Дело № 2-2944/2020
Строка 2.209
УИД 36RS0004-01-2020-002854-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Миловановой Я.С.,
с участием прокурора Будкова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Воронежа в защиту интересов Астанковой Натальи Алексеевны к Акционерному обществу «Управляющая компания Ленинского района» о приведении оголовков дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) в исправное состояние, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Воронежа, действуя в защиту интересов Астанковой Н.А., обратился в суд с иском к АО «Управляющая компания <адрес>» о проведении ремонта оголовков дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого дома, получении акта специализированной организации о пригодности их к эксплуатации, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что Астанкова Н.А. является собственником <адрес> жилого <адрес>, который с 2012 года находится в управлении АО «УК Ленинского района».
Наличие у АО «УК Ленинского района» обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом вышеуказанного многоквартирного жилого дома подтверждается договором управления, заключенным с собственниками помещений.
В соответствии нормами действующего законодательства и договором управления многоквартирным домом АО «УК Ленинского района» обязано обеспечить надлежащее техническое состояние дымовых и вентиляционных каналов в указанном многоквартирном доме, их исправность и безопасность для проживающих в доме людей.
Поскольку в штате управляющей компании отсутствуют сотрудники, прошедшие обучение и имеющие необходимые навыки для производства вышеуказанных работ, ответчиком на договорной основе привлечена специализированная организация ООО «Артель», осуществляющая работы по проверке и восстановлению надлежащей работоспособности дымовых и вентиляционных каналов. Проведенные обследования дымовентиляционных систем в <адрес> показали ненадлежащее состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов с 2018 года. Вследствие непроведения в течение длительного времени (нескольких лет) текущего ремонта, состояние оголовков дымоходов и вентиляционных каналов, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, стало представлять угрозу для жизни и здоровья проживающих в доме людей.
На протяжении более чем двух лет имеется бездействие со стороны управляющей компании, выраженное в нарушении требований жилищного законодательства, непроведении обязательных работ в отношении общего имущества <адрес>, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, в частности, истцу.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Воронежа от 03 мая 2018 года АО «УК Ленинского района» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате несоблюдения ответчиком обязанности по обеспечению исправного состояния дымоходов в многоквартирном доме и организации их надлежащего обслуживания и ремонта нарушены права Астанковой Н.А. как потребителя. Находясь в квартире, Астанкова Н.А. испытывает стресс, опасаясь за свою жизнь и здоровье, вынуждена постоянно открывать окна для проветривания помещения. Причиненный истцу моральный вред оценен Астанковой Н.А. в размере 5000 руб.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, прокурор города Воронежа, действуя в защиту интересов Астанковой Н.А., являющейся инвалидом 1 группы и не имеющей возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ просит обязать АО «Управляющая компания Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>; взыскать с АО «Управляющая компания Ленинского района» в пользу Астанковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В судебном заседании прокурор Будков И.С., действующий в интересах Астанковой Н.А., заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Истец Астанкова Н.А., будучи извещенной надлежащим образом, не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Управляющая компания Ленинского района» по доверенности Алмазова М.Н. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что с 2012 года по настоящее время многоквартирный жилой <адрес> находится в управлении АО «Управляющая компания Ленинского района».
Истец Астанкова Н.А. является собственником <адрес> вышеуказанного жилого дома.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственника помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1.3 ст.161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иными специализированными потребительскими кооперативами и предусмотренного частью 3статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Управляющей организации АО «УК Ленинского района» в соответствии с приказом ГЖИ Воронежской области о предоставлении лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014, с учетом ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями, установленными в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» является, в том числе, и соблюдение лицензиатом требований, установленным ч.2.3 ст.161 ЖК РФ.
Частью 2.3 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п.10, 11, 13, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, осуществлять текущее содержание и текущий ремонт общего имущества дома. Управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами, обязано обеспечить проведение работ по техническому обследованию и сезонному управлению оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определения работоспособности оборудования и элементов систем, при выявлении повреждений и нарушений – разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Учитывая, что многоквартирный жилой <адрес> газифицирован, к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410.
Согласно п.5 Правил №410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы (п.п. «а» п.11).
В соответствии с п.п. «в» п.12 Правил проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (п.13).
Наличие у АО «УК Ленинского района» обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом вышеуказанного многоквартирного жилого дома подтверждается договором управления, заключенным с собственниками помещений.
В соответствии с п. п. 3.1.2, 3.1.3 данного договора управляющая организация обязана обеспечивать содержание общего имущества, с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также осуществлять в объектах фактического финансирования текущий ремонт общего имущества согласно перечню работ и услуг.
Поскольку в штате управляющей компании отсутствуют сотрудники, прошедшие обучение и имеющие необходимые навыки для производства вышеуказанных работ, ответчиком на договорной основе привлечена специализированная организация ООО «Артель», осуществляющая работы по проверке и восстановлению надлежащей работоспособности дымовых и вентиляционных каналов. Проведенные обследования дымовентиляционных систем в <адрес> показали ненадлежащее состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов с 2018 года. Вследствие непроведения в течение длительного времени (нескольких лет) текущего ремонта, состояние оголовков дымоходов и вентиляционных каналов, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, стало представлять угрозу для жизни и здоровья проживающих в доме людей.
26 февраля 2018 года по результатам плановой проверки Государственной жилищной инспекции ответчику выдано предписание №02-07/86 о приведении вентиляционных каналов и дымоходов 148 многоквартирных домов в надлежащее состояние (отремонтировать оголовки труб), в том числе в доме истца, в срок до 01 сентября 2018 года.
В установленный срок информация от управляющей организации в адрес Государственной жилищной инспекции Воронежской области не поступала.
05 сентября 2018 года в адрес АО «УК Ленинского района» направлено уведомление о проведении проверки, которым истребованы заверенные надлежащим образом копии актов обследования дымоходов и вентиляционных каналов многоквартирных домов, указанных в предписании от 26 февраля 2018 года №02-07/86, по состоянию на 01 сентября 2018 года.
Согласно ответу АО «УК Ленинского района», по состоянию на 01 сентября 2018 года отремонтированы оголовки труб 9 многоквартирных домов, оголовки труб остальных 139 домов в надлежащее состояние в установленный срок не приведены.
20 сентября 2018 года составлен протокол №02-06/524 и выдано предписание от 20 сентября 2018 года №02-07/373 с указанием срока устранения выявленных нарушений до 01 марта 2019 года.
28 февраля 2019 года в инспекцию поступило обращение АО «УК Ленинского района» о продлении срока исполнения данного предписания до 01 июня 2019 года в связи с большим объемом работ и неблагоприятными погодными условиями, 01 марта 2019 года поступило уведомление №1879 с приложением актов технического обследования в отношении 15 домов, в которых оголовки труб по состоянию на 01 марта 2019 года отремонтированы.
Государственной жилищной инспекцией принято решение о продлении срока устранения нарушений до 01 июня 2019 года и направлении проверяемому лицу повторного предписания в отношении оставшихся 124 домов, в том числе <адрес>.
23 мая 2019 года АО «УК Ленинского района» в инспекцию предоставлена информация, согласно которой во исполнение предписания от 14 марта 2019 года №02-07/373 отремонтированы оголовки 5 домов г.Воронежа: <адрес>, оголовки труб остальных 111 домов не приведены в надлежащее состояние в установленный срок.
18 июня 2019 года Государственной жилищной инспекцией ответчику выдано новое предписание со сроком исполнения до 05 сентября 2019 года, в рамках исполнения которого отремонтировано только 10 домов, 1 дом перешел в управление другой организации.
08 октября 2019 года Государственной жилищной инспекцией ответчику выдано пятое предписание об устранении нарушений лицензионных требований в отношении 100 домов в срок до 08 апреля 2020 года, которое также проигнорировано управляющей компанией.
Согласно акту ООО «Артель» №704 от 20 апреля 2020 года проведенным обследованием технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) в жилом <адрес> установлено, что оголовки требуют ремонта, состояние оголовков представляет угрозу для жизни.
Аналогичные выводы сделаны государственной жилищной инспекцией Воронежской области, специалист которой привлечен прокуратурой города для участия в проверке.
На протяжении более чем двух лет имеется бездействие со стороны управляющей компании, выраженное в нарушении требований жилищного законодательства, непроведении обязательных работ в отношении общего имущества <адрес>, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, в частности, истцу.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Воронежа от 03 мая 2018 года АО «УК Ленинского района» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства ответчиком АО «УК Ленинского района» был произведен ремонт оголовков дымоходов на кровле <адрес>, что подтверждается актом о приемке выполненных работ по ремонту кирпичной кладки оголовков от 31.08.2020 по форме КС-2.
Однако, дымоходы и вентиляционные каналы от газовых приборов (агрегатов) в квартирах №<адрес> по-прежнему к эксплуатации не пригодны, что подтверждается актом ООО «Артель» №1968 от 24.09.2020, информацией ООО «Артель» от 16.10.2020, представленной на запрос прокуратуры города. В связи с невыполнением лицензионных требований в части обеспечения безопасности использования газового оборудования дома ГЖИ Воронежской области АО «УК Ленинского района» 02.10.2020 выдано новое предписание об устранении нарушений лицензионных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании АО «УК Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного Астанковой Н.А. как потребителю жилищных услуг в результате бездействия ответчика.
Как уже ранее установлено, истец Астанкова Н.А., 1977 года рождения, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и имеет в собственности расположенную в вышеуказанном многоквартирном жилом доме <адрес>.
Астанкова Н.А. обратилась в прокуратуру города Воронежа с заявлением о нарушении ее прав со стороны ответчика, выражающегося в неисполнении АО «Управляющая компания Ленинского района» обязанности по приведению дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного жилого дома в исправное состояние.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что АО «Управляющая компания Ленинского района» как организация, в управлении которой находится многоквартирный жилой <адрес>, возложенную на нее требованиями действующего законодательства и условиями заключенного с собственниками помещений дома договора управления от 26 марта 2012 года обязанность по содержанию общего имущества надлежащим образом не исполняет, что, в свою очередь, привело к неудовлетворительному представляющему угрозу для жизни и здоровья граждан состоянию оголовков дымоходов и вентиляционных каналов дома.
Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение из совокупности собранных по делу доказательств, в частности, обращения собственника <адрес> Астанковой Н.А. в прокуратуру города Воронежа по факту нарушения ответчиком требований жилищного законодательства, акта специализированной организации ООО «Артель» по результатам обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов от 20 апреля 2020 года, сведениями о привлечении ответчика к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, материалами проверки Государственной жилищной инспекции Воронежской области и неоднократно выданными в адрес АО «Управляющая компания Ленинского района» предписаниями об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, стороной ответчика не представлено и из материалов настоящего дела не усматривается. Обстоятельств, освобождающих управляющую компанию от ответственности за несоблюдение требований действующего жилищного законодательства, судом не установлено.
Факт ненадлежащего исполнения АО «Управляющая компания Ленинского района» обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного жилого <адрес> также подтверждается представленным стороной ответчика актом, согласно которому ремонт оголовков дымоходов и вентиляционных каналов спорного жилого дома произведен лишь после обращения прокурора города Воронежа в суд с настоящим иском.
Исходя из смысла разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей (пункт 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года).
В соответствии с положениями частей 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, выполнить работу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В силу статьи 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При таком положении, достоверно установив в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав собственника <адрес> многоквартирного жилого <адрес> Астанковой Н.А., как потребителя, в результате виновных действий ответчика АО «Управляющая компания Ленинского района», выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию общедомового имущества, суд с учетом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей истца, являющегося инвалидом 1 группы, а также требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с АО «Управляющая компания Ленинского района» в пользу Астанковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В силу взаимосвязанных положений статей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с АО «Управляющая компания Ленинского района» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа город Воронеж в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Акционерное общество «Управляющая компания Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>.
Взыскать с Акционерного общества «Управляющая компания <адрес>» в пользу Астанковой Натальи Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В остальной части требований – отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Управляющая компания Ленинского района» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело № 2-2944/2020
Строка 2.209
УИД 36RS0004-01-2020-002854-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Миловановой Я.С.,
с участием прокурора Будкова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Воронежа в защиту интересов Астанковой Натальи Алексеевны к Акционерному обществу «Управляющая компания Ленинского района» о приведении оголовков дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) в исправное состояние, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Воронежа, действуя в защиту интересов Астанковой Н.А., обратился в суд с иском к АО «Управляющая компания <адрес>» о проведении ремонта оголовков дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого дома, получении акта специализированной организации о пригодности их к эксплуатации, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что Астанкова Н.А. является собственником <адрес> жилого <адрес>, который с 2012 года находится в управлении АО «УК Ленинского района».
Наличие у АО «УК Ленинского района» обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом вышеуказанного многоквартирного жилого дома подтверждается договором управления, заключенным с собственниками помещений.
В соответствии нормами действующего законодательства и договором управления многоквартирным домом АО «УК Ленинского района» обязано обеспечить надлежащее техническое состояние дымовых и вентиляционных каналов в указанном многоквартирном доме, их исправность и безопасность для проживающих в доме людей.
Поскольку в штате управляющей компании отсутствуют сотрудники, прошедшие обучение и имеющие необходимые навыки для производства вышеуказанных работ, ответчиком на договорной основе привлечена специализированная организация ООО «Артель», осуществляющая работы по проверке и восстановлению надлежащей работоспособности дымовых и вентиляционных каналов. Проведенные обследования дымовентиляционных систем в <адрес> показали ненадлежащее состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов с 2018 года. Вследствие непроведения в течение длительного времени (нескольких лет) текущего ремонта, состояние оголовков дымоходов и вентиляционных каналов, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, стало представлять угрозу для жизни и здоровья проживающих в доме людей.
На протяжении более чем двух лет имеется бездействие со стороны управляющей компании, выраженное в нарушении требований жилищного законодательства, непроведении обязательных работ в отношении общего имущества <адрес>, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, в частности, истцу.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Воронежа от 03 мая 2018 года АО «УК Ленинского района» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате несоблюдения ответчиком обязанности по обеспечению исправного состояния дымоходов в многоквартирном доме и организации их надлежащего обслуживания и ремонта нарушены права Астанковой Н.А. как потребителя. Находясь в квартире, Астанкова Н.А. испытывает стресс, опасаясь за свою жизнь и здоровье, вынуждена постоянно открывать окна для проветривания помещения. Причиненный истцу моральный вред оценен Астанковой Н.А. в размере 5000 руб.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, прокурор города Воронежа, действуя в защиту интересов Астанковой Н.А., являющейся инвалидом 1 группы и не имеющей возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ просит обязать АО «Управляющая компания Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>; взыскать с АО «Управляющая компания Ленинского района» в пользу Астанковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В судебном заседании прокурор Будков И.С., действующий в интересах Астанковой Н.А., заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Истец Астанкова Н.А., будучи извещенной надлежащим образом, не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Управляющая компания Ленинского района» по доверенности Алмазова М.Н. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что с 2012 года по настоящее время многоквартирный жилой <адрес> находится в управлении АО «Управляющая компания Ленинского района».
Истец Астанкова Н.А. является собственником <адрес> вышеуказанного жилого дома.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственника помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1.3 ст.161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иными специализированными потребительскими кооперативами и предусмотренного частью 3статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Управляющей организации АО «УК Ленинского района» в соответствии с приказом ГЖИ Воронежской области о предоставлении лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014, с учетом ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями, установленными в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» является, в том числе, и соблюдение лицензиатом требований, установленным ч.2.3 ст.161 ЖК РФ.
Частью 2.3 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п.10, 11, 13, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, осуществлять текущее содержание и текущий ремонт общего имущества дома. Управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами, обязано обеспечить проведение работ по техническому обследованию и сезонному управлению оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определения работоспособности оборудования и элементов систем, при выявлении повреждений и нарушений – разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Учитывая, что многоквартирный жилой <адрес> газифицирован, к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410.
Согласно п.5 Правил №410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы (п.п. «а» п.11).
В соответствии с п.п. «в» п.12 Правил проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Проверка, очистка и ремонт дымовых и вентиляционных каналов выполняется в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (п.13).
Наличие у АО «УК Ленинского района» обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом вышеуказанного многоквартирного жилого дома подтверждается договором управления, заключенным с собственниками помещений.
В соответствии с п. п. 3.1.2, 3.1.3 данного договора управляющая организация обязана обеспечивать содержание общего имущества, с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также осуществлять в объектах фактического финансирования текущий ремонт общего имущества согласно перечню работ и услуг.
Поскольку в штате управляющей компании отсутствуют сотрудники, прошедшие обучение и имеющие необходимые навыки для производства вышеуказанных работ, ответчиком на договорной основе привлечена специализированная организация ООО «Артель», осуществляющая работы по проверке и восстановлению надлежащей работоспособности дымовых и вентиляционных каналов. Проведенные обследования дымовентиляционных систем в <адрес> показали ненадлежащее состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов с 2018 года. Вследствие непроведения в течение длительного времени (нескольких лет) текущего ремонта, состояние оголовков дымоходов и вентиляционных каналов, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, стало представлять угрозу для жизни и здоровья проживающих в доме людей.
26 февраля 2018 года по результатам плановой проверки Государственной жилищной инспекции ответчику выдано предписание №02-07/86 о приведении вентиляционных каналов и дымоходов 148 многоквартирных домов в надлежащее состояние (отремонтировать оголовки труб), в том числе в доме истца, в срок до 01 сентября 2018 года.
В установленный срок информация от управляющей организации в адрес Государственной жилищной инспекции Воронежской области не поступала.
05 сентября 2018 года в адрес АО «УК Ленинского района» направлено уведомление о проведении проверки, которым истребованы заверенные надлежащим образом копии актов обследования дымоходов и вентиляционных каналов многоквартирных домов, указанных в предписании от 26 февраля 2018 года №02-07/86, по состоянию на 01 сентября 2018 года.
Согласно ответу АО «УК Ленинского района», по состоянию на 01 сентября 2018 года отремонтированы оголовки труб 9 многоквартирных домов, оголовки труб остальных 139 домов в надлежащее состояние в установленный срок не приведены.
20 сентября 2018 года составлен протокол №02-06/524 и выдано предписание от 20 сентября 2018 года №02-07/373 с указанием срока устранения выявленных нарушений до 01 марта 2019 года.
28 февраля 2019 года в инспекцию поступило обращение АО «УК Ленинского района» о продлении срока исполнения данного предписания до 01 июня 2019 года в связи с большим объемом работ и неблагоприятными погодными условиями, 01 марта 2019 года поступило уведомление №1879 с приложением актов технического обследования в отношении 15 домов, в которых оголовки труб по состоянию на 01 марта 2019 года отремонтированы.
Государственной жилищной инспекцией принято решение о продлении срока устранения нарушений до 01 июня 2019 года и направлении проверяемому лицу повторного предписания в отношении оставшихся 124 домов, в том числе <адрес>.
23 мая 2019 года АО «УК Ленинского района» в инспекцию предоставлена информация, согласно которой во исполнение предписания от 14 марта 2019 года №02-07/373 отремонтированы оголовки 5 домов г.Воронежа: <адрес>, оголовки труб остальных 111 домов не приведены в надлежащее состояние в установленный срок.
18 июня 2019 года Государственной жилищной инспекцией ответчику выдано новое предписание со сроком исполнения до 05 сентября 2019 года, в рамках исполнения которого отремонтировано только 10 домов, 1 дом перешел в управление другой организации.
08 октября 2019 года Государственной жилищной инспекцией ответчику выдано пятое предписание об устранении нарушений лицензионных требований в отношении 100 домов в срок до 08 апреля 2020 года, которое также проигнорировано управляющей компанией.
Согласно акту ООО «Артель» №704 от 20 апреля 2020 года проведенным обследованием технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) в жилом <адрес> установлено, что оголовки требуют ремонта, состояние оголовков представляет угрозу для жизни.
Аналогичные выводы сделаны государственной жилищной инспекцией Воронежской области, специалист которой привлечен прокуратурой города для участия в проверке.
На протяжении более чем двух лет имеется бездействие со стороны управляющей компании, выраженное в нарушении требований жилищного законодательства, непроведении обязательных работ в отношении общего имущества <адрес>, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме, в частности, истцу.
Ранее постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Воронежа от 03 мая 2018 года АО «УК Ленинского района» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства ответчиком АО «УК Ленинского района» был произведен ремонт оголовков дымоходов на кровле <адрес>, что подтверждается актом о приемке выполненных работ по ремонту кирпичной кладки оголовков от 31.08.2020 по форме КС-2.
Однако, дымоходы и вентиляционные каналы от газовых приборов (агрегатов) в квартирах №<адрес> по-прежнему к эксплуатации не пригодны, что подтверждается актом ООО «Артель» №1968 от 24.09.2020, информацией ООО «Артель» от 16.10.2020, представленной на запрос прокуратуры города. В связи с невыполнением лицензионных требований в части обеспечения безопасности использования газового оборудования дома ГЖИ Воронежской области АО «УК Ленинского района» 02.10.2020 выдано новое предписание об устранении нарушений лицензионных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании АО «УК Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного Астанковой Н.А. как потребителю жилищных услуг в результате бездействия ответчика.
Как уже ранее установлено, истец Астанкова Н.А., 1977 года рождения, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и имеет в собственности расположенную в вышеуказанном многоквартирном жилом доме <адрес>.
Астанкова Н.А. обратилась в прокуратуру города Воронежа с заявлением о нарушении ее прав со стороны ответчика, выражающегося в неисполнении АО «Управляющая компания Ленинского района» обязанности по приведению дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного жилого дома в исправное состояние.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что АО «Управляющая компания Ленинского района» как организация, в управлении которой находится многоквартирный жилой <адрес>, возложенную на нее требованиями действующего законодательства и условиями заключенного с собственниками помещений дома договора управления от 26 марта 2012 года обязанность по содержанию общего имущества надлежащим образом не исполняет, что, в свою очередь, привело к неудовлетворительному представляющему угрозу для жизни и здоровья граждан состоянию оголовков дымоходов и вентиляционных каналов дома.
Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение из совокупности собранных по делу доказательств, в частности, обращения собственника <адрес> Астанковой Н.А. в прокуратуру города Воронежа по факту нарушения ответчиком требований жилищного законодательства, акта специализированной организации ООО «Артель» по результатам обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов от 20 апреля 2020 года, сведениями о привлечении ответчика к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, материалами проверки Государственной жилищной инспекции Воронежской области и неоднократно выданными в адрес АО «Управляющая компания Ленинского района» предписаниями об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, стороной ответчика не представлено и из материалов настоящего дела не усматривается. Обстоятельств, освобождающих управляющую компанию от ответственности за несоблюдение требований действующего жилищного законодательства, судом не установлено.
Факт ненадлежащего исполнения АО «Управляющая компания Ленинского района» обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного жилого <адрес> также подтверждается представленным стороной ответчика актом, согласно которому ремонт оголовков дымоходов и вентиляционных каналов спорного жилого дома произведен лишь после обращения прокурора города Воронежа в суд с настоящим иском.
Исходя из смысла разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей (пункт 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года).
В соответствии с положениями частей 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, выполнить работу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В силу статьи 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации причинителем вреда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При таком положении, достоверно установив в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав собственника <адрес> многоквартирного жилого <адрес> Астанковой Н.А., как потребителя, в результате виновных действий ответчика АО «Управляющая компания Ленинского района», выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию общедомового имущества, суд с учетом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей истца, являющегося инвалидом 1 группы, а также требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с АО «Управляющая компания Ленинского района» в пользу Астанковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В силу взаимосвязанных положений статей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с АО «Управляющая компания Ленинского района» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа город Воронеж в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Акционерное общество «Управляющая компания Ленинского района» получить акт специализированной организации о пригодности к эксплуатации дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов (агрегатов) жилого <адрес>.
Взыскать с Акционерного общества «Управляющая компания <адрес>» в пользу Астанковой Натальи Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В остальной части требований – отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Управляющая компания Ленинского района» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.