Решение по делу № 8Г-9717/2020 [88-11270/2020] от 19.03.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                   Дело № 88-11270/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

15 мая 2020 г.                                                                            г. Самара

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кизирбозунц Т.Т., рассмотрев кассационную жалобу Арефьевой Расили Садыковны на апелляционное определение Беляевского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г. по гражданскому делу № 2-0973/18/2019 по иску прокурора Беляевского района Оренбургской области в интересах Арефьевой Расили Садыковны к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Беляевская РБ» о взыскании компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Беляевского района Оренбургской области обратился в мировой суд судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области с исковым заявлением в интересах Арефьевой Р.C. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Беляевская РБ» о взыскании компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В обоснование требований указано, что Арефьева Р.С. является работником ГБУЗ «Беляевская РБ» и проживает в сельской местности. Она пользовалась до 01 января 2005 г. льготами по оплате жилья, связанными с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Прокурор просил взыскать в пользу Арефьевой Р.С. в солидарном порядке с Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Беляевская РБ» в счет возмещения расходов по оплате за отопление и освещение за период с 01 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г. 35 824 руб. 48 коп.

Решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области от 05 сентября 2019 г. исковые требования удовлетворены частично. Взыскано в пользу Арефьевой Р.С. 35 824 руб. 48 коп. за счет средств казны Оренбургской области в качестве расходов по оплате отопления и освещения в период с 01 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.

Апелляционным определением Беляевского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г. решение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области от 05 сентября 2019 г. отменено, вынесено новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Арефьевой Р.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного.

    В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив состоявшиеся по делу судебные постановления, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29 июня 2004 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное положение Основ признано утратившим силу с 01 января 2005 г.

Как установлено судебными инстанциями, Арефьева Р.С. с 1991 г. по настоящее время является непрерывно работником здравоохранения, занимает должность врача общей практики, она и члены ее семьи ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг не получали.

До 01 января 2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона РФ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшийся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 07 февраля 2008 г. N 383-О-П, следует, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 07 февраля 2008 г. N 383-О-П указал, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу статей 1, 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 г. N1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал. Данным Законом установлена мера социальной поддержки указанным работникам в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 руб., а с 01 января 2007 г. – в размере 155 руб.

Делегируя субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, федеральный законодатель в части 2 статьи 153 ФЗ от 222004 г. № 122-ФЗ установил, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшийся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Положения статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 г. № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» были предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 23 сентября 2009 г. № 47-Г09-45 установил, что данные нормы не противоречат федеральному законодательству, в частности статье 153 ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 г. не уменьшился, в пришел к выводу о том, что установив компенсацию расходов на льготы специалистам областных государственных учреждений, работающим в сельской местности в сумме 120 руб., а с 01 января 2007 г. в сумме 155 руб. в месяц Закон области положения граждан не ухудшил.

Рассматривая настоящее дело, апелляционной инстанцией на основании оценки собранных по делу доказательств в совокупности и во взаимосвязи с вышеприведёнными нормами законодательства пришёл к выводу, что работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории Оренбургской области, вправе претендовать только на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Оренбургской области от 12 января 2005 г. № 1772/301-III-ОЗ - в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 155 руб., а Арефьева Р.C. с заявлением о выплате компенсации за период с 01 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г. к работодателю с заявлением и подтверждающими документами на ее право, не обращалась. Поскольку для выплаты компенсации, предусмотренной Законом Оренбургской области предусмотрен заявительный характер, который не был соблюден Арефьевой Р.С., оснований для взыскания в счет компенсации денежной суммы не имелось.

Суд Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанций, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Изложенные в настоящей жалобе доводы не опровергают выводы апелляционной инстанции. Несогласие заявителя с выводами, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

С учётом изложенного суд не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения Беляевского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г. по гражданскому делу № 2-0973/18/2019 по иску прокурора Беляевского района Оренбургской области в интересах Арефьевой Р.С. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Беляевская РБ» о взыскании компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

апелляционное определение Беляевского районного суда Оренбургской области от 17 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Арефьевой Расили Садыковны - без удовлетворения.

Судья                                    Кизирбозунц Т.Т.

8Г-9717/2020 [88-11270/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Беляевского района Оренбургской области
Арефьева Расиля Садыковна
Шестому отделу управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Министерство здравохранения Оренбургской области
ГБУЗ "Беляевская районная больница"
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кизирбозунц Татьяна Талатовна
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее