования, заявленные Воробьевой В.А., подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса и не противоречащих ему других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные акты, которые не должны противоречить Кодексу.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Генеральные планы поселений – в соответствии с п. 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ - являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно положениям пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Частью 4 статьи 7 Закона установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 части 1 статьи 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения регламентирована статьей 24 ГрК РФ.
Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского района Московской области от 02 июня 2017 года № 46/10 утвержден Генеральный план городского поселения Дрезна Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского района Московской области от 22 декабря 2017 года № 145/20 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Дрезна Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции с соблюдением требований к форме нормативного правового акта. Нормативный правовой акт опубликован в официальном издании городского поселения. Указанные обстоятельства административными истцами не оспариваются.
Административный истец является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Дрезна, ул. Парковая.
Воробьева В.А. обращалась в администрацию Орехово-Зуевского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного под гаражным боксом, решением администрации Воробьевой было отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». По тем основаниям, что согласно ПЗЗ, земельный участок расположен в функциональных зонных, которые не предусматривают возможность расположения гаражного бокса.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Территориальное зонирование, установленное ПЗЗ, земельного участка, расположенного по адресу: г. Дрезна, ул. Парковая, на котором находится гаражный бокс, принадлежащий на праве собственности административному истцу, не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне. Правила землепользования и застройки городского поселения Дрезна не соответствуют требованиям установленным ЗК РФ и ГрК РФ.
В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного Кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии Генеральному плану муниципального образования.
Генеральным планом городского поселения Дрезна Орехово-Зуевского района Московской области, земельный участок под гаражом административного истца отнесен к функциональной зоне «К» (зона объектов коммунального назначения), которая допускает возможность размещения гаражных боксов. Правилам землепользования и застройки городского поселения Дрезна, земельный участок под гаражом административного истца относится к территориальной зоне «П» (производственной зоне), соответственно в данном случае не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки территории городского поселения Дрезна, в части установления зоны «П» в отношении земельного участка расположенного под гаражом № 5 с кадастровым номером: 50:24:0020203:24, расположенного по адресу: Московская область, г.п. Дрезна, ул. Парковая.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Воробьевой Валентины Андреевны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки территории городского поселения Дрезна, утвержденные решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района от 22 декабря 2017 года № 145/20 в части установления зоны «П» в отношении земельного участка расположенного под гаражом № 5 с кадастровым номером: 50:24:0020203:24, расположенного по адресу: Московская область, г.п. Дрезна, ул. Парковая.
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Терещенко А.А.