Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1474/2020 ~ М-1291/2020 от 30.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                        03 августа 2020 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи            Луценко В.В.,

при секретаре                            Халтуриной Е.Д.,

с участием прокурора                        Тюрина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1474/2020 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2020 восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, путем их сбора, вывоза, утилизации (переработки), расположенных на территории г. Нижнего Тагила:

- в 30 м севернее земельного участка по адресу: <адрес>, на расстоянии 55 м северо-западнее земельного участка по адресу: <адрес> в точке с географическими координатами N <...> объемом 10 куб.м на площади 28 кв.м.;

- на расстоянии 70 м севернее земельного участка по адресу: <адрес>, в точках с географическими координатами <...> объемом 18 куб.м. на площади 94 кв.м.;

- на земельном участке с кадастровым номером в точке с географическими координатами <...> объемом 37,6 куб.м. на площади 37,6 кв.м.;

- в 17 м севернее земельного участка с кадастровым номером , в точках с географическими координатами <...> объемом 70,65 куб.м. на площади 105,9 кв.м.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной 17.06.2020 проверки совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> осуществлена выездная проверка. При осмотре территории установлено следующее: в 30 м. севернее земельного участка по адресу: <адрес>, на расстоянии 55 м. северо-западнее земельного участка по адресу: <адрес> в точке с географическими координатами <...> выявлен сброс на почву твердых коммунальных отходов, мусора от сноса и разборки зданий несортированного (далее свалка № 1). Сброс отходов объемом 10 куб. м. осуществлен на площади 28 кв.м. На расстоянии 70 м. севернее земельного участка по адресу: <адрес>, в точках с географическими координатами <...> выявлен сброс на почву твердых коммунальных отходов, мусора от сноса и разборки зданий несортированного (далее свалка № 2). Сброс отходов объемом 18 куб. м. осуществлен на площади 94 кв. м. На земельном участке с кадастровым номером , в точке с географическими координатами <...> выявлен сброс н а почву мусора от сноса и разборки зданий несортированного лома, железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковой форме (далее свалка № 3). Сброс отходов объемом 37,6 куб. м. осуществлен на площади 37,6 кв. м. В 17 м. севернее земельного участка с кадастровым номером , в точках с географическими координатами <...> выявлен сброс на почву отходов лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (далее свалка ). Сброс отходов объемом 70, 65 куб. м. осуществлен на площади 105,9 кв. м.

Установлено, что свалки №№ 1, 2, 3, 4 находятся на территории земель общего пользования в границах МО город Нижний Тагил. В ходе осмотра и проверки лица, допустившие сброс отходов на почву не установлены.

В соответствии с п.п. 24 ст. 5 Устава города нижний Тагил Свердловской области к вопросам местного значения городского округа относится в числе прочего участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п. 24, ст. 29 Устава города Нижний Тагил Свердловской области полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Администрацию города.

Следовательно, в силу норм закона, именно Администрация города Нижний Тагил является ответственным за организацию сбора, вывоза и дальнейшую переработку (утилизацию) отходов, не санкционированно размещенных на землях общего пользования на территории городского округа.

Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В обоснование иска прокурор сослался на Конституцию Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, положения Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Устав города Нижний Тагил.

Помощник прокурора Тюрин С.Е. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно указал,

Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил, надлежащим образом извещенный о дате и времени первого судебного заседания, в судебные заседания не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, согласно которым просил о рассмотрении дела в его отсутствие и указал, что с учетом внесенных с 01.01.2019 изменений нормы законодательства в области обращения с отходами, органы местного самоуправления городских округов указывают лишь на участие органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами. Согласно подп. 5 п. 8 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 440-ПП, региональный оператор выполняет мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, определенных соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с ТКО и региональным оператором. Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Согласно п. 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, Региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней. В. п. 17 Правил № 1156 указано, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Спорный земельный участок не находится в собственности, владении и пользовании Администрации города Нижний Тагил.

Прокурор не предоставил доказательств возникновения у Администрации города права собственности на земельные участки, занятые спорными несанкционированными свалками.

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «Компания Рифей» не направляло в адрес Администрации города Нижний Тагил уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу действующего законодательства, лицом, ответственным за выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, является региональный оператор. С учетом изложенного, просил в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица ООО «Рифей» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органов местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в качестве вопроса местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих городских округов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, как указывает истец, несанкционированные места отходов, расположены на земельных участках на территории земель общего пользования в границах МО город Нижний Тагил, при этом, права иных лиц на указанные земельные участки не зарегистрированы. Указанные земли, относятся к землям право государственной собственности не разграничено, полномочиями по распоряжению которыми обладает ответчик. Следовательно, в силу прямого указания закона, ликвидация вышеуказанных мест несанкционированного размещения ТКО является обязанностью ответчика.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся лиц, участвующих в деле, суд с учетом мнения участников судебного разбирательства рассмотрел дело при данной явке.

Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, а также к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа.Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 29.01.2019 № 153-ПА признано утратившим силу постановление Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2013 № 1450 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил».

Согласно пункту 3 указанных Правил организация работ по благоустройству территории города Нижний Тагил обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.

В силу п.п. 1 ч. 1 ст. 3 Правил благоустройства территории города Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы № 77 от 20.12.2018 собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений. Уборка прилегающих территорий осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 27-29 Статьи 3 Правил;

Доводы ответчика о том, что с 01.01.2019 изменилось правовое регулирование суд отклоняет ввиду следующего.

В условиях новой системы управления твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а)    уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б)    уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Кроме того, согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Ликвидация несанкционированных свалок, включенных в соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, осуществляется региональным оператором с последующим предъявлением собственнику земельного участка требований об оплате выполненных работ.

Данный механизм распространяется только на отношения в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Мероприятия с несанкционированными свалками промышленных отходов указанными правилами не регламентируются.

Начиная с 01.01.2019 региональный оператор обязан организовывать взаимодействие с собственниками земельных участков, на которых размещаются твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для указанных целей.

Взаимодействие регионального оператора будет организовано с участием местных администраций, за исключением случаев размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, распоряжение которыми осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также в отношении земель лесного фонда.

В абзаце 4 пункта 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2017 № 415-0 указано, что учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, указанные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования. В связи с этим при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений Федерального закона № 131-ФЗ, необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующие данные вопросы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территориях соответствующих городских округов.

Статьей 5 Областного закона от 19 декабря 1997 года № 77-03 «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

Приведенные нормативные правовые акты предусматривают участие органов местного самоуправления в охране земель от загрязнений, в обеспечении благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

При этом аналогичные положения закреплены и в подпункте 24 пункта 1 статьи 5 Устава города Нижний Тагил, а организация ликвидации несанкционированных свалок на территории города Нижний Тагил возложена на отраслевой орган администрации города - Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил (на основании Положения об Управлении городским хозяйством администрации г. Нижний Тагил, утвержденного решением Нижнетагильской городской Думой от 31.01.2013 № 4).

Соответственно, мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды.

Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Земельные участки, на которых непосредственно находятся несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, относятся к неразграниченным землям в границах территории муниципального образования «город Нижний Тагил». Данный земельный участок не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил».

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу п. 24 ст. 29 Устава г. Нижний Тагил к полномочиям администрации г. Нижний Тагил относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 07.11.2014 № 2315-ПА утверждена муниципальная программа «Развитие и содержание объектов городского и коммунального хозяйства города Нижний Тагил до 2024 года».

Согласно Приложению № 1 к указанной муниципальной программе Задачей 12 муниципальной программы является снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья граждан. Одним из целевых показателей данной задачи установлен объем ликвидированных несанкционированных свалок. Источником значений показателей указан Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно паспорту муниципальной программы, в перечень подпрограмм муниципальной программы входит подпрограмма № 4 «Развитие и содержание объектов внешнего благоустройства на территории города Нижний Тагил до 2024 года».

Согласно паспорту подпрограммы № 4 целью подпрограммы является создание условий для устойчивого развития объектов внешнего благоустройства на территории города Нижний Тагил до 2024 года.

Одной из задач подпрограммы № 4 является снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья граждан. Одним из целевых показателей подпрограммы № 4 является объем ликвидированных несанкционированных свалок.

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Как следует из материалов гражданского дела на территории муниципального образования г. Нижний Тагил не организован надлежащим образом сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы не санкционированно размещаются на территории муниципального образования.

Места несанкционированного размещения отходов в районе домов №№ 1, 7 по ул. Новая в г. Нижний Тагил, а также на земельном участке с кадастровым номером <...>, и в 17 м. севернее земельного участка с данным кадастровым номером, оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при этом, бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исковые требования прокурора подтверждаются представленными фотоматериалами и справкой прокурора от 19.06.2020 о проверке территории земельных участков за <адрес> в <адрес>.

Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Нижний Тагил до 2025 года утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.07.2011 № 1462 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования город Нижний Тагил до 2025 года» (размещена на официальном сайте города Нижний Тагил www.ntagil.org) и содержит меры местного уровня для улучшения экологической обстановки и предотвращения образования несанкционированных свалок.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированной свалки не позднее 31.12.2020, суд считает разумным.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность в срок не позднее 31 декабря 2020 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов, расположенные на земельных участках:

- в 30 м севернее земельного участка по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Новая, 1, на расстоянии 55 м северо-западнее земельного участка по адресу: <адрес> в точке с географическими координатами N <...> объемом 10 куб.м на площади 28 кв.м.;

- на расстоянии 70 м севернее земельного участка по адресу: <адрес>, в точках с географическими координатами <...> объемом 18 куб.м. на площади 94 кв.м.;

- на земельном участке с кадастровым номером в точке с географическими координатами <...> объемом 37,6 куб.м. на площади 37,6 кв.м.;

- в 17 м севернее земельного участка с кадастровым номером , в точках с географическими координатами <...> объемом 70,65 куб.м. на площади 105,9 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 10 августа 2020 года.

Судья        подпись    Луценко В.В.

Копия верна

Судья                Луценко В.В.

2-1474/2020 ~ М-1291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор Исаков Д.А.
Ответчики
Администрация города Н.Тагил
Другие
ОООКомпания Рифей
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Луценко В.В.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.10.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее