Дело № 2-218/ 2014
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
18 сентября 2014 года с. Ижма
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
прокурора Мештбаева А.К.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вертепская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вертепская основная общеобразовательная школа», утверждая, что прокуратурой района проведена проверка ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет», в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон «Об образовании») государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Согласно п. 21 ч. 3 ст. 28 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Статьей 29 Закона «Об образовании» определен конкретный перечень сведений, открытость и доступность которых должно обеспечить образовательное учреждение.
При этом пунктом 3 статьи 29 Закона «Об образовании» установлено, что порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Правительства от 10.07.2013 №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (далее – Правила), образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений.
В силу п.8 Правил, информация, указанная впунктах 3 - 5 настоящих Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии стребованиямик структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 утверждены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации (далее – Требования).
Требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации.
Согласно п. 4 Требований файлы документов представляются на сайте в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word / Microsofr Excel (.doc,. docx,. xls,. xlsx), Open Document Files (.odt,. ods).
Согласно п. 5 Требований все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:
а) максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;
б) сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;
в) отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым.
Кроме того, п.7 ст.28 Закона «Об образовании» устанавливает ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к их компетенции.
В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.23 Закона «Об образовании» МБОУ «Вертепская ООШ» является образовательной организацией, имеет право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам на основании лицензии № 79-О от 26.12.2012.
МБОУ «Вертепская ООШ» в соответствии с Уставом является муниципальным образовательным учреждением, предметом деятельности которого является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами.
Кроме того, в соответствии с постановлением администрации МР «Ижемский» от 28.08.2013 № 692 реорганизовано МБДОУ «Детский сад №14» д. Вертеп в форме присоединения к МБОУ «Вертепская ООШ» с переходом к последнему всех прав и обязанностей присоединенного образовательного учреждения, в силу чего предметом деятельности Вертепской ООШ также является реализация образовательной программы дошкольного образования.
При этом в нарушение ст. 29 Закона «Об образовании» и Правил на официальном сайте http://shkoola.ucoz.ru// в сети «Интернет» МБОУ «Вертепская ООШ» по состоянию на 22.08.2014 не размещена в установленном законом порядке необходимая информация:
- об учредителе образовательной организации в лице Управления образования (в соответствии с п.1.12. Положения об Управлении образования администрации МР «Ижемский» в новой редакции, утвержденного Решением Совета МР «Ижемский» от 04.06.2013 № 4-18/8 Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования в соответствии с действующим законодательством) (пп.а п.1 ч.2 ст.29);
- о структуре и об органах управления образовательной организацией (пп.б п.1 ч.2 ст.29);
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой (пп.в п.1 ч.2 ст.29);
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся) (пп.и п.1 ч.2 ст.29);
- о количестве вакантных мест для приема (перевода) в предстоящем учебном году по каждой образовательной программе об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (пп.м п.1 ч.2 ст.29);
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года (пп.р п.1 ч.2 ст.29);
- копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (на сайте размещено лишь приложение к лицензии) (пп.б п.2 ч.2 ст.29);
- план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации (пп.г п.2 ч.2 ст.29);
- предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний (п.5 ч.2 ст.29).
Кроме того, структура официального сайта Вертепской ООШ не соответствует п. 2 и п. 3 Требований, а именно, не содержит специального раздела «Сведения об образовательной организации» с соответствующими подразделами «Основные сведения», «Структура и органы управления образовательной организацией», «Документы», «Образование», «Образовательные стандарты», «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Финансово-хозяйственная деятельность», «Вакантные места для приема (перевода)», в которых должна размещаться определенная Требованиями информация.
Файлы некоторых документов, размещенных на официальном сайте, не соответствуют форматам, предусмотренным п.4 Требований.
В связи с вышеизложенным нарушаются принципы открытости и доступности информации об образовательном учреждении, указанной в ст. 29 Закона «Об образовании».
В силу требований ч.1 ст.8Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Отсутствие на официальном сайте в сети Интернет предусмотренных законодательством сведений о деятельности образовательной организации, реализуемых им образовательных программах, материально-техническом обеспечении, квалификации педагогических работников и другой информации, несоответствие структуры сайта установленным требованиям ограничивает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и их родителей, на общедоступность образования, получение необходимой информации о деятельности образовательного учреждения, фактически лишает возможности выбора образовательного учреждения для обучения.
В порядке ст. 45 ГПК РФ просит суд: Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» разместить на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, установленную ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785.
В судебном заседании помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К. исковые требования поддержал, просил суд: Обязать МБОУ «Вертепская ООШ» разместить на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, установленную ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785.
Представитель ответчика МБОУ «Вертепская ООШ» Терентьева Елена Владимировна исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Заявление представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вертепская основная общеобразовательная школа» о признании иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика Терентьевой Е.В.
В связи с признанием иска представителю ответчика МБОУ «Вертепская ООШ» разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ.
Представитель МБОУ «Вертепская ООШ» Терентьева Е.В. на признании иска настаивает.
Помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К. с признанием иска представителем ответчика согласен, считает возможным принять признание иска.
Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем, суд счел возможным принять признание иска представителем ответчика и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика МБОУ «Вертепская ООШ» на основании ст.103 ГПК РФ и ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вертепская основная общеобразовательная школа» льное бюджетное общеобразовательное учреждение образовательного учреждения в сети "
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вертепская основная общеобразовательная школа» льное бюджетное общеобразовательное учреждение образовательного учреждения в сети "
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: Т.И. Засыпкина