Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-501/2023 (2а-3760/2022;) ~ М-3428/2022 от 07.12.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 января 2023 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С., врио начальникам отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области Макашовой Е.Г., Паньковой М.А., заинтересованным лицам: прокуратуре Железнодорожного района г.Самары, Администрации г.о.Самары, Департаменту образования Администрации г.о.Самара, ГУФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства ,

УСТАНОВИЛ:

МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара обратилось в суд с административным иском с учетом его последующего уточнения к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С., заинтересованному лицу - прокуратуре Железнодорожного района г.Самары об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства . В обосновании своих требований указало, что МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара является должником по исполнительному производству от 07.10.2022г., возбужденном судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С. на основании исполнительного листа серии от 23.09.2022г., выданного Железнодорожным районным судом г.Самары во исполнения решения суда по гражданскому делу , вступившему в законную силу 12.05.2022г., предмет исполнения: «Обязать МБОУ «Лицей классический» г.о. Самара в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в здание учреждения, расположенном по <адрес> безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно – установить оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренного вызова полиции в здании учреждения; осуществить капитальный ремонт ограждения по периметру образовательного учреждения. В рамках указанного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области 21.11.2022г. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым постановила взыскать с должника МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установить должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа (срок не указан). Данное постановление считает незаконным, поскольку оно противоречит ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: незаконно возлагает на него обязанность уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей. При вынесении данного постановления судебный пристав-исполнитель не учел, что требования исполнительного документы частично исполнены, а именно, 26.11.2022г. было установлено оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренно вызова полиции в здании учреждения, что подтверждается Актом о приемке в эксплуатацию средств охранной сигнализации от 26.11.2022г. Неисполнение мероприятия по осуществлению капитального ремонта ограждения по периметру образовательного учреждения произошло не по вине МБОУ «Лицей Классический» г.о.Самара и судебному приставу-исполнителю на момент вынесения данного постановления об этом было известно, так как в резолютивной части решения суда указано, что обязать Департамент образования Администрации г.о.Самара в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование МБОУ «Лицей классический» г.о. Самара для оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренного вызова полиции в здании Учреждения и выполнению работы по капитальному ремонту ограждения по периметру образовательного Учреждения. Однако, до настоящего времени финансирование МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара Департаментом образования Администрации г.о.Самара не выделено. Поскольку затраты на осуществление капитального ремонта ограждения по периметру образовательного учреждения значительны, а у МБОУ «Лицей Классический» г.о.Самара такие денежные средства отсутствуют, исполнить судебное решение в указанной части без выделения денежных средств Департаментом образования Администрации г.о. Самара невозможно. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор взысканию не подлежит. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара просит освободить от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства .

Определениями Железнодорожного районного суда г.Самары к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков – врио начальники отдела – старшие судебные приставы ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области Макашова Е.Г., Панькова М.А., в качестве заинтересованных лиц - Администрация г.о.Самары, Департамент образования Администрации г.о.Самара, ГУФССП России по Самарской области.

Законный представитель административного истца – директор МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара Титов А.Е. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по основаниям изложенных в административном иске, просила их удовлетворить.

Административный ответчик - врио начальник отдела – старший судебный пристав ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области Панькова М.А. в судебном заседании не возражала против освобождения МБОУ «Лицей Классический» г.о.Самара от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства .

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макарова И.С., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, однако, суду предоставила отзыв, согласно которого просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Остальные административные ответчики и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли, свои возражения суду не представили.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии указанных выше лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании исполнительное производство № 523801/22/63043-ИП, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 22.02.2022г. исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары удовлетворены, обязали МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в здании Учреждения, расположенного по <адрес>, безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно: установить оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренного вызова полиции в здании Учреждения; осуществить капитальный ремонт ограждения по периметру образовательного Учреждения. Этим же решением суда обязали Департамент образования Администрации г.о. Самара в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара для оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренного вызова полиции в здании Учреждения и выполнению работы по капитальному ремонту ограждения по периметру образовательного Учреждения. Определением того же суда от 29.12.2022г. разъяснено исполнение решения суда, а именно, обязанность по осуществлению капитального ремонта ограждения по периметру образовательного учреждения у МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара возникает после обеспечения финансирования образовательного учреждения Департаментом образования Администрации г.о. Самары. На основании исполнительного листа , выданного Железнодорожным районным судом г.Самары, 07.10.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С. возбуждено исполнительное производство в отношении МБОУ «Лицей Классический г.о.Самара, о чем вынесено мотивированное постановление о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2022г.

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Пунктом 4 постановления о возбуждения исполнительного производства, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 руб., с должника-организации – 50 000 руб.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена административным истцом нарочно под роспись 20.10.2022г.

В силу части 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Аналогичные положений изложены в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с учетом нерабочих дней и даты исполнения постановления, истекал 27.10.2022г., однако решение суда полностью не исполнено, заявления об отложении исполнительных действий либо о приостановлении исполнительного производства со стороны административного истца в адрес административного ответчика не поступали.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В рамках исполнительного производства 07.10.2022г. судебным приставом исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С. вынесено постановление о взыскании с МБОУ «Лицей Классический» г.о.Самара исполнительского сбора в размере 50000 руб., то есть после добровольного исполнения требования исполнительного документа.

В силу предписаний статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, либо отсутствие таковой подлежат учету судом при решении вопроса об уменьшении размера исполнительского сбора, либо освобождения должника от его взыскания, но не при оценке законности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, вина должника в неисполнении в срок исполнительного документа не установлена, а наоборот, административный истец МБОУ «Лицей Классический» г.о.Самары добровольно в установленный 5-дневный срок исполнила частично требования исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, а именно, установлено оснащение поста охраны стационарной кнопкой экстренного вызова полиции в здании учреждения, что подтверждено актом о приемке в эксплуатацию средств охранной сигнализации. Учитывая, что обязанность по осуществлению капитального ремонта ограждения по периметру образовательного Учреждения у МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара возникает после обеспечения финансирования образовательного учреждения Департаментом образования Администрации г.о. Самары, которое на момент как вынесения исполнительского сбора, так и на момента рассмотрения дела отсутствовало, то вина в неисполнении решения суда у МБОУ «Лицей классический « г.о. Самара судом не установлена и не подтверждена, поскольку МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара без выделения денежных средств Департаментом образования Администрации г.о.Самар не могло исполнить решение суда в полном объеме.

При таких обстоятельствах, у судебного пристава- исполнителя имелись все формальные основания для взыскания исполнительского сбора, но в связи с отсутствием вины МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара в этом, должник подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора. Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить требования МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самара ГУФССП России по Самарской области Макаровой И.С., врио начальникам отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары ГУ ФССП России по Самарской области Макашовой Е.Г., Паньковой М.А., заинтересованным лицам: прокуратуре Железнодорожного района г.Самары, Администрации г.о.Самары, Департаменту образования Администрации г.о.Самара, ГУФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства , удовлетворить.

Освободить МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара от взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2023г.

Председательствующий судья Л.М. Кривоносова

2а-501/2023 (2а-3760/2022;) ~ М-3428/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МБОУ Лицей Классический г.о. Самара
Прокуратура Железнодорожного района гор. Самары
Ответчики
ОСП Железнодорожного района гор. Самары
УФССП России по Самарской области
Другие
Департамент образования Администрации г.о.Самара
Администрация г.Самара
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Л. М.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация административного искового заявления
07.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2022Предварительное судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее