Судья: Ступина С.В. дело № 33- 22573/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П.,
судей Колесниковой Т.Н., Снегирева Е.А.,
при секретаре Ковыршиной Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2019 года апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Луховицкого районного суда Московской области от 06 августа 2018 года по делу по иску федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Клевачеву А. В., Клевачевой Т. В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клевачевой У. А., 2002 года рождения, Клевачевой П. А. о понуждении к исполнению обязательств, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета по месту жительства,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
заключение прокурора Козловой О.А. – полагавшей решение подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦТУИО»), 1-й отдел Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1-й отдел ФГКУ «ЗРУЖО») обратились в суд с иском к Клевачеву А.В., Клевачевой Т.Е., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Клевачевой У.А., 2002 года рождения, Клевачевой П.А. о признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, их выселении и снятии с регистрационного учета, обязании представить документы о фактическом освобождении жилого помещения.
В обоснование иска указали, что военнослужащему Клевачеву А.В. и членам его семьи (супруге и двум детям) в связи с прохождением военной службы была предоставлена служебная квартира специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенная по указанному выше адресу.
С целью получения жилищной субсидии в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ответчиками 25 ноября 2014 г. и 29 августа 2015 г. даны нотариально удостоверенные обязательства об освобождении служебной квартиры, сдаче ее в установленном порядке и снятии с регистрационного учета в 4-х месячный срок со дня зачисления на счет Клевачева А.В. жилищной субсидии.
На основании решения уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации 22 сентября 2016 г. Клевачеву А.В. перечислена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7367184 рубля, однако ответчики данное ими обязательство об освобождении служебного жилья не исполнили, продолжают проживать в спорной квартире.
Ответчики иск не признали, сославшись на то, что Клевачев А.В. до настоящего времени проходит воинскую службу в войсковой части по месту нахождения служебной квартиры по контракту, срок которого истекает 11 июня 2020 г. Приобретенная на средства жилищной субсидии квартира находится в г. Коломна Московской области и удалена от места прохождения службы <данные изъяты>.
Решением Луховицкого районного суда Московской области от 6 августа 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 октября 2018 г., в удовлетворении иска отказано.
Постановлением президиума Московского областного суда от 19.06.2019 года апелляционное определение отменено и дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В апелляционных жалобах федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-й отдел федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что военнослужащий Клевачев А.В., заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., проходит военную службу в войсковой части 25801.
Клевачеву А.В. и членам его семьи – супруге Клевачевой Т.Е., детям – Клевачевой П.А., 15 мая 1996 года рождения, Клевачевой У.А., 10 апреля 2002 года рождения в связи с прохождением Клевачевым А.В. военной службы на основании ордера <данные изъяты> серии ВК от 17 мая 2004 г., выданного Ватутинской КЭЧ района, было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 62,4 кв.м.
Данная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «ЦТУИО».
13 сентября 2011 г. старший прапорщик Клевачев А.В. признан нуждающимся в жилом помещении.
25 ноября 2014 г. Клевачев А.В. и Клевачева Т.Е., действующая также как законный представитель дочери – Клевачевой У.А., подписали нотариально удостоверенное обязательство начальнику 1-го отдела ФГКУ «ЗРУЖО», согласно которому в течение четырех месяцев со дня зачисления на счет Клевачева А.В. жилищной субсидии они обязаны освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, занимаемое на основании служебного ордера <данные изъяты> серии ВК от 17 мая 2004 г., сдать его в установленном порядке и сняться с регистрационного учета (л.д. 5).
29 августа 2015 г. аналогичное обязательство подписано Клевачевой П.А. (л.д. 6).
Решением от 15 сентября 2016 г. №ЖС-0000128 департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. <данные изъяты>, на основании заявления и представленных документов старшему прапорщику Клевачеву А.В. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Клевачевой Т.Е., детям Клевачевой П.А. и Клевачевой У.А. предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в сумме 7 267 184 рубля (л.д. 7).
22 сентября 2016 г. жилищная субсидия перечислена на счет Клевачева А.В. (л.д. 69).
14 октября 2016 г. Клевачев А.В. на средства субсидии приобрел по договору купли-продажи в собственность квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 81,8 кв.м., реализовав право на обеспечение жилым помещением.
22 марта 2017 г. в адрес ответчиков направлено требование об освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде (л.д. 16), однако ответчики продолжают проживать в спорном служебном жилье по месту прохождения Клевачевым А.В. службы, зарегистрированы в нем по месту жительства, задолженности по оплате квартирной платы и коммунальных платежей не имеют.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для прекращения права пользования ответчиками служебным жилым помещением не имеется, поскольку Клевачев А.В. продолжает проходить военную службу по контракту от 1 июня 2015 г., срок которого заканчивается 11 июня 2020 г., ответчики были вселены в служебную квартиру на законном основании и не отказывались в отношении нее от своих прав и обязанностей, другим жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения Клевачевым А.В. военной службы в <данные изъяты> не обеспечены, а приобретенная за счет средств жилищной субсидии квартира расположена в <данные изъяты>, то есть на значительном удалении от места прохождения службы.
Суд также указал, что запрет на предоставление специализированного жилого помещения гражданам, которые обеспечены жилым помещением в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации), не означает запрета на пользование таким жилым помещением, если впоследствии у нанимателя или членов его семьи, которым оно было предоставлено, окажется в собственности другое жилое помещение по основаниям, допускаемым законом.
С такими выводами не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального и материального права.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями производится в форме предоставления им денежных средств на приобретение (строительство) жилых помещений либо путем предоставления им жилых помещений в установленном порядке.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 16 названной статьи Закона предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление – исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 99 и частью 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим, к категории которых относится Клевачев А.В., гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В силу изложенных норм Клевачевы после получения жилищной субсидии и приобретения жилья по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета обязаны предоставить в уполномоченный орган документы о сдаче занимаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, что влечет утрату ими права пользования служебным жилым помещением.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащий Клевачев А.В., занимающий со своей семьей служебное жилое помещение, приобрел право на получение жилищной субсидии, которое реализовал посредством приобретения по предоставленной ему жилищной субсидии жилого помещения в г. Коломна Московской области, что вопреки выводу суда первой инстанции исключало дальнейшее его обеспечение служебным жилым помещением по месту военной службы, поскольку одновременное предоставление военнослужащему и членам его семьи жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем и нарушению прав других военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем на период прохождения военной службы.
Учитывая, что Клевачев А.В. и члены его семьи реализовали свое право на обеспечение жильем путем получения жилищной субсидии и приобрели за счет средств федерального бюджета жилое помещение в г. Коломна Московской области, но свое обязательство об освобождении занимаемого служебного жилого помещения не выполнили, правовых оснований у суда для отказа в иске не имелось.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Луховицкого районного суда Московской области от 06 августа 2018 года – отменить. Постановить по делу новое решение.
Иск федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – удовлетворить.
Признать Клевачева А. В., Клевачеву Т. В., несовершеннолетних Клевачеву У. А., 2002 года рождения, Клевачеву П. А. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, выселить их из указанной квартиры, снять с регистрационного учета и обязать представить документы о фактическом освобождении жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи: