Судья Чуряев А.В. Дело № 33-3214/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Саниной Л.Л.,
при секретаре Зябкина А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1418/2019 по исковому заявлению Афанасьева Николая Николаевича, Сергиевского Константина Борисовича, Зыковой Ольги Владимировны, Коршуновой Ирины Владимировны, Трубникова Сергея Николаевича, Пальчевского Виктора Альбертовича к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» на решение Советского районного суда г. Орла от 29 августа 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Афанасьев Н.Н., Сергиевский К.Б., Зыкова О.В., Коршунова И.В., Трубников С.Н. и Пальчевский В.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» (далее – ООО «Эксплуатация жилья», управляющая компания) о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в <адрес>. Ответчик является управляющей организацией указанного многоквартирного дома.
С 2017 года по настоящее время ответчик, не смотря на наличие в многоквартирном доме общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству, начисляет истцам оплату за указанные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из установленных нормативов. По мнению истцов, такой порядок начисления противоречит действующему законодательству.
Ссылаясь на изложенное, просили суд с учетом уточнения своих требований обязать ответчика производить им расчет размера платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества в соответствии с требованиями закона, а также обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества за период с 01 января 2017 г. по настоящее время.
Представители ООО «Эксплуатация жилья» по доверенности Лунин Е.B. и Устинова М.И. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что по действующему с 01 января 2017 г. законодательству оплата названных платежей должна осуществляться исключительно по нормативам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Эксплуатация жилья» просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об отказе в иске.
Указывает, что в соответствии с действующим с 01 января 2017 г. законодательством коммунальные платежи по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству для общедомовых нужд входят в состав платы за содержание жилого помещения. Перерасчет платежей на основании показаний общедомовых приборов учета может быть осуществлен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, который до настоящего времени не разработан, общее собрание собственников помещений многоквартирного дома об ином способе расчета платы не проводилось, в связи с чем оплата названных платежей должна осуществляться по нормативам.
Считает ошибочной ссылку суда на письмо Минстроя России от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01 января 2017 г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», поскольку оно носит разъяснительный характер содержания переходных норм.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Афанасьев Н.Н. (<адрес>), Сергиевский К.Б. (<адрес>), Зыкова О.В. (<адрес>), Коршунова И.В. (<адрес>), Трубников С.Н. (<адрес>), Пальчевский В.А. (<адрес>) являются собственниками указанных квартир в <адрес> в <адрес>.
ООО «Эксплуатация жилья» с 2015 года является управляющей организацией указанного многоквартирного дома, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды, водоотведения.
Управляющая компания с 01 января 2017 года производит начисление платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества исходя из норматива потребления и без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета, при этом размер оплаты указанных коммунальных платежей рассчитан исходя из нормативов, установленных постановлением Правительства Орловской области от 27 октября 2016 г. № 423 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» и постановлением Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 г. № 38 «Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылались на то, что сложившийся порядок начисления оплаты за указанные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из установленных нормативов противоречит действующему законодательству.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что до изменения соответствующего правового регулирования, управляющая компания должна производить перерасчет начисляемой истцам платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества многоквартирного <адрес>, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых, при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (оощедомового) прибора учета.
При этом суд первой инстанции руководствовался письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» (далее - Письмо).
Абзац четвертый Письма содержит разъяснение нормативных положений, изложенных в ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ).
По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 г. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме
Частью 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды применительно к многоквартирному дому, оборудованному коллективным (общедомовым) прибором учета, предусмотрено пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с ч. 9 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 г. № 73-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 г.
Частью 10 ст. 12 названного федерального закона предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
По смыслу приведенной нормы федеральным законодателем осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определения предельного максимального размера указанных расходов, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что, следовательно, не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч. 9.2 настоящей статьи.
Частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного
(общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик при расчете подлежащих оплате коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электрическую энергию, использованные на содержание общего имущества должен был учитывать показания коллективных (общедомовых) приборов учета и, следовательно, должен был осуществить перерасчет рассчитанной по установленным нормативам платы исходя из показаний таких коллективных (общедомовых) приборов учета.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не должен был руководствоваться письмо Минстроя России от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01 января 2017 г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», поскольку оно носит разъяснительный характер содержания переходных норм, не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Согласно пунктам 1, 6 и подпункту 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.
Минстрой России дает разъяснения по применению Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (п. 8), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (пункт 3), и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (п. 3).
Указанное выше письмо подготовлено и издано Минстроем России в целях реализации его полномочий в установленной сфере деятельности и в связи с изменением с 01 января 2017 г. состава платы за содержание жилого помещения и поступающими обращениями по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 г., на что указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 07 ноября 2017 г. № АКПИ17-836.
С учетом изложенного постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 29 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Чуряев А.В. Дело № 33-3214/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Саниной Л.Л.,
при секретаре Зябкина А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1418/2019 по исковому заявлению Афанасьева Николая Николаевича, Сергиевского Константина Борисовича, Зыковой Ольги Владимировны, Коршуновой Ирины Владимировны, Трубникова Сергея Николаевича, Пальчевского Виктора Альбертовича к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» на решение Советского районного суда г. Орла от 29 августа 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Афанасьев Н.Н., Сергиевский К.Б., Зыкова О.В., Коршунова И.В., Трубников С.Н. и Пальчевский В.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» (далее – ООО «Эксплуатация жилья», управляющая компания) о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в <адрес>. Ответчик является управляющей организацией указанного многоквартирного дома.
С 2017 года по настоящее время ответчик, не смотря на наличие в многоквартирном доме общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству, начисляет истцам оплату за указанные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из установленных нормативов. По мнению истцов, такой порядок начисления противоречит действующему законодательству.
Ссылаясь на изложенное, просили суд с учетом уточнения своих требований обязать ответчика производить им расчет размера платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества в соответствии с требованиями закона, а также обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества за период с 01 января 2017 г. по настоящее время.
Представители ООО «Эксплуатация жилья» по доверенности Лунин Е.B. и Устинова М.И. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что по действующему с 01 января 2017 г. законодательству оплата названных платежей должна осуществляться исключительно по нормативам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Эксплуатация жилья» просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об отказе в иске.
Указывает, что в соответствии с действующим с 01 января 2017 г. законодательством коммунальные платежи по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству для общедомовых нужд входят в состав платы за содержание жилого помещения. Перерасчет платежей на основании показаний общедомовых приборов учета может быть осуществлен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, который до настоящего времени не разработан, общее собрание собственников помещений многоквартирного дома об ином способе расчета платы не проводилось, в связи с чем оплата названных платежей должна осуществляться по нормативам.
Считает ошибочной ссылку суда на письмо Минстроя России от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01 января 2017 г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», поскольку оно носит разъяснительный характер содержания переходных норм.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Афанасьев Н.Н. (<адрес>), Сергиевский К.Б. (<адрес>), Зыкова О.В. (<адрес>), Коршунова И.В. (<адрес>), Трубников С.Н. (<адрес>), Пальчевский В.А. (<адрес>) являются собственниками указанных квартир в <адрес> в <адрес>.
ООО «Эксплуатация жилья» с 2015 года является управляющей организацией указанного многоквартирного дома, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды, водоотведения.
Управляющая компания с 01 января 2017 года производит начисление платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества исходя из норматива потребления и без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета, при этом размер оплаты указанных коммунальных платежей рассчитан исходя из нормативов, установленных постановлением Правительства Орловской области от 27 октября 2016 г. № 423 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» и постановлением Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 г. № 38 «Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылались на то, что сложившийся порядок начисления оплаты за указанные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из установленных нормативов противоречит действующему законодательству.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что до изменения соответствующего правового регулирования, управляющая компания должна производить перерасчет начисляемой истцам платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества многоквартирного <адрес>, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых, при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (оощедомового) прибора учета.
При этом суд первой инстанции руководствовался письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» (далее - Письмо).
Абзац четвертый Письма содержит разъяснение нормативных положений, изложенных в ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ).
По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 г. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме
Частью 1 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды применительно к многоквартирному дому, оборудованному коллективным (общедомовым) прибором учета, предусмотрено пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с ч. 9 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 г. № 73-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 г.
Частью 10 ст. 12 названного федерального закона предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
По смыслу приведенной нормы федеральным законодателем осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определения предельного максимального размера указанных расходов, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что, следовательно, не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч. 9.2 настоящей статьи.
Частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного
(общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик при расчете подлежащих оплате коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электрическую энергию, использованные на содержание общего имущества должен был учитывать показания коллективных (общедомовых) приборов учета и, следовательно, должен был осуществить перерасчет рассчитанной по установленным нормативам платы исходя из показаний таких коллективных (общедомовых) приборов учета.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не должен был руководствоваться письмо Минстроя России от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01 января 2017 г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», поскольку оно носит разъяснительный характер содержания переходных норм, не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Согласно пунктам 1, 6 и подпункту 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.
Минстрой России дает разъяснения по применению Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (п. 8), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (пункт 3), и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (п. 3).
Указанное выше письмо подготовлено и издано Минстроем России в целях реализации его полномочий в установленной сфере деятельности и в связи с изменением с 01 января 2017 г. состава платы за содержание жилого помещения и поступающими обращениями по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 г., на что указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 07 ноября 2017 г. № АКПИ17-836.
С учетом изложенного постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 29 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи