Мотивированное решение по делу № 3а-3253/2018 от 09.07.2018

 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

21 ноября   2018 г.                                                                          г.Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,

при секретаре Зотовой Д.Д.,  

с участием прокурора Слободина С.А.,  

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-3253/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Ростехинвентаризация  Федеральное БТИ» к Правительству Москвы  о признании недействующими со дня принятия пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.2, 4.3 Порядка  организации технического учета в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы», в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 августа 2017 года 536-ПП, от  6 ноября 2018 года 1347-ПП,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Акционерное общество «Ростехинвентаризация  Федеральное БТИ» обратилось  в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы  о признании недействующими со дня принятия пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 3.8, 4.2, 4.3 Порядка  организации технического учета в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы». 

Определением Московского городского суда от 14 ноября 2018 года прекращено производство по административному делу 3а-3253/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Ростехинвентаризация  Федеральное БТИ»  к Правительству Москвы в части  признания недействующим  пункта  3.8 приложения 1  к постановлению Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы», поскольку оспариваемый пункт 3.8 Порядка  организации технического учета в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП,  признан утратившим силу  пунктом 1  постановления  Правительства Москвы от 6 ноября 2018 года 1347-ПП «О признании утратившими силу отдельного положения постановления Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП».

Таким образом, предметом спора являются административные исковые требования акционерного общества «Ростехинвентаризация  Федеральное БТИ» к Правительству Москвы  о признании недействующими со дня принятия пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.2, 4.3 Порядка  организации технического учета в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы», в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 августа 2017 года 536-ПП, от  6 ноября 2018 года 1347-ПП.

Требования мотивированы тем, что административный истец является организацией, осуществляющей деятельность  по технической инвентаризации недвижимого имущества, и считает оспариваемые положения пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.2, 4.3 Порядка  организации технического учета в городе Москве (далее Порядок), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП, не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности. Положения пунктов  1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.3 Порядка  нарушают положения статьи 15 Федерального закона  от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку фактически  вводят запрет в отношении осуществления иными, кроме МосгорБТИ, организациями технического учета такого вида коммерческой деятельности, как техническая инвентаризация, составление технических паспортов,  выдача их копий на территории города Москвы.  Положения пунктов  1.1, 4.2 Порядка противоречат  статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации  и пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, согласно которым Правительство Москвы не наделено  правом  по определению порядка осуществления технического учета жилого фонда. Кроме того,  положения пункта 4.2 Порядка  противоречат части 1 статьи 2, частям 1, 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку МосгорБТИ не имеет право на  взимание платы за предоставление информации юридическим и физическим лицам в отношении объектов учета.

В судебном заседании представители административного истца  акционерного общества «Ростехинвентаризация  Федеральное БТИ» -  Шуйкова Н.В. и  Милушкин  А.Ю., действующие по доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении,  дополнении к нему и письменных объяснения.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Бушуев Б.А., действующий по доверенности,  представители административного ответчика Правительства Москвы -  Ланда В.М., Чадин А.А., действующие по доверенности, возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Считают, что оспариваемые  положения нормативного правового акта приняты Правительством Москвы  в пределах компетенции и полномочий,  с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта  соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица   Государственного бюджетного учреждения  города Москвы Московское  городское  бюро технической инвентаризации -  Сибилев А.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей,  исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного  искового заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании в части нормативного правового акта  юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;  форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;  процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Положения пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривают, что  полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с  пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации  жилищное законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 12 которого   к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов.

При этом согласно пункту 1  статьи 13  Жилищного  кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится  государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Содержание  государственного учета жилищного фонда определено в части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). 

В силу части 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.

На основании приведенных норм права действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, (далее Положение) согласно пункту 3 которого государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В соответствии с  частью   8 статьи 47 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Федеральный закон 221-ФЗ) впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Необходимо также отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года 546 отменено постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», которым определен порядок проведения технической инвентаризации и изготовления технических паспортов объектов капитального строительства.

Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2013 года 271 признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 года 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», который определял процедуру получения организациями, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Также с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости, и не регламентирует порядок государственного учета жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, поскольку согласно пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, технический учет жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. А в силу   части   8 статьи 47 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года. Следовательно, с 1 января 2013 года при осуществлении государственного технического учета жилищного фонда  не подлежат применению нормативно правовые акты, регулирующие осуществление технического учета в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Также не осуществляется аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства. Функции, которые ранее осуществлялись с помощью технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, заменены кадастровым учетом объектов недвижимости.

Соответственно по вопросам  правового регулирования государственного технического учета жилищного фонда применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301,  постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»  и издаваемым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, (далее Положение), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В силу пунктов 11 и 15  Положения выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что положения части 2.1 статьи 45 Федерального закона 221-ФЗ предусматривают, что технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2.2 статьи 45 Федерального закона 221-ФЗ постоянное хранение и использование указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.

В силу пункта 2.4 статьи 45 Федерального закона 221-ФЗ  организации, осуществляющие хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до 1 октября 2016 года проводят инвентаризацию технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и передают их в организации, осуществляющие постоянное хранение указанных в настоящей части технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), с подписанными актами приема-передачи.

Положения  части 2.7 статьи 45 Федерального закона  221-ФЗ предусматривают, что  порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах  пунктом 1  статьи 13  Жилищного  кодекса Российской Федерации, статьёй 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ и пунктами 3, 11, 15 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации отнесено:

- осуществление   государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

- установление порядка использования и  хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации не только жилого фонда, но и нежилого фонда (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного). Указанные  документы по технического учету и (или) технической инвентаризации являются собственностью субъекта Российской Федерации;

- установление порядка использования и хранения технических паспортов, оценочной и иной документации в отношении  жилого и нежилого фондов, переданной  до 1 октября 2016 года  другими организациями технической инвентаризации;

- установление порядка предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной документации и содержащихся в них сведений;

- утверждение  дополнительных видов информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения; 

- определение порядка  доступа и выдачи информации из архивов БТИ.

Положения статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.

Согласно статьям  5, 9 и 44  Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правовым актом города Москвы являются, в том числе акты Правительства Москвы.

В соответствии со  статьями  2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года 65 «О правительстве Москвы» Правительство Москвы в пределах своих полномочий  разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.

17 марта 2017 года  Правительством Москвы принято постановление  106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» (далее постановление Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП).  Пунктом 1 данного постановления утвержден Порядок организации технического учета в городе Москве (приложение 1) (далее Порядок).

Положения пункта 1.1 названного Порядка предусматривают: «Порядок организации технического учета в городе Москве (далее - Порядок) регулирует отношения, возникающие в связи с проведением технического учета объектов жилищного фонда и объектов нежилого фонда на территории города Москвы и составлением технической документации.

Технический учет в городе Москве осуществляется в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением требований порядка государственного учета жилищного фонда, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

При этом в пункте 1.2 Порядка приведены основные задачи технического учета в городе Москве, в частности:

«1.2. Основными задачами технического учета в городе Москве являются:

- обеспечение органов государственной власти города Москвы полной объективной информацией о характеристиках объектов жилищного фонда и объектов нежилого фонда города Москвы;

- сбор и предоставление сведений об объектах жилищного фонда города Москвы в целях осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности».

В пункте 1.3 Порядка раскрываются определения, в частности:

«1.3. Для целей настоящего Порядка приняты следующие определения:

1.3.1. Объектами технического учета в городе Москве являются расположенные на территории города Москвы объекты капитального строительства и входящие в их состав помещения независимо от формы собственности и от целей использования (далее - объект учета).

1.3.2. Технический учет объектов учета осуществляется путем проведения технической инвентаризации и технической паспортизации с оформлением технических паспортов объектов учета.

1.3.2.1. Под технической паспортизацией понимается составление систематизированного описания местоположения, количественного и качественного состава, технического состояния и уровня благоустройства объектов учета.

1.3.2.2. Под технической инвентаризацией понимается установление или уточнение показателей технического паспорта организацией, уполномоченной на хранение, комплектование, учет, использование архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, на основании данных натурного обследования, осуществленного с соблюдением требований порядка государственного учета жилищного фонда, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

В пункте 1.4. Порядка предусмотрено: «Технический паспорт составляется организацией, уполномоченной на хранение, комплектование, учет, использование архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, на основании документов и информации, имеющейся в ее распоряжении. Технический паспорт составляется для каждого объекта учета по формам, установленным приложениями 1 и 2 к настоящему Порядку».

Согласно пункту 1.7 Порядка «Хранение, комплектование, учет, использование архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, осуществляет Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - МосгорБТИ)».

Раздел 4 Порядка регулирует вопросы «предоставления информации из архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации», в частности предусмотрено:

«4.2. Предоставление информации иным юридическим и физическим лицам, в том числе правообладателям, в отношении принадлежащих им объектов учета осуществляется МосгорБТИ за плату.

Плата за информацию об отсутствии в архиве сведений об объектах учета, которые не учтены, не взимается.

Прием запросов и выдача информации осуществляются МосгорБТИ и филиалами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы в порядке, установленном правовым актом Департамента городского имущества города Москвы».

«4.3. В целях предоставления сведений об объекте учета, полученных в результате технического учета, МосгорБТИ осуществляет изготовление копии технического паспорта на объект учета, заверенной печатью организации технической инвентаризации и подписью уполномоченного должностного лица, или выписки из технического паспорта, содержащей сведения об объекте учета.

Изготовление копии технического паспорта осуществляется только для объектов, в отношении которых МосгорБТИ проводило натурное обследование, с момента которого прошло не более пяти лет, за исключением копий технических паспортов, оценочной и иной документации, переданной на постоянное хранение МосгорБТИ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

В соответствии с уставом, утвержденным распоряжением Департамента  городского имущества города Москвы  от 29 мая 2015 года 7133 и зарегистрированным  Межрайонной инспекцией Федеральной  налоговой службы 46 по городу Москве от 19 июня 2015 года, Государственное бюджетное учреждение  города Москвы Московское  городское  бюро технической инвентаризации (далее МосгорБТИ) является  некоммерческой организацией, созданной для  выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных  федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы в сфере управления и распоряжения собственностью города Москвы.

Из буквального содержания оспариваемых положений Порядка в совокупности с  другими его положениями, регулирующими  техническую паспортизацию объектов учета (раздел 2 Порядка), порядок  учета объекта в архиве учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации (раздел 3 Порядка),  предоставление информации из архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации (раздел 4 Порядка),  следует, что указанный Порядок регулирует деятельность МосгорБТИ по осуществлению   государственного учета жилищного фонда города Москвы субъекта Российской Федерации, по хранению и использованию  технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации жилого и нежилого фондов (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), которая находилась в МосгорБТИ по состоянию на 1 января 2013 года, и переданной   документации от других организаций технической инвентаризации до 1 октября 2016 года; по порядку предоставления технической документации и внесению изменений в уже существующие технические паспорта на основании вновь поступивших документов и сведений об объекте учета от других организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, и заинтересованных лиц; по порядку  учета объектов в архиве учетно-технической, оценочной и правоустаналивающей документации и по порядку доступа, предоставления информации из данного архива. 

Указанная деятельность осуществляется МосгорБТИ в целях обеспечения органов государственной власти города Москвы полной объективной информацией о характеристиках объектов жилищного фонда и объектов нежилого фонда города Москвы;  сбора и предоставления сведений об объектах жилищного фонда города Москвы в целях осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности; а также направлено на урегулирование взаимоотношений с иными организациями технической инвентаризации по вопросам внесения изменений в технические паспорта,  приобщения к архиву материалов паспортизации и технической инвентаризации, выполненных иными организациями технической инвентаризации; предоставление информации из архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением  компетенции и предоставленных федеральным законодательством полномочий, соответствует положениям статей 12, 13, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301.

Оспаривая положения пунктов  1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.3 Порядка, административный истец указывает, что они, во своей взаимосвязи,  нарушают положения статьи 15 Федерального закона  от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку фактически  вводят запрет в отношении осуществления иными, кроме МосгорБТИ, организациями технического учета такого вида коммерческой деятельности, как техническая инвентаризация, составление технических паспортов,  выдача их копий на территории города Москвы.

Пунктом 7 статьи 4  Федерального закона  от 26 июля 2006 года 135-ФЗ под  конкуренция понимается  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Однако, как указывалось выше, положения  пункта 1  статьи 13  Жилищного  кодекса Российской Федерации, статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и пункта 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, возлагают на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  государственные функции по осуществлению государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации, по использованию и  хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации  жилых и нежилых объектов недвижимости (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) по состоянию на 1 января 2013 года, и переданной   документации от других организаций технической инвентаризации до 1 октября 2016 года. Указанное исключает  какую-либо конкуренцию между хозяйствующими субъектами в отношении осуществления государственных функции, отнесенных к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, из буквального содержания оспариваемого нормативного правового акта, в том числе его пунктов 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.3 Порядка, не усматривается наличие правовых норм, запрещающих  осуществление деятельности по технической инвентаризации иными организациями технической учета.

Положения пункта 1.3.2.2 Порядка раскрывают  определение «технической инвентаризации», в пункте 1.4 регулируется выдача технического паспорта. При этом указанные нормы права не содержат запрета   осуществления технической инвентаризации иными организациями технической инвентаризации, отсылок к пункту 1.7 и указания об осуществлении технической инвентаризации только МосгорБТИ положения пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4 не содержат.

Положения пункта 1.7 Порядка относят к осуществлению МосгорБТИ  деятельности по хранению, комплектованию, учету, использованию архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, что полностью соответствует требованиям частей 2.1, 2.2, 2.4 статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301.

Положения пункта 4.3 Порядка направлены на урегулирование правоотношений по предоставлению МосгорБТИ  информации  об объектах учета из архива, либо по объектам, которым МосгорБТИ производило  натуральное обследование, что также соответствует приведенным положениям частей 2.1, 2.2, 2.4 статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301.

Положениями пунктов 2.5, 3.2  Порядка предусмотрена  возможность осуществления иными организациями технической инвентаризации деятельности по технической инвентаризации объектов и подготовки на них технической документации, материалы технической паспортизации и технической инвентаризации, выполненные иными организациями технической инвентаризации приобщаются к архиву на основании решения органа исполнительной власти города Москвы.

На основании изложенного суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что положения пунктов  1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.3 Порядка  нарушают статью 15 Федерального закона  от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  вводят запрет на осуществление иными  организациями технической инвентаризации деятельности по осуществлению  технической инвентаризации. 

При этом суд считает несостоятельными ссылки административного истца на письма Департамента городского имущества города Москвы от 4 мая 2017 года №ДГИ-ГР-33456/17-1,  Мосжилинспекции от 28 апреля 2017 года №ГР-15-471/17, поскольку указанные письменные ответы даны по факту обращения гражданина <> и по вопросам  подготовки информации о требованиях, предоставляемых к подготовке схемы расположения земельного участка, по вопросу разъяснения требований законодательства о переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах (л.д.78-79 том 1). В данных письменных ответах нет сведений о запрете осуществления деятельности по технической инвентаризации иными организациями технического учета.

Являются необоснованными доводы административного истца о том, что положения пунктов  1.1, 4.2 Порядка  противоречат положениям статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, по мотиву отсутствия у Правительства Москвы   права на определение порядка осуществления государственного технического учета жилого фонда.

Как указывалось выше, оспариваемым нормативным правовым актом не определяется  порядок государственного технического учета жилищного  фонда в соответствии с  пунктом 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации.  Кроме того, в силу части  8 статьи 47 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, на основании которых осуществлялся государственный учет жилищного фонда,  с  1 января 2013 года не применяются.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт в соответствии с  положениям статей 13, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301, регулирует деятельность МосгорБТИ по осуществлению   государственного учета жилищного фонда города Москвы субъекта Российской Федерации, по хранению и использованию  технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации жилого и нежилого фондов города Москвы, по порядку предоставления технической документации и внесению изменений в уже существующие технические паспорта,  по порядку  учета объектов в архиве учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации и по порядку доступа, предоставления информации из данного архива.

Также являются несостоятельными доводы административного истца о том, что положения пункта 4.2 Порядка  противоречат части 1 статьи 2, частям 1, 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», по мотиву  отсутствия у МосгорБТИ права на  взимание платы за предоставление информации юридическим и физическим лицам в отношении объектов учета.

 В соответствии с частью 2.7 статьи 45 Федерального закона  от 24 июля 2007 года 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»  порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании приведенной нормы права орган  исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации вправе устанавливать  порядок предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной документации, в том числе  взимать плату за предоставление копий указанных документов.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы,  опубликован 28 марта 2017 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», 17,  а также размещен 17 марта 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, в соответствии с требованиями  пунктов  1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. 25 «О правовых актах города Москвы»,  статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г.  65 «О Правительстве Москвы», статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы».

 С учетом изложенного  постановление Правительства Москвы от  17 марта 2017 года 106-ПП принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Правительства Москвы  на принятие данного нормативного  правового акта,  по  форме  и процедуре принятия  оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие,  порядка опубликования и вступления в силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, учитывая, что  оспариваемый  в части нормативный  правовой акт принят Правительством Москвы с  соблюдением порядка его принятия,  компетенции  и требований, устанавливающих полномочия  органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие,  порядка его опубликования и вступления в силу; что оспариваемый  в части нормативный  правовой акт соответствует  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,  суд, руководствуясь  пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

При этом суд также учитывает, что  положения оспариваемого в части нормативного  правового акта не затрагивают  права и законные интересы административного истца, поскольку Порядок организации технического учета в городе Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП, регулирует деятельность МосгорБТИ по осуществлению   государственного учета жилищного фонда города Москвы субъекта Российской Федерации, по хранению и использованию  технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации жилого и нежилого фондов города Москвы, по порядку предоставления технической документации и внесению изменений в уже существующие технические паспорта,  по порядку  учета объектов в архиве учетно-технической, оценочной и правоустаналивающей документации и по порядку доступа, предоставления информации из данного архива.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Отказать акционерному обществу «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы  о признании недействующими со дня принятия пунктов 1.1, 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.2, 4.3 Порядка  организации технического учета в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 года 106-ПП «О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы», в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 августа 2017 года 536-ПП, от  6 ноября 2018 года 1347-ПП.

Решение суда  может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

 

Судья Московского 

городского суда                                                                Н.Ю. Севастьянова 

14

 

3а-3253/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 21.11.2018
Истцы
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Ответчики
Правительство г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Севастьянова Н.Ю.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.11.2018
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее