№ 2-2119/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«05» октября 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исуповой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа период работы по совместительству на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ СОШ № с -Дата- по -Дата-. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж спорный период, обязать досрочно назначить страховую пенсию с даты возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 15 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец частично изменил предмет иска в порядке ст. 39 ГПК РФ и дополнил исковые требования в порядке ст. 151 ГПК РФ, в окончательном варианте просил:
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) № от -Дата- и № от -Дата- об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж истца период работы по совместительству на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ СОШ № с -Дата- по -Дата-.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) бессрочно назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, с момента возникновения права на такую пенсию – с -Дата-.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) судебные расходы в размере 15 000 рублей по оплате услуг представителя, 300 рублей по оплате государственной пошлины и 1000 рублей по оплате нотариальной доверенности.
В судебное заседание не явился истец Исупова О.В., извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решениях Управления об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
-Дата- истец обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.
-Дата- решением № Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) истцу на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 24 год 03 месяца 22 дня.
23 марта 202 года истец повторно обратился с письменным заявлением к ответчику о досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.
-Дата- решением № Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) истцу на основании п..19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 24 года 03 месяца 22 дня.
Из содержаний решений усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работ по совместительству на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ СОШ № с -Дата- по -Дата-, поскольку факт работы учителем по совместительству с занятием штатной должности с -Дата- по -Дата- документально не подтвержден, период не отвечает требованиям Списка от 29.10.2002 №781.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8, п.3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года, в редакции, действовавшей на дату обращения истца (-Дата- и -Дата- соответственно) в Пенсионный фонд РФ (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 и 18,6 соответственно.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1. ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действующей с -Дата-, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону №400-ФЗ указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с -Дата- по -Дата- достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до -Дата-, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ, п.43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального страхового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата- и -Дата-.
Период работы истца на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ «СОШ №» с -Дата- по -Дата- подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжке истец работает с -Дата- в должности заместителя директора МБОУ СОШ № г. Ижевска.
Согласно справке № от -Дата-, выданной МБОУ «СОШ №», Исупова О.В. работала в должности заместителя директора по учебно- методической работе на 1 ставку и в должности учителя русского языка с -Дата- по -Дата- (18,25 часов в неделю), с -Дата- по -Дата- (27 часов в неделю), с -Дата- по настоящее время -Дата- (23 часа в неделю). Справка дана на основании: лицевых счетов, тарификационных списков, табеля учета рабочего времени, приказов, штатных расписаний.
В соответствии с актом о результатах документальной проверки УПФР в г. Ижевске УР (межрайонное) условий труда на соответствующих видах работ от -Дата- № документально подтвержден факт работы Исуповой О.В. в МБОУ «СОШ №» в должности учителя с -Дата- по -Дата- на 1,00 ставку (на условиях совмещения должностей).
Выводы ответчика основаны на анализе первичных документов, представленных МБОУ «СОШ №» пенсионному органу.
Так, из акта документальной проверки следует, что дополнительным соглашением от -Дата- к трудовому договору № от -Дата- помимо работы по должности заместителя директора Исупова О.В. обязуется выполнять в пределах установленной ей нормальной продолжительности рабочего времени дополнительные обязанности по должности учитель русского языка и литературы (нагрузка в 5-9 классах – 15,25 часов).
Приказами МБОУ «СОШ №» № от -Дата-, № от -Дата- Исупова О.В. протарифицирована как учитель русского языка на 15,25 часов без почасовой оплаты на 2018-2019 учебный год и на 20,5 часов + 6,5 дом. без почасовой оплаты на -Дата---Дата- учебный год.
Согласно приказа МБОУ «СОШ №» № от -Дата- «В целях выявления, развития и появления интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, тарификационных списков Исупова О.В. значится: на -Дата- учителем русского языка – 15,24 ч. (5-9 кл.) в неделю, на -Дата- учителем русского языка – 18,25 ч. (5-9 кл.) в неделю, на -Дата- учителем русского языка – 20,5 ч. (5-9 кл.) в неделю, на -Дата- учителем русского языка – 20,5 ч. (5-9 кл.) в неделю.
В расчетных карточках Исуповой О.В. с -Дата- по -Дата- указаны начисления заработной платы, количество отработанных дней, оплата очередных отпусков по всем должностям, в том числе по должности учителя из расчета соответствующего оклада в соответствии с тарификацией.
В соответствии со ст. 60.1. ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
В соответствии со ст. 60.2. ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Анализ представленных сторонами доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что в спорный период истец, занимая должность заместителя директора, выполнял дополнительную работу по должности учителя за дополнительную оплату за условиях совмещения должностей.
Согласно Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее- Список №781), перечислены общеобразовательные учреждения- школы всех наименований (п.1.1 раздела наименование учреждений) и должность «учитель» (п.1 раздела наименование должностей).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее- Правила №781), периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).
Факт работы истца в должности и учреждении, предусмотренных Списком №781, ответчиком не оспаривается.
Между сторонами имеется спор о возможности включения данного периода в специальный стаж при работе в указанных в Списке №781 без занятия штатной должности учителя общеобразовательной школы.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (п. 19 ч. 1 и ч. 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года утвердило Список N 781, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанных федеральных законах понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.8.1 приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
При этой пенсионное законодательство не связывает право на досрочное назначение пенсии с занятием штатной должности, предусмотренной Списком №781.
Поскольку в спорный период истец работал в должности и учреждении, предусмотренных Списком №781, на 1 ставку заработной платы, имеются основания для включения данного периода в специальный стаж истца для досрочного пенсионного обеспечения.
При этом суд отмечает, что отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода льготы для досрочного назначения пенсии, не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку работодатель сдал соответствующие сведения за данный период с кодом льготы «27-ГД», отразив работу истца на 1 ставку заработной платы, однако данные сведения не были отражены на лицевом счете по вине ответчика.
При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на 12 ноября 2019 года по подсчетам ответчика 24 года 03 месяца 22 дня, спорных периодов сроком 10 месяцев 03 дня, стаж истца составит 25 лет 01 месяц 25 дней.
Таким образом, необходимый стаж для досрочного назначения пенсии (25 лет) истцом выработан и право на досрочную пенсию возникло у истца 17 сентября 2019 года.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», приложением №7 к Федеральному закону №400-ФЗ право на назначение досрочной пенсии у истца возникло по истечению шести месяцев с даты возникновения права, то есть с -Дата-.
Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился -Дата-, при этом на указанную дату у истца имелось право на досрочное назначение пенсии, вынесенное ответчиком решение от -Дата- об отказе в назначении пенсии не соответствует требованиям пенсионного законодательства, отказ в назначении пенсии является незаконным.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком - ордером № от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России».
Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере 1 000 рублей подтверждаются доверенностью серии № от -Дата-.
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и 1000 рублей за удостоверение нотариальной доверенности, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.
Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей подтверждаются договором поручения № от -Дата-, заключенным между Исуповой О.В. и ООО «Юридический департамент «Зам де Лекс», квитанцией серии № от -Дата- выданной ООО «Юридический департамент «Зам де Лекс».
При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в судебном заседании. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет 16 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Исуповой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) № от -Дата- об отказе Исуповой О.В. в установлении пенсии в части не включения в специальный стаж периода работы на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ «СОШ №» с -Дата- по -Дата-.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) № от -Дата- об отказе Исуповой О.В. в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж Исуповой О.В. период работы на 1,00 ставку в должности учителя русского языка МБОУ «СОШ №» с -Дата- по -Дата-.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) досрочно назначить Исуповой О.В. страховую пенсию по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, с -Дата-, бессрочно.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу Исуповой О.В. судебные расходы в размере 16 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.
Судья Сентякова Н.А.